СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Формирование коммуникативных навыков – одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение вступать в диалог и поддерживать его, высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого, видеть партнёра и понимать его невербальные сигналы – эти способности должны и могут развиваться в дошкольном возрасте.
Диалог – разговор, беседа – основная форма речевого общения ребёнка со взрослым и сверстниками.
Обучение детей диалогической или разговорной речи обычно происходит в форме беседы (разговора), т.е. обмена репликами между взрослым и ребёнком или между детьми, и имеет ряд особенностей. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у них снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, речь малопонятна и чаще всего представляет простую конструкцию, слабо развивается экспрессивная речь при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращённой речи, недостаточна также речевая активность, которая с возрастом без специального обучения резко падает. Для совершенствования речи и перехода к сложной речевой конструкции необходимо на специальных занятиях проводить диалог с помощью подготовленной беседы и имитации (приём театрализации).
Подготовленная беседа предназначена для обучения детей основным правилам построения диалога. Они должны выслушивать собеседника, не перебивая его речь, сдерживать себя, ожидая возможности вставить реплику, стараться говорить понятно, а в дальнейшем отрабатывать произносительные и грамматические навыки, уточняя смысл слов. В результате беседы дети тренируются в построении фразы в диалоге, приобретают грамматические навыки (склонения существительных, согласование прилагательных с существительными, употребление глаголов, причастий, наречий, деепричастий).
Большую роль в работе над диалогической речью играет театрализация – игра-инсценировка. Для пересказа в лицах могут быть использованы литературные произведения известных детских поэтов, а также народные песни. Театрализация даёт возможность не только совершенствовать разговорную речь, но и обогащает её в эмоциональном отношении: она звучит то радостно, то печально, то жалобно, то грозно. В игре-инсценировке дети дословно пересказывают в лицах (по ролям) художественное произведение, иногда вместе, иногда поочерёдно, меняясь ролями.
Методика работы над диалогом
Работа включает несколько этапов:
© 2018, Чуприкова Наталья Владимировна 251