СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Творческая мастерская Обучение дошкольников словесно-художественному творчеству на занятиях по развитию речи.
На современном этапе развития общества особое значение приобретают вопросы совершенствования речевой культуры. Культура речи является частью общей культуры личности, а навыки владения грамотной связной речью - профессиональной потребностью во многих сферах общественной жизни. Поэтому задача обучения родному языку является одним из приоритетных направлений работы.
Проблема заключается в поиске и реализации новых оптимальных путей формирования образной связанной речи дошкольников, развития словесно –художественного творчества, способствующих наиболее эффективным результатам в развитии речи дошкольников.
Процесс овладения родным языком в дошкольном детстве органически связан с умственным развитием. Эту связь надо рассматривать и как зна-чение языка для развития мышления и как роль интеллекта для овладения языком.
Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, основными характерис-тиками которой выступают связность и цельность: умение продумать содер-жание и выстроить его, соблюдая структурные части (начало, середина, ко-нец), связывая между собой предложения и части высказывания.
Развитие образной речи является важной составляющей воспитания куль-туры речи. Необходимо воспитывать у детей интерес к языковому богатству, развивать умение использовать в своей речи самые разнообразные вырази-тельные средства с тем, чтобы речь детей стала образной, непосредственной и выразительной.
Значит, чтобы научить ребёнка красиво и правильно говорить необходимо:
Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что эффектив-ность занятия возрастает, только в случае, если ребёнок проявляет к нему интерес.
Традиционные повторы одного и того же рассказа детьми на занятиях по развитию речи, делает их скучными, монотонными, неинтересными, не дают возможности ребёнку проявить себя.
В занятиях по составлению творческих рассказов используются наглядные модели, мнемодорожки, прием, когда одна картинка становилась, то началом, то серединой, то концом рассказа, прием словесного рисования «Портрет осени», методом эмпатии, придумывание сказки «наизнанку» (когда меня-ются характеры героев).
Важнейшими источниками развития выразительности и образности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народ-ного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, пого-ворки, загадки, считалки, потешки, фразеологизмы), которые мы широко ис-пользуем в работе с детьми. Мы не только учим детей выделять в художест-венных текстах средства образной выразительности, но и придумывать са-мостоятельно сравнения, загадки, метафоры.
Развитие детского воображения и фантазии осуществляется в блоке сов-местной деятельности с помощью специально подобранных игр, этюдов, игр-бесед, игр-импровизаций, психогимнастик. Особое место в них отводится развитию образности речи, связной речи. Игры можно проводить с подгруп-пой детей или индивидуально. Обязательное условие – проведение игр после наблюдений, рассматривания, сравнения и т.д. Ребёнок должен достаточно точно представлять предмет, о котором идёт речь. Включение этих матери-алов в каждодневноную жизнь детей вызывает у них неизменный интерес, желание фантазировать, вместе с педагогами переживать воображаемые си-туации, дополнять предлагаемый взрослым образ новыми деталями.
Составление рассказов по картине является особенно сложным видом рече-вой деятельности для ребёнка.
Традиционная методика проведения такого занятия:
Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих сверстников. Содержание таких рассказов почти одинаковое, варьируется лишь количество предложений и их развёрнутость. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые рас-пространённые и сложные предложения. Тексты изобилуют словами пов-торами:,, ну, потом, вот”, длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребёнок сам не строит рассказ, а пов-торяет предыдущий в лучшем случае лишь с незначительными изменени-ями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рас-сказов. Поэтому этот вид деятельности становится им неинтересен.
В первую очередь педагоги отказываются от традиционной беседы по со-держанию картины. А чтобы дети её всё-таки рассмотрели, при чём с инте-ресом, используется игровой метод «Подзорной трубы и моделирования».
Цель: активизация внимания и интереса детей при подетальном рассмат-ривании картины.
Берётся обыкновенный лист бумаги, свертывается в трубочку, и детям пред-лагается в соревновательной форме назвать как можно больше предметов, увиденных на картине.
В то время как дети называют предметы, воспитатель рисует их схематично, в том порядке, как они раположены на картине. Причем надо отметить, что дети могут называть предметы в любом порядке. А после, того, как картина смоделирована, воспитатель подводит итог: быстро перечисляет все изобра-женное, начиная с главного. Обращение идет не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных изображений.
Имея в руках «подзорную трубу», дети с большим азартом, досконально изучают картину, не оставляя без внимания ни одного предмета.
Еще один из вариантов начала занятия метод «Вхождениев картину»
Цель: изучение содержания картины посредством активизации разных ор-ганов чувств; обучение дошкольников составлению распространенных и сложных предложений.
Сначала воспитатель учит детей, какие признаки предметов могут быть «считаны» разными органами чувств: нос воспринимает запах, ухо-звук, глаз-изображение, рука, нога, лицо дают тактильные ощущения.
Работая с картиной, предложения-зарисовки начинаются с фразы: «Я ви-жу…». Педагогом дается установка: называть увиденные предметы с кра-сивыми определениями: большая, мохнатая, толстопятая медведица; звонкая, многоголосая речка и т.д. И так же, как и при первом методе, воспитатель за-рисовывает схематично все названные предметы и моделирует картину. Дальше идет работа с другими органами чувств «Я слышу, как…», «Я чувст-вую запах…», «Когда я трогаю руками…».Воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений, предлагая как будто перенестись в кар-тину, прислушаться, приглядеться, дотронуться рукой, почувствовать при-косновение на лице, пройтись босыми ногами… При этом педагог наце-ливает детей высказывать свои ощущения простыми распространенными и сложными предложениями, использовать в своей речи красивые слова и об-разные выражения.
Этот метод так же предполагает использование схем-моделей.
Необходимо отказаться от повторения детьми одного и того же рассказа, а стремиться к тому, чтобы в течение занятия все составленные детьми расска-зы были разными. Эту задачу нам позволяет решить метод «Объединения объектов».
«Метод объединия объектов»
Цель: Учить детей находить взаимосвязь между различными предметами, изображенными на картине, и составлять о них рассказ. Разнообразить детс-кие рассказы по содержанию.
На практике нам помогает объединить предметы на картине использование игрового приема «Волшебник Объединяйка». От его имени мы предлагаем детям объединить предметы по принципу соприкосновения. Допускается любой другой принцип объединения, который сможет объяснить ребенок (ТРИЗ). Далее детям предлагается составить рассказ об объединенных пред-метах.
Для того, чтобы разнообразить содержание детских рассказов можно ис-пользовать метод составления рассказов от лица разных объектов (метод эмпатии).
Цель: Учить детей перевоплощаться, составлять творческий рассказ от первого лица, используя знания о разных поведенческих реакциях в зави-симости от черт характера описываемого объекта.
От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изоб-раженных на картине, т.е. используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом, изображенным на картине и «входит» в его эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестами, другими средствами ин-тонациональной выразительности речи.
Придумывание сказки «Как щенок Машеньку спас с использованием мнемотаблиц»
Программное содержание.
Связная речь. Учить детей последовательно и связно рассказывать приду-манную сказку по временной модели. Развивать словесно-художественное творчество дошкольников. Формировать умение использовать зачин, кон-цовку, прием повтора.
Словарь. Активизировать в речи образную лексику: одна-одинешенька, душа в пятки ушла, дремучий лес, ясный солнечный день. Упражнять в под-боре антонимов к прилагательным: веселый, ласковый и нежный.
Грамматика. Учить использовать разнообразные синтаксические конст-рукции; прямую речь; распутывать предложения – небылицы, заменяя для этого необходимые слова.
ЗКР. Развивать у детей интонационную выразительность речи: передавать диалоги героев с разной интонацией.
Материал. Временная модель сказки: 4 мнемотаблицы, картинки – небы-лицы.
Ход занятия.
Воспитатель.
- Сегодня мы будем придумывать сказку «Как щенок Машеньку спас». По-могут вам в этом мнемотаблицы. Раставьте их в определенном порядке.
-Ребята, на мнемотаблицах изображено, что случилось с Машей. Но чтобы сказка получилась выразительной и интересной, нужно придумать, какой щенок был у Машеньки: его кличка, цвет шерсти, пятна, на что похожи глаза, нос, форма хвоста. Опишите его.
Примерные ответы детей.
Звали щенка Дружок (Рыжик, Бимка). Он был весь рыжий с черными пят-нышками, глазки, как черные угольки, нос сердечком, хвост колечком.
Звали его Рыжик. Он был рыжий, глазки, как черные жемчужины блестят, ушки длинные по сторонам висят, хвостик весело из стороны в сторону вер-тится. Люди говорили, что он солнышка любимый сын.
- Какой был день, когда Маша пошла гулять в лес? (Летний, теплый, ясный, солнечный)
-Скажите по-сказочному, как гуляла Маша в лесу.(Гуляла-гуляла…)
-Маша не просто плакала, а … (обливалась горючими слезами)
-Лес был не просто темный, а … (дремучий)
- Ей стало не просто страшно, а … (душа в пятки ушла)
-В лесу никого не было, она была… (одна-одинешенька)
-Посмотрите на первую мнемокартинку и придумайте, как будет начинаться сказка?
Ответы детей.
-Жили-поживали на лесной опушке в маленьком домике Машенька да ще-нок.
-Жили-были мама, папа, да их дочка Машенька. И был у Машеньки самый лучший друг щенок Бимка.
-Однажды ясным теплым летним днем мама и папа уехали, а дочке нака-зывали: «Не ходи Машенька в лес одна. Там злой гном живет. Играй со сво-им другом щенком, а мы скоро вернемся»
-Что произошло в середине сказки? (Вторая и третья мнемокартинки)
Ответы детей.
Играла-играла Маша со своим щенком, он устал и уснул. Скучно стало Машеньке, и пошла она в лес. Гуляла-гуляла, цветочки собирала и не заметила, как заблудилась.
Оглянулась девочка, а вокруг дремучий лес стеной стоит. А в этой чаще злой гном живет, грубым голосом ревет: «У-у-у!». Так страшно стало Маше, что ду-ша в пятки ушла.
Вдруг слышит – колокольчик звенит: «Динь-динь, динь-динь». Оглянулась Машенька вокруг – никого не увидела. Пуще прежнего, колокольчики звенят: «Динь-динь, динь-динь». Посмотрела девочка по сторонам, видит – гномики стоят и говорят: «Мы добрые – предобрые. В темноте звеним, деткам спать велим. Динь-динь. Ложись девочка спать, утро вечера мудренее». Улыбну-лась Машенька и уснула.
Проснулась девочка оттого, что кто-то ее нос лижет. Смотрит, а это ее ще-нок Дружок. Разыскал он свою подружку в лесной чаще и домой привел.
Как-то раз увидал Рыжик зайчонка на опушке и помчался за ним. Ждет-ждет Машенька щенка, а его все нет.Пошла Маша в лес его искать. Шла-шла, звала его искать. Шла-шла, звала его: «Рыжик, Рыжик». И не заметила,как попала в дремучий лес. Наступила темнота-темнотища. У Машеньки от страха душа в пятки ушла. Залилась она горючими слезами. Вдруг откуда не возьмись, поя-вился злой гном: «У-у-у, кто это в мой темный лес пожаловал. Будешь у меня жить, кашу варить, меня кормить». Делать нечего, взяла Маша ведерко, пошла за водой.
Пришла она к ручейку, и слышит, колокольчики звенят. Оглянулась Маша вокруг, ничего нет. Пуще прежнего колокольчики звенят, поняла Машенька, что это ручеек звенит: «Что случилось с тобой, девочка?» Маша отвечает: «Искала я щенка своегои попала к злому гному, помогите мне ручеек выб-раться отсюда». Смотрит Машенька и глазам своим не верит – качается на волнах лодка. Села она в лодку и поплыла. Долго ли,коротко ли она плыла, сон ее сморил. Проснулась Машенька оттого, что ее кто-то в щеку лижет. Смотрит, лодка к берегу причалила,вокруг светло, птички поют, а рядом ее щенок Рыжик. Разыскал он Машеньку в лесной чаще и домой привёл.
- Чем можно закончить сказку? (Четвертая мнемокартинка)
Ответы детей.
- Стали они жить не тужить, да дальше дружить.
- Поблагодарила Машенька Бимку за свое спасение. Больше не боялась она темноты. Спать ложилась и говорила : «Колокольчики звенят, деткам спать велят. Динь-динь, динь-динь».
- Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.
- Стали они жить – поживать и добра наживать.
Физкультминутка.
Пантомимический этюд «Страх»
Дети изображают состояние страха: глаза широко открыты, руки согнуты в локтях, прижаты к телу, голова втянута в плечи, дрожат.
- Когда Маша плакала, голос у нее был не веселый, а … (жалобный, грустный…)
- У злого гнома голос был не ласковый и нежный,а …(злой, грубый…)
- Попробуйте сказать жалобно,как машенька: «Страшно мне престрашно» и грубо, как злой гном: «У-у-у! Кто это в мой темный лес пожаловал?»
- А теперь расскажите свою сказку о том «Как щенок Машеньку спас». Не забудьте сказать зачин, описать щенка, рассказать о том, что произошло в середине и конце сказки.
Дети придумывают и рассказывают свои сказки.
Игра «Небылица»
- Ребята, небылица, это чего на самом деле не бывает. Она состоит из одного предложения. Например: «Га-га-га весело пел щенок». Как можно распутать небылицу? (Надо заменить слова в предложении. Какие слова здесь можно заменить? (Высказывания детей) – Гав-гав-гав весело лаял щенок.
- Давайте придумаем другую небылицу: «Летит рогатая девочка». Распутайте небылицу.
Дети.
- Идет красивая девочка. Бежит веселая девочка.
© 2016, Петрухина Лариса Ивановна 1055