СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Главная проблема школьного обучения программированию — отсутствие системного подхода в этом вопросе. Беда в том, что в школе учат не решению проблем с помощью программирования, не разработке программ, а лишь языку программирования как таковому. Школьные уроки сводятся, по сути, к изучению конструкций языка и выполнению каких-либо заданий на эти конструкции, но не учат намного более важному умению — применять их для решения возникающих на практике задач. Те из учащихся, кто имеет талант к программированию, учатся этому самостоятельно, остальные получают представление о программировании как «скучном и нудном занятии для ботаников».
Но программирование ведь нужно не только «избранным». На уроках программирования дети учатся в первую очередь работать с информацией, структурировать её, управлять ею, а эти навыки жизненно необходимы в условиях все нарастающего «информационного вала» современной жизни. Даже приблизительное понимание, как устроен компьютер, как он работает и исполняет программы, каковы его возможности и ограничения, — важный навык в нынешних условиях, когда компьютеры проникли буквально повсюду и все больше и больше становятся для обычного человека какой-то магией («я только кнопочку нажал, и тут тако-о-ое!»). Даже если ребенок и не станет программистом, приобретенные во время занятия программированием навыки будут для него хорошим подспорьем в будущей жизни. От компьютеров ведь он никуда не уйдет.
Изложение принципов методики И.Р. Дединского (Старший преподаватель кафедры информатики МФТИ; учитель информатики московского лицея «Вторая школа».)
Последовательность задач
Последовательность знаний и умений, получаемых детьми, ориентирована на их практическое использование. Конструкции даются как результат возникающих у детей в процессе обучения проблем. Разумеется, задания подбираются именно так, чтобы проблемы эти возникали в определенном порядке — в этом состоит одна из задач преподавателя. Задачи подбираются по принципу: чем важнее навык, тем раньше он изучается. Важность понимается как частота употребления конструкции в промышленном коде. Именно поэтому функции, важнейший элемент программирования, изучаются как можно раньше.
Последовательность изучения графических исполнителей среды Кумир
Переход от интерактивного управления к программируемому (первые 1-3 урока)
Изучение циклов со счетчиком, вспомогательных алгоритмов, фракталов, причем начать обучение с процедур.
Причем в Кумире главный алгоритм всегда находится в начале, что важно для структурного программирования, ниже вспомогательные алгоритмы.
Фракталы учеников впечатляют, дают понятие о рекурсии.
Условия обратной связи, циклы пока
Робот всегда сопровождается изучением алгебры логики, связки «и», «или».
Декартовы координаты
При изучении курса информатики с 8 по 11 класс на базовом уровне Кумир в принципе достаточен (алгоритмический язык).
Можно организовать изучение программирования в таком порядке:
8-9 классы Кумир
10-11 классы Паскаль
© 2016, Кадыргулова Гульназ Рафаэловна 2161