СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одаренность ребенка: раскрыть, понять, поддержать

Нажмите, чтобы узнать подробности

На практике приходится сталкиваться с таким парадоксом: с одной стороны, родители, педагоги мечтают, рассуждают о талантливых, умных людях, а с другой – часто теряются, начинают со-мневаться, метаться, когда перед ними встает реальная проблема раскрытия дарования ребенка. «Вдруг» оказывается, что это совсем не просто, и часто предполагаемый результат никак не соответствует реальным возможностям. Вспоминается пословица: «Взявшись за гуж, не говори, что не дюж». Тем не менее у взрослых опускаются руки. Мама шумного, непоседливого Толика меч-тает, чтобы он был таким, как соседский Мишенька – смышленый, спокойный малыш. И ей совсем не приходит в голову, что мама Миши, замучившись с бесконечными вопросами пытливого сына, иногда ловит себя на мысли: «Уж лучше бы был, как все дети, вон как Толик…» Есть родители, которые как бы снимают свои проблемы, перекладывая их на плечи других – воспитателей, педагогов. «Их этому специально учили, за это им деньги платят, вот пусть и развива-ют». Но большинство все же готово «сделать все для развития ребенка». Папа-бизнесмен покупает для сына электронный синтезатор и компьютер. Мама, которая воспитывает дочку одна, отказыва-ет себе в покупке сапог, лишь бы девочка могла брать уроки английского языка. Каждый старается в меру своих сил и возможностей. Почему же результат так часто не удовлетворяет? Что еще нуж-но сделать? Взрослые удивляются, когда им говорят: «Чтобы раскрыть дарование малыша, нужно начать с себя; и в размышлениях над трудностями и неудачами нужно начать с себя, а не с ребенка». Если спросить родителей, любят ли они своего ребенка, ответ, конечно, будет утвердительным. Но так ли это на самом деле? Социолог и психолог Э.Фромм подчеркивал, что главное в любви – отдавать не для того, чтобы получать, а потому что это само по себе приносит радость. «Любовь есть деятельная озабочен-ность, заинтересованность в жизни и благополучии того, кого мы любим». Истинная любовь к ребенку предполагает принятие его таким, каков он есть, признание его уникальности и его возможностей для самостоятельного позитивного роста. «Люди рождены для творчества – это их богатство, право и основа судьбы». Это утверждение П.Вайнцверга справедливо для всех возрастов. Пожалуй, никто из родителей не станет возражать против проявления «творческости» у детей. И вместе с тем создается впечатление, что «на каком-то этапе нашей жизни, порой очень рано, наша творческость заглушается родителями, учителями, братьями и сестрами, друзьями, при этом каждый из них, как правило, движимый хорошими побуждениями, убивает в нас радость творческого созидания беспощадной критикой того, что мы делаем». Родители, педагоги учат детей делать все только «правильно». Что бы ребенок ни делал - пробовал лепить или сочинять, учился читать или рисовать, всегда рядом оказывается взрослый, который оценивает: «правильно делаешь» или «неправильно делаешь». Н.Роджерс считает, что когда нам говорят «неправильно», мы переживаем и делаем вывод, что «я не творческий человек», тем самым, обесценивая самих себя. И, наоборот, по мере творческого роста снижается уровень тревожности, мы усиливаем себя и испытываем чувства радости и надежды. То же происходит с нашими детьми. Конечно, это не значит, что нужно совсем отказаться от оценок, от коррекции действий, поступков ребенка. Некоторые родители даже не представляют, как много в развитии их детей зависит от родительских действий и ожиданий. Ведь в результате даже небольших усилий со стороны близких возможен реальный прогресс в раскрытии детской одаренности. Процесс воспитания – длительный, требующий много сил, времени. Но не следует отчаиваться и сетовать, что все уходит впустую. Затраченная энергия, время, терпение дадут свои плоды рано или поздно. Если не верить в это, не понимать своей роли в развитии ребенка, бессмысленно мечтать о раскрытии творческого по-тенциала малыша. Ученые выделяют два основных способа воздействия семьи на развитие способностей ребенка: а) помощь и стимулирование ребенка в получении, приобретении специальных знаний и навыков; б) привитие ребенку своих ценностей и своего отношения к тем способностям и достижениям, которые зависят от обучения и практики. Нередко родители начинают искать специалистов для занятий со своим малышом, забывая, что они сами многое умеют и знают. По сути они и есть первые учителя своего ребенка. На них в первую очередь ориентируется, сначала бессознательно, а потом достаточно осознанно перени-мая их манеру говорить, ходить, работать, относиться к вещам, событиям, разным людям. Вместе с тем, осваивая мир взрослых, он продолжает жить своей жизнью, наполненной фантазией и мно-гими другими интересными вещами. Мир взрослых немного скучен из-за того, что мы оглядываемся, боимся, хоть и большие, а боим-ся: вдруг, кто увидит и не поймет или будет смеяться. А ребенок не боится творить и очень ждет вашего одобрения. И если вспомнить песенку про розового слона, то для нас все слоны серые, а ребенок: «Я-то ведь знаю, розовый он!». Как важно вовремя понять ребенка, понять его детский мир! Входя в него, соприкасаясь с ним, не надо разрушать мир ребенка необдуманным словом или поступком. Не надо стремиться навязы-вать детям ставшие нам, взрослым, привычными и единственно «правильными» стереотипы. Не надо думать, что, повзрослев, малыш будет считать, что в лесу живут зеленые, сиреневые и желтые медведи. Свое отношение, переживание, оценку окружающего ребенок может выразить через цвет. И медведи могут быть разноцветными, потому что в представлении ребенка они очень разные: этот – добрый, этот – злой, этот - забияка, а этот - тихоня. Дошкольный и школьный возраст – возраст игры. Некоторые родители ошибочно полагают, что ребенок должен играть самостоятельно. Малыша стараются убедить, что нужно играть в своей комнате, в «игровом уголке», принимают за непослушание его стремление быть там, где взрос-лые, - на кухне, где мама готовит, или в ванной, где мама стирает. Родители не понимают, как ребенку в игре необходимы их поддержка, одобрение. Исследования показывают, что решающее влияние на обогащение содержания детских игр ока-зывают организованные и тщательно продуманные взрослыми наблюдения окружающей жизни. Интерес детей к игре родители должны направлять и поддерживать: не только покупать новые игрушки, но и своевременно пополнять знания о том явлении, которое дети изображают в игре. Среди различных приемов влияния на содержание игры важнейшее место принадлежит вопросам, с помощью которых взрослый будит мысль ребенка, направляет ее. Своими вопросами ро-дители ставят перед детьми задачи, требующие активной работы мысли и действий для ее разре-шения. Обучение творчеству – возможно ли это? Сторонники «свободного воспитания» категорически возражают: спонтанный характер детского творчества несовместим с обучением, можно лишь создавать условия для свободных творческих проявлений детей. Однако часто спонтанное твор-чество ребенка стихает или вовсе исчезает. Если мы хотим развивать творческий потенциал ребенка, следует, как можно чаще предлагать ребенку задания, связанные с самостоятельным приобретением новых знаний. Создавая, таким образом, проблемную ситуацию и помогая ребенку в поиске решения, мы по сути имитируем ре-альный творческий процесс. В педагогике такой метод относят к исследовательскому, или проблемному обучению. Не любое проблемное задание может быть доступным и развивающим. Следует учитывать возраст ребенка, его способности и имеющиеся знания. Последние создают основу для приобретая новых знаний. Проблемное задание не должно быть слишком легким (когда ребенку все яс-но), но не может быть и слишком сложным (когда ребенку ничего неизвестно об искомом зада-нии). Как часто мы, взрослые, стремимся «вложить в голову» ребенка как можно больше готовых знаний вместо того, чтобы развивать его способности к наблюдению, рассуждению, самостоятельному поиску. Конечно, невозможно сделать все воспитание и обучение состоящим только из проблемных ситуаций. Многие сведения о фактах науки, определения, способы вычислений и т.д. предполагают усвоение в процессе сообщения, объяснения взрослого. Отработка простых и сложных навыков чаще всего осуществляется по законам тренировки, включающим повторение выполняемого действия и контроль за успешностью его выполнения. Так что творческое звено отнюдь не является единственным в обучении. Но его роль столь значима в раскрытии способно-стей ребенка, что это звено ни в коем случае нельзя забывать. Тем более, когда ребенок сам тя-нется к новым знаниям. Иногда полагают, что к творческим относятся только задания типа: «придумай интересную сказ-ку», «сочини новую песенку, мелодию», «нарисуй интересную картину». Но чтобы выполнить такую работу, ребенок должен пройти большой путь познания себя и мира, научиться оформлять свои находки. И на этом пути помогут творческие задания: «пропущена информация» - по этому принципу можно составить много заданий, предложив ребенку задавать вопросы обо всем, что ему неясно в рассказе, картинке или серии картинок; «незнакомый предмет (явление)», демонстрация которого вызывает выраженную познавательную активность, тоже можно использовать для развития способности к самостоятельной постановке вопросов. Следующий этап творческого поиска – выдвижение предположений, гипотез и их проверка. ус-пешность зависит от умения сравнивать, анализировать информацию, делать обобщения, строить простые умозаключения. Кроме того, играет роль широта мышления ребенка, способность уста-навливать сложные взаимосвязи. При этом следует помнить, что «открытия» ребенка – это реальные его достижения, даже если они кажутся простыми и наивными. Для развития гибкости и оригинальности мышления можно применять задания, аналогичные тестовым на творческое мышление (П.Торренс, Дж.Гилфорд): «необычное использование» известных предметов (например, ручки, карандаша, ластика); ребенку предлагается придумать как можно больше незаконченных способов их использования; «дорисовывание незаконченных линий» и выполнение необычного рисунка на их основе; «усовершенствование простого предмета (конструкции)», чтобы удобнее было его использовать в разных целях. Анализируя содержание, характер творческих заданий для учащихся, можно использовать: задания, требующие от детей первой ориентировки в творческой деятельности. При этом дается установка: сочинить, придумать, изменить, найти. Дети, действуя совместно с учи-телем, проявляют себя лишь в отдельных эпизодах; расширение действий ученика в процессе «сотворчества» с учителем: целенаправленный поиск новых комбинаций, видоизменений, улучшений ранее сделанного. Возникновение представления о том, что совместными усилиями можно доставить удовольствие другим (рассказом, рисунком, песней, драматизацией); задания, рассчитанные на самостоятельные действия учащихся. Они обдумывают замысел игры, рассказа, выбирают конкретные выразительные средства, получают возможность продемонстрировать другим результаты своего труда ( на выставках детских работ, детских концертах, спектаклях). Для раскрытия творческого потенциала учащихся необходимы атмосфера психологического комфорта, вера в большие возможности их позитивных изменений, уважение к личности учащихся и его творческим проявлениям. Помощь и поддержка взрослых в раскрытии дарования ребенка – это не только внимательное отношение к его переживаниям, интересам, работам, вопросам, сомнениям, не только созда-ние условий для творчества, но и раскрытие ему все новых возможностей для творческого поиска и самовыражения. Важно учитывать и использовать при этом такие особенности школьника, как эмоциональность, отзывчивость детской души, зоркость и впечатлительность, стремление к познанию. Стимулирование раскрытия творческого потенциала наиболее эффективно при использовании творческих заданий, развивающих способности решения учеником разного рода проблем и вопросов. Литература: Вайнцвайг П. Десять заповедей личности. – М., 1990. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М., 1995. Одаренные дети: Пер. с англ. / Ред. Г.В.Бурменская, В.М.Слуцкий. – М., 1991. Одаренный ребенок / Под ред. О.М.Дьяченко. – М., 1997. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996.
Категория: Всем учителям
08.04.2015 11:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!