СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ольга Васильева рассказала о борьбе с дефицитом учителей в школах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Российские учителя, по статистике, работают больше всех в мире - и все равно дефицит педагогов в наших школах составляет 10%. Это не позволяет качественно учить детей. В ряде регионов учебная нагрузка достигает 1,78 ставки на одного учителя, сообщила министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева на парламентских слушаниях Комитета Госдумы по образованию и науке на тему «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации».

На слушания решили вынести наиболее острые вопросы, заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин. Один из основных - дефицит учителей и нагрузка на них.

Глава Минпросвещения сообщила, что если в 2016 году на одного учителя в среднем приходилось 1,3 ставки или 23 урока в неделю, то в конце прошлого года - уже 1,38 ставки или 25 уроков. В некоторых регионах учителя еще больше загружены. Например, в Кемеровской области это 1,78 ставки на одного учителя. Другие наиболее проблемные регионы - Магаданская и Омская области, Еврейская автономная область и Чукоткий автономный округ. Особенно сильно загружены учителя математики, а также литературы и русского языка.

«Сейчас мы делаем масштабную работу с регионами – запрашиваем у них самую актуальную информацию по вакансиям для понимания реальной обстановки на местах. На основании тех данных, что мы собрали, нехватка учителей сейчас – 10%. Но это в том случае, я подчеркиваю, если они будут и дальше загружены так, как сейчас. Мы с коллегами просчитывали, в том числе исходя из практики прошлых периодов истории и зарубежных стран, и думаем, что нормальная ставка, которая будет оставлять время учителю на развитие своих профессиональных навыков, – 1,2 ставки, а это уже требует более чем на 20% увеличить численность учителей, и в первую очередь за счет привлечения молодых кадров», – сообщила Ольга Васильева.

Многим учителям приходится работать по совместительству. Порядка 21% педагогов в сельских школах ведут предметы не по своему профилю. Доходит до абсурда: так, более 300 учителей физкультуры в России параллельно преподают информатику.

«Считаю недопустимой ситуацию, когда учителя физической культуры читают информатику. Очевидно, что качество образования в большинстве случаев снижается», — сказала Васильева.

При такой нагрузке в России не хватает учителей для того, чтобы "качественно давать предметы", уточнила она. Молодые люди, получив диплом педагога, просто не хотят идти работать в школу. По данным министерства, лишь половина выпускников педагогических вузов становятся учителями.

«Почему? Ответы разные: вопрос об оплате, вопрос об отчетности и другие вопросы», - сказала Васильева.

В Минпросвещения намерены бороться с этими проблемами. Министр информировала, что решению кадрового вопроса будет содействовать и запуск с 2020 года в России программы «Земский учитель». Программа предусматривает осуществление единовременной компенсационной выплаты в размере 1 миллиона рублей учителю, прибывшему (переехавшему) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек.

Что касается зарплаты, которая у педагогов должна доходить до 100% по региону, то указ президента на эту тему выполняется далеко не везде из-за нехватки региональных финансов. Особенная проблема - с оплатой труда в малокомплектных школах, где учатся до ста человек. Ольга Васильева подчеркнула, что малокомплектные школы должны продолжать работать, даже если там всего два ребенка и затраты на обучение школьника достигают миллиона рублей.

«Если закрывается школа - прекращается жизнь на селе», - отметила министр.

Министр напомнила, что сейчас на стадии согласования обновлённые ФГОС, и отметила, что после утверждения стандартов до конца текущего года также начнётся работа по обновлению примерных основных образовательных программ. Этот процесс должен завершиться ко II кварталу 2020 года.

Кроме того, Минпросвещения России подготовило новый Порядок формирования федерального перечня учебников, где отражены требования, предъявляемые к экспертам, и их права. Новый порядок конкретизирует перечень критериев проведения экспертизы, что существенно снизит риски попадания некачественных учебников в школу.

27.06.2019 18:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!