СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по русскому языку по разделу "Лексика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лексика

1. Прочитайте текст. В каких значениях употреблены многозначные слова земля, солнце, тяжелый?

Солнце – звезда, громаднейший раскаленный газовый шар. Самый огромный во всей Солнечной системе. Если представить, что Солнце величиной с арбуз, то рядом с ним самая большая планета Юпитер будет выглядеть как небольшое яблоко, а наша Земля – как ягода смородины. Кроме того, Солнце – самое тяжелое, тяжелее всех планет, вместе взятых. Поэтому и сила притяжения у него прегромадная. Если бы ты попал на Солнце, то сразу бы «потяжелел» и весил бы столько же, сколько автомобиль «Запорожец». Вот как будет притягивать тебя Солнце!

2. Отгадайте загадку. Какое это слово – однозначное или многозначное? Составьте и запишите словосочетания или предложения со словом-отгадкой в разных его значениях.

Они обычно для шитья;

И у ежа их видел я;

Бывают на сосне, на елке,

А называются…

3. Прочитайте текст. Дополните синонимический ряд другими глаголами.

Все рассказы испещрены глаголом говорить в настоящем времени, что дает читателю право упрекнуть переводчика в небрежности или в неграмотности.

Кроме говорит можно употреблять формы сказал, заметил, отозвался, откликнулся, повторил, молвил, добавил, воскликнул, заявил, дополнил… (М. Горький)

4. В каких значениях употреблено выделенное слово?

Он видит, как поле отец удобряет, как в рыхлую землю бросает зерно (Н.А. Некрасов). От всех других планет Земля отличается наличием на ней земли, в смысле – почвы. И этот источник происхождения и существования человека и поручен земледельцу (С.П. Залыгин).

5. Прочитайте стихотворение А.Л. Барто «Разговор с дочкой». Поняла ли маму дочка? Почему? Какое языковое явление отражено в стихотворении?

«Мне не хватает теплоты», –

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: «Мерзнешь ты

И в летние денечки?»

«Ты не поймешь, еще мала», –

Вздохнула мать устало.А дочь кричит: «Я поняла!» –

И тащит одеяло.

6. Прочитайте стихотворение И.П. Токмаковой «Плим» и скажите, является ли словом сочетание букв плим.

Ложка – это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово – плим,

Я повторяю снова:

Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим!

И ничего не значит

Плим, плим, плим!

7. В газете сообщалось о спасении танкера «Дружба народов». В заметке была такая фраза: «Латвийские моряки, прибывшие к месту происшествия, с предельной аккуратностью приступили к откачке нефти, которую вез танкер “Дружба народов”, в танки своего теплохода». Какое значение имеет слово танк в этом контексте? Имеет ли какое-нибудь отношение слово танк (бронированная самоходная машина с мощным вооружением) к слову танк, употребленному в нашем примере?

8. Прочитайте стихотворение В.Н. Орлова «Что делают часы?». Объясните, что придает ему комическое содержание.

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немного отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы висят на месте.

9. Прочитайте текст. Найдите слова, употребленные в переносном значении.

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках. Шумит золотой дождь. (Н.И. Сладков)

10. Прочитайте стихотворение С.А. Есенина. Найдите примеры употребления слов в переносном значении. Найдите три метафоры, три олицетворения, три эпитета.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком…

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова…

11. Назовите слова по их лексическому значению.

1) Исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы;

2) разговор между двумя или несколькими лицами;

3) точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста;

4) список, перечень предметов (книг, картин, экспонатов музея и др.), составленный в порядке, облегчающий их поиск;

5) небольшая книжка.

12. Назовите слова по их лексическому значению:

1) вечнозеленое хвойное дерево с плоской хвоей и с прямо-

стоящими серовато-белыми шишками;

2) плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника;

3) похожий на иней осадок, образующийся в туманную мороз-

ную погоду на ветвях деревьев, проводах и т. д.;

4) плавучий знак для обозначения опасных мест на реках, озе-

рах, в заливах;

5) запас слов и выражений человека.

13. Прочитайте стихотворение В. Остена ≪Дорога≫. Сколько

значений слова дорога отмечает автор стихотворения? Каким зна-

чением объединены все эти слова?

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне.

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами…

А скоро пополнится новым

Значеньем привычное слово.

5 класс. Лексика 21

Представьте: готова ракета

К прыжку на другую планету.

Прощаясь с ее экипажем,

Стоящим у звезд на пороге,

Мы просто и буднично скажем:

– До встречи! Счастливой дороги!

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

14. Прочитайте два отрывка из сказки А.С. Пушкина и сти-

хотворения И.С. Никитина. В каком из них слово золотые имеет

прямое значение, а в каком – переносное?

Белка песенки поет Золотые нивы,

Да орешки все грызет; Гладь и блеск озер,

А орешки не простые, Светлые заливы,

Все скорлупки золотые, Без конца простор.

Ядра – чистый изумруд. И.С. Никитин

А.С. Пушкин

15. С какими из приведенных синонимов-прилагательных

могут сочетаться данные существительные? С любым ли прила-

гательным можно связать существительное?

Карий, коричневый (глаз, пиджак); крепкий, сильный (дружба, харак-

тер); горячий, горючий (слеза, чай); кромешный, полный (тьма, ответ).

16. Подберите синонимы к слову синий.

17. Продолжите синонимический ряд: красивый, прекрасный,

пригожий…

18. Найдите ≪лишние≫ слова. По какому признаку можно объ-

единить другие слова?

1) Красный, рубиновый, коралловый, кумачовый;

2) жаловаться, сетовать, хныкать, роптать.

19. Найдите ≪лишние≫ слова в синонимических рядах:

1) красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный;

2) томительный, утомительный, томный, пятитомный.

20. Подберите синонимы к словам смелый, ласковый, строгий.

21. У писателя С.Л. Львова есть статья, которая называется

≪Смотреть и видеть≫. Иностранцы не могли понять разницу между

глаголами смотреть и видеть. Как бы вы им объяснили?

22. Найдите ≪лишнее≫ слово в синонимическом ряду: всадник,

конюх, конник, наездник.

23. Найдите ≪лишние≫ слова. Объясните, почему вы их вы-

брали:

1) вороной, коричневый, каурый, буланый;

2) кошелек, мошна, капитал;

3) половцы, викинги, хазары, печенеги.

22 Задания для подготовки к олимпиадам

24. В данных рядах найдите слова, которые не являются си-

нонимами:

1) здание, постройка, сооружение, сарай;

2) зрелище, опера, представление;

3) воин, артиллерист, боец, солдат.

25. В сказках часто говорится о лазоревом цветке. Какого он

цвета?

26. Найдите в загадке синонимы:

Простое слово промежуток:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт,

Мы называем все…;

На время что-то прекратив,

Мы объявляем…;

В борьбе, в труде устали слишком –

Дают уставшим…;

После урока непременно

Нужна ребятам….

27. Найдите в загадках антонимы:

1) Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня…

2) Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь…

3) Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я…

4) Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я…

5) Я антоним к слову смех

Не от радости, утех –

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это…

28. Сколько антонимов может быть у слов сухой, кислый, тупой?

5 класс. Лексика 23

29. Можно ли к данным прилагательным подобрать антонимы?

Робкий, сильный, прилежный, скучный, оловянный, темный, мед-

ленный, узкий.

30. Подберите антонимы к словам недруг, близко, вверх, холод-

ный, смелый, защита.

31. Прочитайте стихотворение Д. Чиарди ≪Еще одно эхо≫. Ка-

кое языковое явление вы наблюдаете?

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь…

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь…

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь…

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты…

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты…

Теперь начало я скажу.

Ну, отвечай…

32. Подберите к словам антонимы из правой колонки.

грязный очистить

бодрый согнуть

трудолюбие выгода

убыток конкретный

сухой чистый

спокойствие усталый

противник лень

посредственный тревога

кручиниться влажный

загрязнить талантливый

выпрямить союзник

абстрактный радоваться

33. Найдите в тексте антонимы к словам тонкий, громко, сме-

ло, слабость, черный, мелкий, верхний, младший, маленький, весна,

летний.

Зимний дуб

Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны:

посреди поляны, в белых сверкающих одеждах, огромный и величест-

венный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно рассту-

пились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его

нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубо-

кие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым

24 Задания для подготовки к олимпиадам

серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб

до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

– Так вот он, зимний дуб!

Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий великодушный

страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью.

(По Ю.М. Нагибину)

34. Прочитайте. С какой целью автор использует антонимы?

И грустно и радостно

Странный в сентябре лес – в нем рядом и весна и осень.

Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие и зацветающие цветы.

Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодная белая радуга.

Увядание и расцвет. Тишина и песни.

И грустно и радостно.

(Н.И. Сладков)

35. Прочитайте отрывок, найдите антонимы. Какие языковые

средства использует автор для характеристики охотников?

Два охотника

Среди тайги в селе живут два друга, два старых охотника – дед Егор

и дед Иван.

Дед Иван – великан. И зверя ему подавай побольше: медведя, ка-

бана, рысь. Дед Егор поменьше и зверя любит невеликого: лису, белку,

соболя.

Дом у деда Ивана большой. Дым из трубы как вывалит, на другом

конце села видно. У Егора избенка маленькая. И дымок над ней, как

беличий хвостик, подымается. Оба охотники известные.

(В.Т. Коржиков)

36. Прочитайте. Укажите антонимы, определите их стилисти-

ческую роль.

1) Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недале-

кие, красивые и уроды, здоровые и больные, веселые и угрюмые, ста-

рые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые (Н.К. Чер-

касов).

2) Под крымское солнце

На Черное море

Ребята приехали

С Белого моря.

Приехали белые

С Белого моря,

Уехали черные

С Черного моря.

В.Н. Орлов

37. О каком столе идет речь в каждом конкретном случае?

1) Берете книгу и тетрадь, садитесь вы за стол. А вы могли бы рас-

сказать, откуда стол пришел? (С.Я. Маршак.)

5 класс. Лексика 25

2) Стол накроешь, посуду помоешь – сядешь, посидишь (С.В. Ми-

халков).

3) Почти все девушки уже жили на одной большой квартире, имели

общий стол (Н.Г. Чернышевский).

4) Петр Данилыч жил по-русски, попросту: стол у него незатейли-

вый, крестьянский: любил простоквашу, баранину, жирные, с наваром

щи (В.Я. Шишков).

5) Анна Ивановна работает в адресном столе, на ее письменном

столе стоят три телефона.

38. Установите по данным ниже предложениям, какие значе-

ния имеет слово голова.

1) От бессонницы у него заболела голова.

2) Голова у него работает хорошо, любую задачу решает быстро.

3) Он в неравном бою сложил свою голову.

4) Голова пехотной колонны.

5) Колхоз-миллионер продал государству сто голов рогатого скота.

39. Прочитайте отрывок из стихотворения А.Т. Твардовско-

го. Раскройте значение слова дом в отрывке. Какие значения еще

имеет это слово?

Тот дом без крыши, без угла,

Согретый по-жилому,

Твоя хозяйка берегла

За тыщи верст от дому.

40. Рассмотрите ситуации. Благодаря какому языковому яв-

лению возникает комический эффект?

1) «Я в школу не пойду, – заявил пятилетний Сережа. – Там на эк-

заменах детей режут».

2) «Вот зимой выпадет снег, ударят морозы». – «А я тогда не пойду

на улицу». – «Почему?» – «А чтоб меня морозы не ударили».

3) Мальчика спрашивают о сестре: «Что же это твоя Иринка с пету-

хами ложится?» – «Она с петухами не ложится – они клюются: она одна

в свою кроватку ложится».

4) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить

на солнышке. Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой. «Почему ты

не повесил ее сушить?» – спросила мать. – «Я не достал до солнышка», –

ответил Петя.

41. В книге К.И. Чуковского ≪От двух до пяти≫ говорится:

когда ребенок услышал, что пришедшая в гости старуха ≪собаку

съела≫ в каких-то делах, он спрятал от нее любимого щенка. Мо-

жет быть, мальчик напрасно испугался? Докажите.

42. Угадайте слово по его лексическому значению:

1) сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него

продукт от остывания или нагревания;

26 Задания для подготовки к олимпиадам

2) начальный момент спортивного соревнования по преодолению

какого-либо расстояния на скорость;

3) городская наземная электрическая железная дорога;

4) красная строка, отступ в начале строки;

5) устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой;

6) тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, Родине.

43. Объясните разницу в значении слов.

Адресат – адресант, дипломат – дипломант, описка – отписка, сы-

тый – сытный, поступок – проступок, опечатки – отпечатки, поглотить –

проглотить.

44. Объясните разницу в значении слов.

Абонент – абонемент, бережный – бережливый, болотный – боло-

тистый, факт – фактор, эффектный – эффективный.

45. Составьте словосочетания с данными словами. Как назы-

ваются эти слова?

Невежа – невежда; рыбий – рыбный; генеральный – генеральский;

вековой – вечный; лирический – лиричный; надеть – одеть; требование –

требовательность, целый – цельный; коренной – корневой.

46. Прочитайте текст. Как вы объясните значениеприлага-

тельных?

Один чудак, любящий разбирать слова, сказал: «Замечательный –

тот, кто много замечает. Значительный – тот, у кого есть значки. Предва-

рительные – это продукты перед тем, как их варят. Наблюдательная – это

еда, поданная на блюде. Дипломатический – тот, кто получил диплом.

Доброжелательный – тот, кто желает присвоить чужое добро. Положи-

тельное – все то, что я куда-то положил. Сберегательный – тот, кто упал

с берега. Уморительный – тот, кто живет у моря. Скоропалительное – это

быстро действующее огнестрельное оружие. Огорчительный – тот, кто

ставит горчичники».

47. В произведениях устного народного творчества (песнях,

сказках, былинах, пословицах, поговорках) часто встречаются ря-

дом близкие по смыслу слова (синонимы), например: заголосила

старуха, заплакала. Найдите рядом стоящие синонимы в предложе-

ниях, данных ниже. Как вы думаете, какова их роль в произведении?

1) Затужили старик со старухой, загоревали.

2) Едем с поганым чудом-юдом биться, сражаться, родную землю

защищать.

3) Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий. Такой

знойный.

4) А Иван лежит в избушке – не спится ему, не дремлется.

5) Смотрит – под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит.

6) Пока чудо-юдо глазищи прочищал да протирал, Иван срубил ему

и остальные головы.

5 класс. Морфология 27

7) Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец.

Завыл колодец, заревел дурным голосом.

(Из сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».)

48. Есть ли в тексте антонимы, синонимы, многозначные сло-

ва, слова употребленные в переносном значении? Какова их роль

в тексте?

Неожиданно донесся запах подснежника!. Стоит на земле цветок,

крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первове-

стник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он сейчас украшение жизни.

Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, «неза-

метные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь,

вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве, – доброту, простоту,

доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.

(По Г.Н. Троепольскому)

49. Расположите синонимы в порядке усиления степени при-

знака:

1) громадный, колоссальный, огромный, гигантский, исполинский,

большой;

2) гениальный, способный, талантливый;

3) противный, омерзительный, неприятный, отвратительный;

4) маленький, крошечный, небольшой;

5) бесстрашный, смелый, храбрый;

6) робеть, опасаться, трепетать, бояться, ужасаться. 50. Прочитайте текст. Выпишите синонимы и объясните их

роль в тексте.

Если бы я и Костя Малинин не умудрились получить двойки по геомет-

рии в самом начале учебного года, то, может быть, ничего такого неверо-

ятного и фантастического в нашей жизни не приключилось бы. Но двойки

мы схлопотали, и поэтому на следующий день с нами случилось что-то

невероятное, фантастическое и, можно сказать, сверхъестественное!

(В.В. Медведев)

Категория: Русский язык
26.11.2017 15:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!