СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Морфемика
1. Сгруппируйте данные ниже слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова.
Читаю, читал, час, везите, читка, везти, часы, чтец, военный (завод), военная (походка), чтецы, прошел (мимо), читки, скорый, пройдет (мимо дома), скорая (помощь).
2. Выпишите родственные слова и формы одного и того же слова.
Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.
3. Выпишите в один столбик однокоренные слова, в другой – слова с одинаковой приставкой.
Подберезовик, подставка, отводить, подучить, подержать, предводитель, подушка, подводник.
4. Из данного ряда выпишите группы родственных слов.
Целина, цельный, прицельный, горный, отгореть, загорелый, горы, загорел, гористый, целиком, целевой, целинный, целый, прицел, целинник, нацеленный, уцелеть, цель.
5. Прочитайте текст. Выпишите отдельные группы однокоренных слов.
Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Подойдешь ближе и разглядишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется. (По Л.Н. Толстому)
6. Выделите морфемы в следующих словах:
1) перегрузка, надстройка, обход, подснежник, придорожный, предгрозовой, предобрый, подземный, дошкольный, задержать;
2) сближение, озеро, быстро (двигаться), отбелить, отобрать, предрассветный, каменщик, помощница, подогнать, подгонишь, снежинка, помещать, справа.
7. Прочитайте. Почему в тундре подберезовики называют надберезовиками? Какая морфема вам помогла это понять?
В таймырской тундре грибы никогда не бывают червивыми. Приезжайте в тундру за грибами! Они похожи на подосиновики, только гораздо толще, мясистее, и шляпка у них окрашена куда ярче, чем у южных. А растут они возле стелющихся по земле чахлых кустиков березы. Вы можете набрать в тундре сколько угодно и мелких серых подберезовиков, и крупных, только крупные подберезовики называют надберезовиками.
8. Определите, от каких слов образованы слова.
Букварь, березовый, нехороший, заборчик, грибной, пригород, сыроватый, белизна.
9. Выпишите слова по группам: без приставки, с приставкой о-, с приставкой от-, с приставкой ото-.
Отцовский, оттепель, отыскать, оторвать, отварить (капусту), отворить (дверь), ошибка, отрывать, отработать, отделать, основать, отселить, отощать, отпарить, отобразить, отодвинуть, отопить.
10. Почему в языке не могут жить такие слова, как, например, перелисичливый, проберезонер, разаптекарьость? Какой закон нарушили эти слова?
11. Запишите пять слов по следующей словообразовательной модели: … -оват-ый ( … -еват-ый). Что обозначает суффикс -оват-?
12. Запишите пять слов, соответствующих модели: … -ист-ый.
13. Запишите пять слов, соответствующих модели: вы- … -ну-ть.
14. Докажите на примерах, что суффикс -арь- может иметь разное значение.
15. В некоторых пособиях по русскому языку говорится, что корень – неизменяемая морфема. А в слове брать и производных от него корень может быть представлен в следующих вариантах: бр-а-ть, бер-у, со-бир-а-ю, с-бор. Налицо изменяемость корня.
Как объяснить такое явление?
16. Являются ли однокоренными слова побывать, забывать, добывать?
17. Найдите однокоренные слова в стихотворении З. Балога (перевод Л.Л. Яхнина). Какое явление языка наблюдается в выделенных словах?
Дождик льет – кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода,
От бегущих быстрых вод
Задрожал водоотвод.
Протекает небосвод –
На земле водоворот,
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
18. Выделите корни слов. Как называются корни, которые одинаково пишутся и произносятся, а значение имеют разное?
Половик – полоть, солить – солист, морской – уморить, резать – резкий.
19. В каком столбике записаны однокоренные слова, а в каком – разные формы одного и того же слова? Отличаются ли по значению слова второго столбика? Одинаковы ли лексические значения слов первого столбика?
белый побелка
белого белизна
белые отбелить
20. Объясните, почему слова разделены на две группы. Что объединяет слова первой группы? Что общего в словах второй группы?
зрелище зрелый
зрячий вызреть
обозреть созреть
зреть зреть
узреть перезреть
зрение недозреть
21. Прочитайте стихотворение А.С. Кушнера. Определите, являются ли однокоренными слова шиповник, шипы, шипит.
У шиповника шипы.
На шиповнике – бутоны.
Вот он блещет у тропы,
Ярко-красный и зеленый.
Он глаза мои слепит,
Он костер напоминает.
Он шиповник. Он шипит.
Искры алые роняет.
22. Прочитайте стихотворение ≪Я друзей нарисовала≫ Г. Комаровского и Г. Ладонщикова. Являются ли однокоренными выделенные слова? Есть ли в тексте однокоренные слова?
У меня друзей немало, но я всех нарисовала:
Коля колет, Поля полет, Паша пашет,
Варя варит, Валя валит, Света светит,
Соня спит, Катя катит, Тоня тонет,
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню:
Подрисую что-нибудь.
23. Прочитайте. Найдите слова с корнем гус-. Относится ли к ним слово гусеница? Докажите, указав значение однокоренных слов.
– Вы кто такие?
– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?
– А я ваша тетя – Гусеница.
24. Найдите однокоренные слова в тексте. Сколько их?
Разговор о снеге Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… белы снеги, снегурка, снежень, снеговик… снега во всю Россию. Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами…У слов таится над нами волшебная сила… Для настоящего художника слово имеет самостоятельную ценность, самостоятельный интерес, полно собственной внутренней жизни. Вот так же, например, как слово «снег»… Вслушайтесь-ка: снежище, снежинка… снежик, снежок, снежана…
Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию. (Б. Петров)
25. Найдите «лишние» слова:
1) гора, угорать, гореть;
2) горе, нагорный, горевать;
3) пот, потолок, потливый;
4) море, морщины, морской;
5) боль, большой, больница;
6) вода, водить, водник.
26. Из каждого ряда слов выпишите только однокоренные слова:
1) горе, горький, гористый, горчить, пригорюниться, городской, пригорок, горемыка, пригореть, горбиться;
2) вода, водить, провода, подводник, поводок, половодье, проводник, водворить, водопроводчик, водолаз, выпроводить, завод, заводной, заводь, проводы;
3) дорога, дорожный, дорого й, подорожник, дороговизна, дорожить, дорогуша.
27. Есть ли родственные слова в следующих группах слов?
1) Еда, едет, единый;
2) горячий, горянка, горчица;
3) хромой, хромовый;
4) косматый, космический.
28. Можно ли без контекста определить корни в словах пили, спеть, простой?
29. Одинаковы ли по звуковому составу корни в словах дело, делать, делить, деление?
30. Прочитайте текст. Почему секретарь-машинистка оказалась в смешной ситуации?
Однажды к директору фабрики пришла секретарь-машинистка, венгерка по национальности, и сказала, что в приемной сидит один человек, который хочет поступить к ним на работу.
– А кто он по специальности? – спросил директор.
– Он этот… воротник.
– Воротник – это вот что, – рассмеялся директор, показывая на шею.
– Извините, – смутилась женщина, – он… воротарь.
– Вратарь? – обрадовался директор. – Зовите его сюда! Мы как раз создаем свою футбольную команду!
– Простите, – совсем смешалась секретарша. – Он… привратник.
Оказалось, что пришедший был сторожем.
31. Что общего у слов, входящих в приведенные ниже пары?
Ветвь и ветка, ветошь и ветхий, живой и жизнь, клятва и прокляну.
32. Найдите корень в словах беседка, бестолочь, безделка, бездна, бесенок, бескозырка, бестия.
33. На примере слов одолеть, долой, долина можно ли доказать мысль педагога XIX в. В.П. Шереметевского: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении слов»?
34. Прочитайте текст. В чем оказался прав юный «словотворец», а в чем его ошибка?
Под окном у нас висит кормушка, у которой целый день крутятся зеленогрудые синички. К нам приехал погостить пятилетний племянник. Чтобы он не скучал, я предложил ему понаблюдать, как кормятся синички. Минут через десять я спросил:
– Ну, много синичек?
– Синичек нету. Только одни зеленички.
35. Определите, от каких слов образованы следующие слова.
Красноватый, дырявый, шерстяной, предвоенные, орлиный, нехороший, болотистый, московский, вертлявый.
36. Докажите на примерах, что при образовании прилагательных от существительных одушевленных и неодушевленных используются разные суффиксы.
37. В рассказе В.Г. Лидина «Сестра Лиза» есть такой диалог:
– Ты погуляй по саду, пока я завтрак соберу… ты что больше любишь по утрам – чай или кофе?
– Пожалуй, кофе.
– Вот и хорошо, и я – кофейница. Я без кофе и дня не могу начать, – сказала сестра.
Что здесь обозначает суффикс -ниц-? Может ли суффикс -ник- иметь подобное значение?
38. Выделите суффиксы в словах лживый, дождливый, доверчивый.
39. Найдите «лишние» слова:
1) косточка, шапочка, звездочка, ленточка;
2) стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик;
3) горошинка, соломинка, изюминка, снежинка.
40. Прочитайте текст и скажите, чем занимаются работницы. Как вы это узнали?
Моя мама работает на слюдяной фабрике. Для обработки слюды нужны очень чуткие и нежные руки. Поэтому на фабрике в основном работают женщины. Профессии у них такие: щипальщица, резчица, штамповщица. Работа сложная и требует большого терпения.
41. Ответьте на вопросы-шутки.
1) Как большой дом превратить в маленький?
2) Как топор превратить в рукоятку?
3) Какую часть слова можно найти в земле?
42. Родственны ли слова переносица и непереносимый, ножницы и треножник, пот и потолок?
43. Догадайтесь, какие слова задуманы:
1) приставка такая же, как в слове подруга, корень – как в слове игрушка, а суффиксы такие же, как в слове читал;
2) это однокоренное слово со словом летчик, приставка такая же, как в глаголе перепрыгнул, а суффикс – как в глаголе слышать.
44. Прочитайте стихотворение И.С. Котляра. Найдите слово, которое нельзя причислить к группе слов с корнем сов-.
Умные совята –
Совята у совушки.
На каждый совушкин совет
Умные головушки
Глазами хлопают в ответ.
45. В какой строке правильно выделен корень в родственных словах?
а) сп-ать, сп-лю, за-сып-ать, за-сн-уть, сон, у-сып-лять;
б) сп-ать, сп-лю, за-сып-ать, за-сну-ть, сон, у-сып-лять;
в) сп-ать, спл-ю, за-сып-ать, за-сн-уть, сон, у-сыпл-ять;
г) сп-ать, спл-ю, за-сып-ать, за-сну-ть, сон, у-сыпл-ять.
46. Выберите слова, в которых при образовании однокоренных слов наблюдается чередование звуков.
Перец, стол, ожог, конец, голубой.
47. Укажите пары, в которых наблюдается чередование звуков в корне:
а) азбука – азбучный; г) блюдце – блюдечко;
б) баран – барашек; д) графа – разграфлять.
в) бедняга – бедняжка;
48. Выберите слова с беглыми о и е в корне:
а) гора; д) гроб; в) узел; г) берег;
б) пес; е) угол; ж) корень.
© 2017, Хаванская Наталья Владимировна 6861