СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.
Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности.
Физкультура в наше время выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния человека, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике.
Сегодня она должна формировать не только двигательные компоненты человека, но и интеллектуальные и социально-психологические. Как и любая сфера, физкультура, предполагает работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Современные условия развития нашего общества требуют иного взгляда на проблему формирования физической культуры.
Приоритетным направлением работы современной школы является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.
Актуальность современных технологий на уроках физической культуры определяется особой ролью здорового образа жизни на современном этапе развития человечества в целом и каждого отдельного ученика школы в частности.
Учитель физической культуры, используя современные технологии, может совершенствовать не только физические качества, а также развивать творческий потенциал обучающихся.
Для меня, как учителя физической культуры, основными направлениями деятельности являются:
Специфика предмета физическая культура позволяет мне использовать многообразие форм организации деятельности.
Важное место в своей деятельности я отвожу здоровьесберегающим технологиям, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
На уроках физической культуры данная технология – это основа основ, она является самой значимой из всех технологий, по степени влияния на здоровье учащихся, так как основана на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации.
Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках. Когда ситуация успеха способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса.
На занятиях стараюсь чередовать различные виды учебной деятельности; использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учеников.
Для меня большое значение имеет эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здоровье».
При выборе форм, содержания и методов работы всегда учитываю возраст, пол обучающихся, состояние их здоровья, уровень развития и подготовленности.
Организуя работу с детьми, я стараюсь формировать личность обучающихся, готовлю их к соблюдению рационального режима учебы, труда и отдыха, двигательного режима, соблюдению правил личной гигиены, знакомлю с различными видами оздоровления, спорта, а также учу общению.
По моему мнению, основная задача учителя физической культуры – воспитывать потребность к двигательной активности и формировать навыки для последующей жизни.
Для разработки индивидуальных рекомендаций по гармоничному развитию физических качеств я учитываю период развития каждого ребенка – его сенситивность к тому или иному качеству. Соответственному периоду рекомендую и отрабатываю на занятиях упражнения определенной направленности.
Практика показывает, что применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей никогда не потеряет актуальности. Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным. Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе.
Уроки в начальном звене чаще всего провожу в игровой форме, так как игра является ведущей формой деятельности в этом возрасте.
Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам.
Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях.
Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям. Позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях.
На занятия по физической культуре мною часто используются соревновательные технологии. Их цель - стимулировать максимальное проявление двигательных способностей.
Например, на занятиях по волейболу, баскетболу обязательно применяю соревновательный метод в процессе учебной игры.
Этот метод ведет к повышению эмоциональной направленности урока, увеличению интереса к игре, повышению мотивации к совершенствованию технико-тактических навыков и развитию физических качеств.
Соревновательный метод очень эффективен в привлечении учеников к занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время – дети охотно участвуют в соревнованиях между классами, активно болеют за команды одноклассников, что способствует более ответственному отношению к предмету «физическая культура» и повышению стремления детей к самосовершенствованию
Командные состязания характеризуются наряду с этим отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели — победы.\
Современный урок физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения.
Личностно-ориентированный и дифференцированный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости учеников по физической культуре, а учащимся с высоким уровнем не интересно на уроках, рассчитанным на среднего ученика.
Помимо деления обучающихся на основную и подготовительную группы, практически в каждом классе я условно делю детей еще на несколько групп (категорий):
- совершенно здоровые дети, но не желающие трудиться;
- дети, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни;
- плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются;
- хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно.
Необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.
Здесь мне помогают элементы технологии уровневой дифференциации:
- на уроке даю задания с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и познавательного интереса к предмету;
- при оценивании учитываю не только достигнутый результат, но и динамику изменений физической подготовленности ученика;
- для учеников специальной медицинской группы дается отдельное задание;
- для учеников, освобожденных от занятий по состоянию здоровья, мною разработаны темы рефератов;
- ученики среднего уровня привлекаются на дополнительные занятия различными видами спорта (волейбол, футбол, настольный теннис) и внутришкольные соревнования;
- одаренные ученики успешно участвуют в соревнованиях муниципального и областного уровней.
При оценке физической подготовленности учитываю как максимальный результат, так и прирост результата.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационно-коммуникативные технологии во всех сферах жизни. Компьютер дома, в школе в настоящее время, уже не роскошь, а средство для работы.
Использование новых информационных технологий, интернет – ресурсов, позволяют достичь максимальных результатов в решении многих задач и на уроках физической культуры.
Информационно-коммуникативные технологии позволяют решить проблему поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями физической культурой, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся.
Использование презентаций на уроках позволяет мне более подробно и наглядно предоставлять теоретический материал, что делает процесс образования наиболее эффективным.
С помощью презентации я доступно объясняю правила спортивных игр, тактические действия игроков, красочно преподношу исторические события, биографии спортсменов. Наличие визуального ряда информации позволяет закрепить в памяти.
На уроках мною используются видеоролики с комплексами общеразвивающих упражнений (ОРУ). Также я использую их для проведения зарядки.
Одним из видов домашнего задания для моих обучающихся является создание презентаций по темам «Здоровый образ жизни и я», «Способы закаливания», «Вредные привычки» «Гимнастика» и т.д. Ребята могут выполнять такие задания как самостоятельно, так и в группах, что позволяет переходить им к выполнению проектов.
На уроках с использованием ИКТ провожу тестирование теоретического материала с целью проверки и закреплении знаний учащихся.
Также использую ИКТ во внеурочной работе. Это представление команд, оформление соревнований, описание конкурсов и т.д.
Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Поэтому педагоги в своей практике часто внедряют нетрадиционные, специфические технологии.
На уроках физической культуры, а также на занятиях внеурочной деятельности мною активно применяются фитнес-технологии (танцевальные упражнения и ритмика).
Грамотное и целенаправленное внедрение фитнес-технологий в систему непрерывного физкультурного образования, в занятия физической культурой для оздоровления, развития и воспитания детей и подростков, является в настоящее время одной из основных и актуальных задач модернизации учебных планов, программ. Ярким моментом на уроке физкультуры являются упражнения под музыку, элементы ритмики и танцев.
В ходе занятий под музыкальное сопровождение я меняю темп упражнений и повышаю их интенсивность.
Танцевально-ритмическая гимнастика, различные виды аэробики, элементы ритмики находят отражение в той или иной направленности уроков физической культуры: легкоатлетической, гимнастической, игровой и т.д., они способствуют разнообразию используемых мною средств в подготовительной, основной и заключительной частей урока.
Также фитнес - технологии активно используются в различных видах физкультурно-оздоровительной работы. Как показывает практика внедрение фитнес - технологий в урок по физической культуре вызывает положительную мотивацию к уроку, большой интерес и желание заниматься у большинства из них.
Таким образом, можно сделать вывод, что фитнес - технологии содействуют изменению негативного отношения к урокам физической культуры; способствуют сохранению и укреплению здоровья учащихся, являются действенным средством повышения уровня физической активности.
Всю работу на уроке я строю в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО. Большое внимание уделяю развитию универсальных учебных действий (УУД).
Для формирования таких действий я предлагаю обучающимся следующие задания:
1. «Не достающий фрагмент»
Ученику выдается схема поэтапного выполнения кувырка вперед, но в схеме не хватает одного фрагмента. Его задача дорисовать, выполнить и объяснить
2.«Пропущенное слово», использование приема «Письмо с дырками» работа с деформированным текстом.
Предлагается текст с акробатической комбинацией и пропущенными словами. Надо прочитать и дописать недостающие слова
3. Отработка акробатических комбинаций. Ученикам выдаются разноуровневые задания, текст описание последовательности выполнения упражнения. Ученик самостоятельно изучает информацию, перерабатывает ее, осознает и самостоятельно разучивает выбранное им акробатическое соединение. Затем демонстрирует это упражнение.
Основные знания и умения по физической культуре дети получают в школе. Однако, чтобы иметь хорошее здоровье и физическое развитие, одних занятий в школе мало. Поэтому так важно ежедневно самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Первым шагом, первой ступенькой к самостоятельным занятиям физической культурой являются домашние задания. Для самостоятельных домашних занятий, рекомендую детям посильные и безопасные упражнения в домашних условиях.
Например: подтягивание из виса лежа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, различные строевые упражнения, осенне-весений период на улице выполнять различные прыжки (прыжки в длину с места, прыжки со скакалкой), упражнения для формирования осанки.
Самое главное, все упражнения, которые даю для домашних заданий, проверяю на уроках, некоторые несколько раз за учебный год. И сразу становится ясно, как учащиеся выполняют дома заданные упражнения.
Я обязательно поощряю хорошей оценкой даже слабого в физическом плане ученика, если у него виден прогресс в выполнении домашнего задания.
Домашние задания по физической культуре – одна из эффективных форм физического воспитания, позволяющая реально охватить самостоятельными занятиями каждого школьника.
Здесь достигнуты следующие результаты - это формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой, воспитание сознательности и активного отношения ценности здоровья и ЗОЖ в семьях учащихся, стимулирование внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, снижения уровня заболеваний среди обучающихся, улучшение показателей физического развития.
Заключение:
Физическая культура – это комплексная культура движений, знаний о себе и своем развитии, гармонического развития физических способностей, телостроительства, воспитания себя, нравственного, психологического и духовного развития, питания, закаливания, гигиены, режима дня, культура других сфер здорового образа жизни.
Главное же для меня как учителя физической культуры – привить ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового образа жизни.
Таким образом, проектирование учителем физической культуры учебного процесса в условиях новых требований предусматривает иные подходы не только к планированию образовательных результатов, но и к отбору содержания, методов, форм и технологий обучения. Использование инновационных технологий в физическом воспитании - это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом. Это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения для сохранения здоровья.
© 2025, Пангратян Мария Викторовна 89