СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта работы в школе учителем музыки Маркова Евгения Михайловича

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Сейчас, когда в жизнь общеобразовательной школы входит новая программа по музыке, особенно остро стоит вопрос о методическом вооружении учителя музыки. Новые принципы требуют новых подходов и методов работы. Это требование относится к любой области человеческой деятельности.  Трудность преодоления привычного методического мышления, когда прогрессивная в свое время мысль из традиции перерастает в предрассудок, отказаться от которого всегда бывает нелегко, даже когда необходимость в этом уже осознана.  Альберту Эйнштейну приписывают афоризм: «Расщепить человеческий предрассудок труднее, чем атом». (Музыка в начальных классах, Э.Б. Абдулин, Т.А. Бейдер и др.)

 Работу строим  в соответствии с новыми требованиями, при этом опираемся на основные принципы программы. Структура соответствует тематическому построению программы: части по числу классов, в каждой части  - четыре раздела. В каждом разделе излагаются задачи, связанные с усвоением определенной темы. Раскрывается ее место и роль в ряду других тем программы. Дальнейшее изложение материала группируется вокруг данной темы. Включаем национально-региональный компонент. Таким образом, строится  материал вокруг «ключевых» знаний в опоре на различные грани музыкального искусства. Речь идет, разумеется, об иной организации на уроке, во внеурочной деятельности учащихся, о расширении их учебных функций. Главное, речь  идет об объединении различных видов деятельности, без чего невозможно решить одну из важнейших задач музыкальной педагогики – достижение единства уроков и внеурочной деятельности.

 Какова цель учителя, входящего в класс? Работая по овладению вокально-хоровыми, музыкально-ритмическими и другими практическими навыками организуется  в тесной связи с усвоением конкретной темы. Вместе с тем каждая из форм музыкальной работы с учащимися имеет свою логику развития, постепенно приобретаемые знания, умения и навыки выстраиваются в систему. Когда речь заходит об овладении практическими навыками и умениями, неизбежно встает вопрос об упражнениях.

         Учителю  помогает разбор некоторых, постоянно возникающих на уроке проблемных ситуаций. Решение новых вопросов на уроках приобретает форму кратких бесед, которые мы  формулируем, затем решаю эту задачу, и наконец, учащиеся самостоятельно приходят к окончательному выводу. Опыт показывает, что такой метод активизирует учащихся, способствует развитию самостоятельности их мышления, воспитывает в них стремление иметь свою точку зрения, аргументировать ее. В этих беседах важна и ответственна роль учителя. Мы должны продуманно и четко ставить свои вопросы, особенно заботясь о том, чтобы они не отвлекали ребят от музыки, а помогали им яснее выразить свои ощущения и мысли.

Учащиеся должны:

- эмоционально и осознанно воспринимать музыку, размышлять о ее содержании и интонационно-образном строе, высказывать оценочные суждения по поводу знакомых музыкальных произведений;

- различать на слух произведения «золотого фонда» русской и зарубежной классики, народного музыкального искусства;

- сравнивать произведения различных направлений русской и западноевропейской музыки, находить сходные и различные черты;

- выразительно исполнять главные темы классических произведений, а также народные песни, вокальные сочинения классического репертуара, песни современных композиторов;

- определять в процессе восприятия произведений различных видов искусства общие темы, сюжеты, образы, средства художественной выразительности;

- иметь навыки пропаганды музыкального искусства;

- развивать в себе потребность в музыкальном самообразовании.

         Республика Саха (Якутия)  целью в сфере образования на сегодня и завтра ставит формирование и развитие государственной национально-региональной системы образования. По содержанию и духу она должна иметь национально-региональный характер, т.е. учитывать национальные и иные особенности нашего региона, притом не только Якутии в целом, но на такой огромной территории мы должны учитывать региональные особенности и внутри республики. Образование – это ключ для развития личности, для возрождения и развития национальных культур, средство приобщения к культуре народов Российской Федерации и мира, ключ для укрепления духовности  в жизни общества. По обновлению содержания образования мы исходим из следующей цели:

Создать условия для успешной самореализации учащихся в учебном процессе.

Поэтому мы  объединяем  усилия семьи и педагогов школы для реализации цели, решения круга обозначенных проблем, координируем свою деятельность на решение поставленных задач:

  • создавать предпосылки для развития ребенка в творческой  деятельности.
  • формировать духовно богатую личность и приобщать учащихся к культурным и творческим  ценностям родного народа и других национальностей.

    У каждого народа есть своя история, свой социальный, природный арсенал существования и, наконец, у каждого народа своя психология, свое мировоззрение, что накладывает существенный отпечаток на народно-педагогические традиции.

 Процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт. Собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей -  народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, песнях, загадках, играх и пр.  В семейном и общинном укладе, быте, традициях, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влиянию на процесс историко-культурного формирования личности.

Проявление должной заботы о сохранении национальных языков, позволяет приобщать молодежь к материальной и духовной культуре родного народа, его традициям, способствует формированию у подрастающего поколения национального самосознания и достоинства.

         Значение и роль фольклора в жизни народа очень велики. Это и форма передачи народного опыта, и источник формирования национального характера, и одно из средств воспитания детей. Вот поэтому нам необходимо уделять особое внимание работе фольклорных кружков и ансамблей.

         Основной задачей школы является воспитание интереса, любви и бережного отношения фольклору, языку, истории, народным традициям, музыке. Таким образом, народные традиции способствуют закреплению ценностных ориентиров, становятся важным средством личностного развития, поэтому наше время необходимо еще в более полной мере использовать воспитательный потенциал народной педагогики.   

         Мы  рассматриваем воспитательный процесс как        создание   условий  для творческого развития личности  участника и улучшение себя  через полезную творческую деятельность. Творчество – необходимое условие реализации личности. Нельзя недооценивать роль музыки и в развитии воображения, памяти, мышления и других психических процессов, что расширяет сферу воздействия музыки на развитие психики ребенка.

  1. Дружба, любовь, гуманное отношение – основа взаимоотношений между людьми.
  2. Правило творческого отношения к делу.

При работе внеаудиторной деятельности используем принципы:

  1. Деятельностно-ориентированные:
  • Принцип обучения деятельности (учим ставить цели, уметь контролировать и ориентировать свои);
  • Креативный принцип или принцип формирования потребности в творчестве и умения творчества.
  1. Личностно-ориентированные:
  • Принцип психологической комфортности (снятие всех стрессобразующих факторов; создание атмосферы, где ребенок раскрепощен, раскован; создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперед).

         Работа по  технологиям даёт  позитивную динамику  достижений  школьников.

Через совместную с педагогом деятельность личность осваивает различные образцы деятельности, в результате чего происходит формирование личностных структур, обеспечивающих уровень развития личностного потенциала и его реализации в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Внеурочка
03.01.2015 10:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!