СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Постановка целей и задач на уроке.
Результативность любого урока начинается с умения учителя определить цель конкретного учебного занятия. Результативность предполагает движение от цели к отбору содержания и затем к выбору форм организации познавательной деятельности детей. Именно цель урока будет определять формы, способы и характер деятельности учителя и учащихся. Однако даже грамотно сформулированная цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью ученика. Школьник должен понимать значимость достижения цели, где он может использовать знания и умения, полученные на уроке. Цели объясняют ученику, что он изучает, зачем он работает.
1) Учитель, организуя учебную деятельность учащихся, должен учитывать три компонента – «знаю», «хочу» и «буду» - в принятии и достижении цели. Для этого необходимо владеть приёмами перевода нормативной цели в цель ученика, в учебную задачу, принятую учеником; приёмами привлечения учащихся к определению путей по её достижению; способами организации личностного целеполагания как его высшего проявления.
2) Цель – предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть создан за определённый промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема. Охарактеризовать цель – значит ответить на вопросы: что именно должно быть достигнуто в результате, на что следует направить активность.
3) Задача – это то, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Другими словами, это средство для достижения цели. Чтобы её охарактеризовать, надо ответить на вопрос: как будет достигаться цель?
Учебная задача – не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, это цель по овладению обобщёнными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида.
4) Целеполагание в обучении – это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определённых его этапах, определение и его принятие учебной задачи на определённом отрезке учебной деятельности.
5) Организация целеполагания на уроке – совокупность действий по определению, осознанию и конкретизации целей и задач урока.
Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, учит целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Поставить перед школьником учебную задачу – это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на общий способ её решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий. Например: обучая ребёнка выделять окончание в конкретных словах, учитель показывает ученику общий способ выделения окончаний в любых словах, а не только правильно разобрать данное слово. Постановка учебной задачи – сложный процесс, как для учителя, так и для учащихся. Однако именно постановка учебной задачи определяет результативность учебного занятия. От того, насколько правильно поставлена учебная задача, зависит, куда дети направят свои познавательные усилия, к чему они будут стремиться в процессе деятельности. Учителю необходимо продумывать каждый шаг, каждый вопрос, каждое задание, чтобы учебная задача стала «собственной» задачей для детей, чтобы дети понимали значимость этой задачи и необходимость её решения.
Планирование (подготовка учителя к уроку) и проведение уроков в начальных классах.
Эффективный урок – это не только рациональная конструкция, но и творческий проект учителя, включающий идею, замысел, индивидуальный замысел.
Подготовка к уроку представляет собой комплекс мер, выбор такой организации, которая обеспечивает наивысший конечный результат.
В подготовке к уроку выделяются следующие этапы :
Диагностика заключается в изучении всех обстоятельств проведения урока:
Прогнозирование направленно на оценку различных вариантов проведения урока и выбор из них оптимального на решение целей урока.
Проектирование – это завершающая стадия подготовки урока, оканчивающаяся разработкой плана (для опытных учителей) или конспектом урока (для начинающих)
Технологическая карта – обобщённо-графическая модель (схема) его проведения.
Особенности самоорганизации учителя:
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА
Современный подход к проведению урока в специальных (коррекционных) классах
Общедидактические принципы современного урока в коррекционном классе:
1) учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения
2) урок должен быть воспитывающим и развивающим;
3) на каждом уроке должна присутствовать коррекционно-развивающая работа;
4) излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей;
5) на каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся;
6) на уроке должны осуществляться межпредметные связи;
7) урок должен быть оснащён:
- техническими средствами обучения;
- дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, схемы алгоритмов рассуждений, перфокарты, опоры и т.д.);
- весь материал должен соответствовать уровню развития ребёнка и логике урока.
8) на уроке должны осуществляться инновационные процессы (но не должен присутствовать «эффект новизны»);
9) необходимо введение ИКТ в образовательный процесс в классе VII вида;
10) должны строго соблюдаться принципы здоровьесбережения:
- соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка и специфическим особенностям детей с ЗПР;
- проведение физминуток общего воздействия и для снятия локального утомления в соответствии с требованиями СанПиН
11) урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
- оказывать всестороннюю педагогическую поддержку ребёнку с ЗПР;
- способствовать социальной адаптации школьников с ОВЗ.
Специальные требования:
1) замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов у детей с ЗПР;
2) упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
3) осуществление повторности в процессе обучения на всех этапах и звеньях урока;
4) максимальная опора на чувственный опыт ребёнка, что обусловлено конкретностью его мышления;
5) максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
6) опора на более развитые способности ребёнка;
7) осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребёнка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и коррекцию действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции (алгоритмизация, пошаговая деятельность)
Примерная структура комбинированного урока в классах VII вида:
1.Оргмомент (подготовка к уроку, психологический настрой на урок).
2.Мотивация учебной деятельности
3.Проверка домашнего задания
4.Актуализация знаний по теме (повторение ранее изученного материала)+ рефлексия
5. Подготовка к восприятию нового материала
6.Изучение новых знаний + рефлексия
7.Коррекция в процессе получения новых знаний
8.Закрепление нового материала
9.Подведение итогов + рефлексия
10.Домашнее задание (прокомментировать)
11. Самооценка и оценка работы на уроке
Коррекционно-развивающие задачи урока в специальном (коррекционном) классе VIIвида:
Проведение уроков в условиях инклюзивного обучения в начальной школе.
Инклюзивное преподавание предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования - создать им для этого соответствующие условия.
Каждого обучающегося с ОВЗ обеспечили альтернативными учебниками, более легкими для прочтения, с выбором заданий по содержанию и форме исполнения. Учителями разработаны и написаны рабочие программы, пройдены курсы по программе «Современные методы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии VII-VIII вида»
Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно - развивающие задачи, предусматривать в ходе урока смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств. Этому нам помогают ИТ.
© 2018, Мякишева Надежда Сергеевна 11052