СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Определение цели и задач, планирование и проведение уроков по всем учебным предметам в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постановка целей и задач на уроке.

Результативность любого урока начинается с умения учителя определить цель конкретного учебного занятия. Результативность предполагает движение от цели к отбору содержания и затем к выбору форм организации познавательной деятельности детей. Именно цель урока будет определять формы, способы и характер деятельности учителя и учащихся. Однако даже грамотно сформулированная цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью ученика. Школьник должен понимать значимость достижения цели, где он может использовать знания и умения, полученные на уроке. Цели объясняют ученику, что он изучает, зачем он работает.

1) Учитель, организуя учебную деятельность учащихся, должен учитывать три компонента – «знаю», «хочу» и «буду» - в принятии и достижении цели. Для этого необходимо владеть приёмами перевода нормативной цели в цель ученика, в учебную задачу, принятую учеником; приёмами привлечения учащихся к определению путей по её достижению; способами организации личностного целеполагания как его высшего проявления.

2) Цель – предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть создан за определённый промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема. Охарактеризовать цель – значит ответить на вопросы: что именно должно быть достигнуто в результате, на что следует направить активность.

3) Задача – это то, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Другими словами, это средство для достижения цели. Чтобы её охарактеризовать, надо ответить на вопрос: как будет достигаться цель?

Учебная задача – не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, это цель по овладению обобщёнными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида.

4) Целеполагание в обучении – это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определённых его этапах, определение и его принятие учебной задачи на определённом отрезке учебной деятельности.

5) Организация целеполагания на уроке – совокупность действий по определению, осознанию и конкретизации целей и задач урока.

Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, учит целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Поставить перед школьником учебную задачу – это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на общий способ её решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий. Например: обучая ребёнка выделять окончание в конкретных словах, учитель показывает ученику общий способ выделения окончаний в любых словах, а не только правильно разобрать данное слово. Постановка учебной задачи – сложный процесс, как для учителя, так и для учащихся. Однако именно постановка учебной задачи определяет результативность учебного занятия. От того, насколько правильно поставлена учебная задача, зависит, куда дети направят свои познавательные усилия, к чему они будут стремиться в процессе деятельности. Учителю необходимо продумывать каждый шаг, каждый вопрос, каждое задание, чтобы учебная задача стала «собственной» задачей для детей, чтобы дети понимали значимость этой задачи и необходимость её решения.

Планирование (подготовка учителя к уроку) и проведение уроков в начальных классах.

Эффективный урок – это не только рациональная конструкция, но и творческий проект учителя, включающий идею, замысел, индивидуальный замысел.

Подготовка к уроку представляет собой комплекс мер, выбор такой организации, которая обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке к уроку выделяются следующие этапы :

  • Диагностика
  • Прогнозирование
  • Проектирование

Диагностика заключается в изучении всех обстоятельств проведения урока:

  • Возможности уч-ся
  • Мотивы их деят и поведения
  • Структура урока и затрата времени
  • Характер учеб материала и т.д.

Прогнозирование направленно на оценку различных вариантов проведения урока и выбор из них оптимального на решение целей урока.

Проектирование – это завершающая стадия подготовки урока, оканчивающаяся разработкой плана (для опытных учителей) или конспектом урока (для начинающих)

Технологическая карта – обобщённо-графическая модель (схема) его проведения.

Особенности самоорганизации учителя:

  • подготовленность к уроку;
  • рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе;
  • педагогический такт;
  • психологический климат на уроке.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

  • планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
  • проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
  • дифференцированный подход к ученикам.

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

  • урок должен быть эмоциональным;
  • темп и ритм урока должны быть оптимальными;
  • полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся;
  • атмосфера доброжелательности;
  • следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА

  • Разработка системы уроков по теме или разделу.
  • Определение образовательных воспитательных и развивающих задач урока на основе программы.
  • Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний.
  • Выделение главного материала, который ученик должен усвоить на уроке.
  • Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения.
  • Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала.
  • Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока.
  • Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).
  • Проверка оборудования и технических средств обучения.
  • Планирование записей и зарисовок на доске.
  • Планирование самостоятельной работы учащихся на уроке.
  • Определение форм и приемов закрепления полученных знаний.
  • Определение содержания, объема и форм домашнего задания.
  • Планирование форм подведения итогов урока.
  • Планирование внеклассной работы по данной теме.

Современный подход к проведению урока в специальных (коррекционных) классах

Общедидактические принципы современного урока в коррекционном классе:

1) учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения

2) урок должен быть воспитывающим и развивающим;

3) на каждом уроке должна присутствовать коррекционно-развивающая работа;

4) излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей;

5) на каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся;

6) на уроке должны осуществляться межпредметные связи;

7) урок должен быть оснащён:

- техническими средствами обучения;

- дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, схемы алгоритмов рассуждений, перфокарты, опоры и т.д.);

- весь материал должен соответствовать уровню развития ребёнка и логике урока.

8) на уроке должны осуществляться инновационные процессы (но не должен присутствовать «эффект новизны»);

9) необходимо введение ИКТ в образовательный процесс в классе VII вида;

10) должны строго соблюдаться принципы здоровьесбережения:

- соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка и специфическим особенностям детей с ЗПР;

- проведение физминуток общего воздействия и для снятия локального утомления в соответствии с требованиями СанПиН

11) урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

- оказывать всестороннюю педагогическую поддержку ребёнку с ЗПР;

- способствовать социальной адаптации школьников с ОВЗ.

Специальные требования:

1) замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов у детей с ЗПР;

2) упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;

3) осуществление повторности в процессе обучения на всех этапах и звеньях урока;

4) максимальная опора на чувственный опыт ребёнка, что обусловлено конкретностью его мышления;

5) максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;

6) опора на более развитые способности ребёнка;

7) осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребёнка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и коррекцию действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции (алгоритмизация, пошаговая деятельность)

Примерная структура комбинированного урока в классах VII вида:

1.Оргмомент (подготовка к уроку, психологический настрой на урок).

2.Мотивация учебной деятельности

3.Проверка домашнего задания

4.Актуализация знаний по теме (повторение ранее изученного материала)+ рефлексия

5. Подготовка к восприятию нового материала

6.Изучение новых знаний + рефлексия

7.Коррекция в процессе получения новых знаний

8.Закрепление нового материала

9.Подведение итогов + рефлексия

10.Домашнее задание (прокомментировать)

11. Самооценка и оценка работы на уроке

Коррекционно-развивающие задачи урока в специальном (коррекционном) классе VIIвида:

  • коррекция и развитие внимания (произвольного, непроизвольного, устойчивого, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения…;
  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая, планирующая, анализирующая функции, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение.;
  • коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом и т.д.);
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения…;
  • коррекция и развитие зрительных восприятий;
  • развитие слухового восприятия;
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установления логических и причинно-следственных связей, планирующей функции мышления);
  • коррекция и развитие личностных качеств обучающихся, их эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства и т.д.)

Проведение уроков в условиях инклюзивного обучения в начальной школе.

Инклюзивное преподавание предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования - создать им для этого соответствующие условия.

Каждого обучающегося с ОВЗ обеспечили альтернативными учебниками, более легкими для прочтения, с выбором заданий по содержанию и форме исполнения. Учителями разработаны и написаны рабочие программы, пройдены курсы по программе «Современные методы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии VII-VIII вида»

Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно - развивающие задачи, предусматривать в ходе урока смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств. Этому нам помогают ИТ.

Категория: Всем учителям
01.06.2018 22:34


Рекомендуем курсы ПК и ПП