СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
PEDAGOGICAL SCIENCES
Methodological foundations of the educational process
Васина Юлия Михайловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной
психологии ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого»
Балашова Элеонора Владимировна,
учитель – логопед
ГОУ ТО «Новомосковский центр»
Пантелеева Ирина Юрьевна,
композитор, поэт-песенник, поэт, музыкант, скрипачка, член Международного Союза композиторов XXI ВЕК, член Союза писателей России
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ МОТИВАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ
Аннотация
В статье поднимается проблема мотивации детей к выполнению артикуляционной гимнастики. Описан авторский подход к мотивации выполнения артикуляционной гимнастики под музыкально – рифмованное сопровождение.
Ключевые слова: артикуляционная гимнастика, мотивация, музыкальное сопровождение, артикуляционные истории.
Профессия логопеда на современном этапе развития человечества становиться очень востребованной и актуальной, так как количество детей с патологией речи неукоснительно растает. Выявить причины указанного обстоятельства довольно сложно, возможно лишь косвенно указывать на различные негативные факторы, влияющие на речевое развитие детей. Поэтому каждый педагог, не обязательно логопед, должен владеть в своем педагогическом арсенале некоторыми логопедическими технологиями. В состав многих логопедических технологий входит понятие артикуляционной гимнастики. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные — артикуляционные уклады различных фонем. [1]
Артикуляционная гимнастика одно из условий в коррекции патологии различных логопедических проблем, и выполнять ее необходимо постоянно. Для выполнения артикуляционной гимнастики необходима мотивация к работе в этом направлении. Ребенку скучно и однообразно повторять неинтересные упражнения, он не понимает необходимости в их реализации. Современным требованием к педагогам, дефектологам, логопедам выступает возможность осуществлять свою деятельность по удаленному доступу (дистанционное обучение). Поэтому вопрос мотивации в образовательном и коррекционном процессе становиться еще более актуальным.
Проблема мотивации, мотивов учения является одной из фундаментальных проблем в отечественной и зарубежной психологии. В отечественной психолого-педагогической литературе сущность мотивации раскрывается в концепциях Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других отечественных ученых. [2] Именно мотивация, является побудителем к различным действиям. Одной из задач в логопедической работе выступает поиск нестандартных способов выполнения артикуляционной гимнастики.
Опыт работы с неговорящими детьми, а так же с детьми с различной патологией речи, показал, что восприятие рифмы и ритма музыкального сопровождения мотивирует к выполнению педагогических и коррекционных задач. Исследователи накопили много данных о влиянии звуков на мозг. Музыка воздействует на чувства и эмоции человека, затрагивает сознание и подсознание. Через музыку ребенок переживает произведение еще более эмоционально и вовлекается в педагогическую работу. Технология отработки звуков включает в себя многократное повторение однообразных упражнений, рифма и ритм, как нельзя лучше способствуют реализации указанной работы. В связи с этим нами был разработан комплекс артикуляционной гимнастики под музыкальное сопровождение «Артикуляционные истории».
На начальном этапе необходимо проработать все упражнения, для выработки артикуляционного уклада, опираясь на картинный материал или, что еще интереснее, использовать объемные игрушки в тех упражнениях, где это возможно (индюк, лодочка, чашечка и др.) Затем можно приступать к использованию артикуляционных песенок историй.
В артикуляционные истории включены классические упражнения для отработки правильного артикуляционного уклада. Артикуляционная история «Капитан индюк» включает комплекс артикуляционных упражнений для верхнего подъёма языка, которые выполняются как в статике, так и в динамике для отработки звуков Л и Ль:
Авторский материал «Капитан индюк» для отработки артикуляционных упражнений при постановке звука Л и Ль:
1. Маленькая лодочка Следует на юг. Правит этой лодочкой Капитан Индюк. Лодочка качается По волнам плывет. «Блблбл, блблбл»,- Капитан поет.
2.Моет чисто палубу Шваброй – взад-вперед, И глядит под парусом, Где там горизонт?
Парус надувается, Ветерок несет. «Блблбл, блблбл»,- Капитан поет. |
3.Встречные кораблики Весело гудят. Индюка приветствовать Все они хотят. И гудят кораблики, Шлют ему привет. «Блблбл, блблбл»,- Капитан в ответ.
4.Открывает вечером Свой большой сундук И зубную щеточку Достает Индюк. Чистит зубы тщательно, Капитан Индюк, А потом старательно, Моет все вокруг. Капитаны лодочку Чистят, моют, трут. Значит обязательно, Значит обязательно, К цели приплывут. |
Авторский материал «Гости» для отработки артикуляционных упражнений при постановке звуков Ш и Ж
1.Когда приходят гости, Скорее улыбнись. И к каждой, каждой щечке Губами дотянись. //Улыбнись, дотянись губами//3 раза. Всех расцелуй вот так!
2.За стол расселись дружно, Варенье ам-ням-ням. И в чашечки подуем, Ведь чай горячий там. //Бублик ем, в чашечку я дую//3 раза
|
3.Дотянимся до носа, Наш нос в варенье весь! Теперь до подбородка, Там тоже капли есть. //На носу и на подбородке//3 раза. Там тоже капли есть.
4.Вот вишенка за щечкой, Другая за другой. Вот таких покатаем За щечкой мы с тобой. //Вот так, так вишенку катаем//3 раза. Теперь покажи язычок! //Покажи, спрячь язычок//2 ряза. Покажи и спрячь. |
В артикуляционную историю «Гости» включены упражнения: улыбка, хоботок, варенье, чашечка, бублик (окошко), теплый ветерок, качели, конфетка (вишенка), лопаточка.
Артикуляционные истории, возможно, применять как индивидуально, так и в группе, используя различные устройства передачи формата аудио прослушивания. В группе можно разыграть мини спектакль по сюжету. Нами был разработан мультик с мультяшным персонажем «Аня», которая выполняет упражнения, прописанные в артикуляционных историях согласно тексту песенок, ребенок смотрит и выполняет их. Музыкальное сопровождение, в целях сохранения авторских прав не указывается в публикации.
Таким образом, вопрос мотивации в учебной деятельности всегда волновал педагогов. Артикуляционная гимнастика одно из условий в коррекции патологии различных логопедических проблем, и выполнять ее необходимо постоянно. Дистанционная работа ставит перед собой необходимость поиска новых способов подачи информации, при этом мотивационный момент не становиться менее актуальным. Возможность применения артикуляционной гимнастики под музыкальное сопровождение с интересным сюжетом позволяет замотивировать ребенка к выполнению однообразных упражнений.
Список литературы
1.Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)/Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В., Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989.-223 с.
2. Особенности учебной мотивации у младших школьников с разным уровнем успеваемости //Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6 (часть 2) – С. 290-301
.
.
© 2020, Балашова Элеонора Владимировна 187