СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Хочу поделиться со всеми одной очень хорошей статьёй, которая пригодится не только учителям, но и руководителям школ. Статья написана моей коллегой. Считаю, что такой материал должен посмотреть каждый.
Цель: способствовать формированию у членов педагогического коллектива представления о самообразовании как необходимом условии профессиональной деятельности педагога.
Задачи:
1. Проанализировать систему работы по самообразованию.
2. Выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство учителя и как следствие повышение результативности образовательного процесса.
3. Содействовать формированию у педагогов потребности в повышении уровня самообразования.
4. Приобщить учителей к самоанализу и самодиагностике своей профессиональной компетентности.
Предполагаемый результат:
1. Повышение уровня самообразовательной деятельности педагогов школы.
2. Создание условий, стимулирующих личностно-профессиональный рост членов педагогического коллектива.
3. Обмен опытом профессиональной самообразовательной деятельности.
Теоретическое обоснование
Самообразование – это специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью.
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Смысл самообразования – выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога, в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.
Принципы самообразования включают в себя: всеобщность, непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, индивидуализированность, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, компенсаторность, перманентность переходов от низких ступеней к высшим, вариативность.
Виды самообразовательной деятельности педагога:
1. Фоновое общеобразовательное самообразование –самостоятельная познавательная деятельность как естественная часть жизни учителя (чтение художественной литературы, просмотр отдельных телепередач и т.д.).
2. Фоновое педагогическое самообразование – просмотр и чтение педагогической периодики, книг по педагогике, психологии и методикам.
3. Перспективное профессиональное самообразование – работа учителя над определенной психолого-педагогической проблемой продолжительной во времени.
4. Актуальное педагогическое самообразование – работа над отдельными существенными затруднениями в своей педагогической деятельности.
Самообразовательная деятельность учителей осуществляется на разных уровнях, что свидетельствует о разных возможностях личностно-профессионального роста. Выделяют несколько уровней зрелости самообразования:
· Низкий – спонтанное (внесистемное) самообразование часто под воздействием внешних обстоятельств при отсутствии должным образом развитой познавательной культуры.
· Средний – ситуативное самообразование на фоне интереса к знанию, удовлетворения возникшей познавательной потребности.
· Высокий – систематическое целенаправленное самообразование на основе овладения технологией данного вида деятельности.
· Наивысший – самообразование становится постоянной жизненной потребностью человека, непрерывным процессом исследовательского характера.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковы могут быть результаты самообразования учителя:
· повышение качества преподавания предмета;
· разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы и т.д.
· разработка новых форм, методов и приемов обучения;
· доклады, выступления;
· разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
· выработка методических рекомендаций по применению новой технологии;
· разработка и проведение открытых уроков;
· проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов по исследуемой проблеме.енное самообразование на основе овладения технологией данного вида деятельности.
· ой потребности.
· азвитой познавательн
Ресурсное обеспечение :
Инновационный ресурс: программно-методическое сопровождение образовательного процесса школы. Инновационный ресурс обеспечивает оптимальную жизнедеятельность в контексте образовательной стратегии развития педагогического коллектива.
Информационный ресурс: материалы Интернет-сети, периодической печати, инновационный педагогический опыт.
Интеллектуальный ресурс: администрация школы, учителя, учащиеся, родители.
Технологический ресурс: проекты, рефлексивные исследования, материалы заседаний методических отделений.
Методы
Словесные методы: доклад, развивающая беседа, работа с текстами, дискуссия.
Наглядные методы: наглядность (графики, таблицы, схемы, диаграммы), демонстрация фото, компьютерные и мультимедийные средства.
Практические методы: действия учителей, моделирование разнообразных ситуаций, панорама открытых уроков, наблюдение за работой учителей и учащихся в образовательном процессе.
Исследовательские методы: рефлексивные срезы, анкетирование.
Микроисследование № 1
«Способности педагога к творческому саморазвитию»
Вопросы:
1. Я стремлюсь изучать себя.
2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.
6. Я исследую свои чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности
10. Я стремлюсь быть более открытым.
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13. Я получаю удовольствие от усвоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я бы отнесся положительно к моему продвижению по службе.
Оценивание:
5 баллов – данное утверждение полностью соответствует действительности;
4 балла – скорее соответствует, чем нет;
3 балла – и да, и нет;
2 балла – скорее не соответствует;
1 балл – не соответствует
Микроисследование № 2
Методика определения уровня рефлексивности
(А. В, Карпов, В. В. Пономарева)
· Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долгое время думаю о ней, хочется ее с кем-нибудь обсудить.
· Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло в голову.
3. Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу, я обычно мысленно планирую предстоящий разговор.
4. Совершив какой-то промах, я долго потом не могу отвлечься от мыслей о нем.
5. Когда я размышляю над чем-то или беседую с другим человеком, мне бывает интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей.
6. Приступая к трудному заданию, я стараюсь не думать о предстоящих трудностях
7. Главное для меня — представить конечную цель своей деятельности, а детали имеют второстепенное значение.
8. Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо недоволен мною.
9. Я часто ставлю себя на место другого человека.
10. Для меня важно в деталях представлять себе ход предстоящей работы.
11.Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы
я заранее не составил плана.
12. 12. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.
13. Я довольно легко принимаю решения относительно дорогой покупки.
14. Как правило, что-то задумав, я прокручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты.
15. Я беспокоюсь о своем будущем.
16. Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей в голову мыслью.
17. Порой я принимаю необдуманные решения.
18. Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения.
19. Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто в нем виноват, я в первую очередь начинаю с себя.
20. Прежде чем принять решение, я всегда стараюсь все тщательно обдумать и взвесить.
21. У меня бывают конфликты оттого, что я порой не могу предугадать, какого поведения ожидают от меня окружающие.
22. Бывает, что, обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с ним разговор.
23. Я стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки.
24. Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно подумаю, в каких словах это лучше сделать, чтобы его не обидеть.
25. Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами.
26. Если я с кем-то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым.
27. Редко бывает так, что я жалею о сказанном.
Микроисследование № 3
Критерии анализа учебного занятия |
Оценка |
||
0 |
1 |
2 |
|
1. Введение в урок |
|||
Создание психологического настроя |
|||
Постановка целей урока (цель урока обсуждается, согласуется с учащимися, задается учителем, ставится проблема) |
|||
Формирование мотивов учения |
|||
2. Оснащенность урока |
|||
Доска, карты, плакаты, дидактический материал, ТСО |
|||
Целесообразность использования средств наглядности и ТСО |
|||
3. Содержание урока, формы реализации |
|||
Адаптация программы к данному классу, доступность изложения материала |
|||
Использование разнообразных форм работы (фронтальные, групповые, индивидуальные) и их рациональное сочетание |
|||
Использование эффективных методов обучения |
|||
Применение различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя) |
|||
Использование разнообразных видов контроля(индивидуального, фронтального, письменного, устного) |
|||
Организация самостоятельной работы (индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная) |
|||
4. Деятельность учащихся на уроке |
|||
Степень активности учащихся (высокая, средняя, низкая) |
|||
Организованность и дисциплина |
|||
Речевое развитие учащихся, умение логически мыслить, аргументировано доказывать тезис |
|||
Навыки самостоятельной деятельности |
|||
5. Оценка основных профессиональных качеств преподавателя |
|||
Знание предмета и общая эрудиция |
|||
Педагогический такт и этика |
|||
Культура речи |
|||
Внешний вид |
|||
Контакт с классом |
-80%
© 2016, Шаронова Селена Михайловна 1139