СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к фольклорному творчеству»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к фольклорному творчеству»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. По единодушному мнению, педагогов-классиков, именно фольклор является совершенным средством художественно-эстетического и нравственного воспитания детей. Использование его в работе с дошкольниками способствует формированию в ребенке нравственных качеств, таких как любовь к Родине, народу, обычаям и традициям своего края, чувству патриотизма.

Фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, пословицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

На своих музыкальных занятиях я считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях.

Основные задачи моей деятельности по патриотическому воспитанию детей:

-способствовать развитию интереса к народному творчеству и музыке;

-воспитывать чувство причастности к русской культуре;

-способствовать формированию знаний о русской культуре через ознакомление с бытом, традициями и фольклором русского народа;

-познакомить детей с историей русского народного костюма; с народными праздниками, с историей их возникновения;

-создать условия для самостоятельной деятельности;

-оказывать помощь родителям в возрождении и развитии лучших традиций.

Для знакомства детей с русским фольклором мною были выбраны следующие направления работы: (содержание деятельности)

  1. Проведение познавательных бесед о народном творчестве, праздниках, обрядах. На занятиях познавательного цикла я знакомлю детей с народными приметами, обрядовыми действиями. Мы говорим о том: Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Это помогает расширять общий и музыкальный кругозор детей, психологически подготавливает к осознанию важности народной культуры, пробуждая интерес к ней.
  2. Знакомство с устным народным творчеством.

Немаловажную роль в воспитании нравственно-патриотических качеств играет знакомство с произведениями устного народного творчества. Фольклорные загадки знакомят детей с предметами быта. Пословицы и поговорки приобщают дошкольников к неписаным законам народной этики, раскрывают перед детьми качества человека, преданного своему Отечеству: порядочность, уважение, ответственность, доброта, любовь к своей семье и Родине. Дети с удовольствием произносят потешки, прибаутки, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.

  1. Исполнение народных и стилизованных песен

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке и народной песне, в частности. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь народными выражениями, эпитетами, оборотами (зимушка-зима, травушка- муравушка, рассыплюся яблонькой, Ваня-простота). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «Ах вы сени», «Где был Иванушка», «Блины» и другие. Большинство народных песен можно инсценировать. И дети с удовольствие включаются в эту игру. Инсценировка помогает развивать у ребенка воображение, активизировать его творческие проявления.

4. Знакомство с русскими народными играми.

Важную роль в ознакомлении детей с народным творчеством играют народные игры. Я стараюсь показать детям их значение, рассказать, что они являются национальным богатством, незаменимым жанром народного творчества. На своих занятиях я знакомлю детей с доступными народными играми, такими как «Ручеёк», «Плетень», «Вейся капустка», «Ярмарочная карусель», «Две тетери» и т.д. Включение таких игр в праздник дарит детям незабываемые эмоции. В народных играх дети учатся общаться, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества. Особенность народных игр в том, что они, обучают личность социальной гармонизации, прививают чувство коллективизма.

5. Знакомство с песенно-танцевальными народными формами.

Я стараюсь уделять большое внимание характерным песенно-танцевальным народным формам: хороводам, заигрышам, обыгрыванию и др. Это народные песни-игры, песни-хороводы: «Где был, Иванушка?», «Тень-тень, потетень», «Ходит Ваня». Это и хороводы-шествия, основанные на разнообразных движениях: «гуськом», «цепью», «змейкой», «рядами», «воротца» и т.д.

Все эти песенно-танцевальные формы не только дают детям руководство к определенному действию, но и помогают формированию конкретных представлений, связанных с жизнью и бытом народа.

6. Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. С большим удовольствием дети познают приемы игры на русских народных музыкальных инструментах, которых у нас собрана целая коллекция: трещотки, хохломские ложки, коробочки, бубенцы, рубели, свистульки. Ни один фольклорный праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах.

7. Погружение в быт русского народа. Я убеждена также, что для успешного воспитания патриотизма немаловажно погрузить детей в атмосферу русского национального быта, создавая для этого развивающую среду. Это и оборудование фольклорных уголков в группах с предметами домашней утвари. Это совместное с детьми изготовление игрушек фольклорной тематики. Это и возможность примерить на себя народный костюм в уголке ряжения. Переодевание в национальный костюм уже вносит свою частицу в патриотическое воспитание, ребёнок гордится им, становится, более ответственен, собран. Дети очень любят фольклорные мероприятия в том числе и за то, что у каждого будет костюм. Тем самым мы расширяем представление детей о народной одежде, развивается интерес к культуре нашей Родины.

8. Включение фольклорного материала в праздники, развлечения, самостоятельную деятельность.

Особую роль в приобщении детей к истокам русской народной культуры играют праздники в детском саду. Это своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала.

Наши ребята на Рождественские святки с удовольствием ходят «в гости» к детям младшего возраста с песнями, закличками, колядками. Встречают «широкую гостью Масленицу», славят осень на «Осенинах». Фольклорные праздники - это не только веселые праздники, но и кладезь народной мудрости и педагогических возможностей в формировании патриотических чувств ребёнка. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети принимают к действию нравственный кодекс, заложенный во всем этом; побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, истории народа. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях.

Наши предки оставили нам поистине неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

Об одном таком празднике, который совсем недавно состоялся в нашем саду я хочу вам рассказать подробнее. Это образовательное событие - «Капустные посиделки». Основная цель этого образовательного события- расширить представления детей о народных традициях и праздниках.

Знакомство детей с этим праздником проходило в интересной и занимательной форме, в форме чаепития, с настоящим русским самоваром и сушками. Мы постарались стилизовать наш зал под «посиделки». Одну из зон оформили предметами народного быта, совместно с воспитателем и детьми накрыли столы к чаю с самоварами, постелили на столы расшитые салфетки.

Праздник начался уже в группе, когда дети одели на себя народные костюмы. В глазах было столько восторга! Хотя эти костюмы они одевают не в первый раз. Потом к детям пришла Хозяйка-ведущая праздника и пригласила их к себе в гости в горницу. А также заранее рассказала детям о том как пользоваться самоваром. Роль Хозяйка исполнила воспитатель. С помощью этого персонажа мы постарались вызвать интерес детей к русским традициям: гостеприимству, почитанию старших.

Дети удивили хозяйку яркими номерами:

-стилизованной песней «Осенние кружева» славили красоту осенней природы;

-в «Капустном хороводе» славили труд людей, работающих на земле, выращивающих урожай, сопровождая пение элементами русской пляски;

-в музыкально-ритмической игре «Сидят белки на тележке» показали знание народных потешек и умелое владение игрой на ложках и орешках;

-а исполнение частушек группой ребят было, пожалуй, самым ярким номером, который привёл всех в восторг и зрителей и самих исполнителей.

Помимо взрослого персонажа на празднике были детские роли - это козёл Мефодий и барыня-Капустка. Что позволило добиться ещё большей включённости детей в праздник.

Дети с удовольствие играли в народные игры: завевали капустку, строили плетень, украшали барыню-капусту. Каждая игра доставила детям море удовольствия и положительных эмоций. До сих пор на каждом музыкальном занятии просят повторить эти игры.

На посиделках дети узнали много нового: о разных сортах капусты, о многообразии блюд из капусты, и о том, как в старину солили капусту.

Вдоволь напившись чаю из самовара ребята отправились на мастер-классы, которые стали достойным продолжением фольклорного праздника. Разделившись на группы, путём выбора определённой эмблемы, дети знакомились с народными художественными промыслами (расписывали дымковскую игрушку), плели изгородь, изготавливали кокошники и картузы. А часть детей была увлечена самым вкусным делом – они своими руками квасили капусту.

Все эти действия сопровождались звучанием русских мелодий и песен. Что ещё больше придавало музыкальную красочность и праздничную атмосферу этому событию. А в финале всех ждал праздничный обед и конечно же пирожки с капустой. Восторгу детей не было предела!

Участие в этом событии позволило ребятам ближе прикоснуться к традициям русского народа. Праздник получился самобытным, ярким, увлекательным. Дети до сих пор в группе и на прогулке напевают «Сидят белки на тележке» или «Вейся завейся капуста». А это значит, что праздник нашёл отклик в детской душе и нам удалось самое главное – вызвать интерес к фольклорному творчеству.

Основываясь на своём опыте, хочу сказать, что влияние русского фольклора на формирование патриотических чувств у дошкольников, несомненно.

Одним из самых ярких показателей результативности моей работы в этом направлении является ярко выраженный интерес и желание детей участвовать в фольклорных праздниках. Дети стали хорошо ориентироваться в народной культуре, знают народные праздники и обряды, а главное, на мой взгляд, могут и считают себя гражданами России, способными в будущем принести пользу своей стране.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости, любви к Родине, родному краю.

24.11.2020 09:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!