Опыт работы по математике

МБОУ Васильево-Шамшевская СОШ №8

 

Опыт работы учителя математики

 

 Анищенко Натальи Юрьевны

По проблеме: «Формирование устойчивого интереса к математике в целях повышения качества знания»

 

   Сельская школа живет сегодня в более сложных условиях. Продолжается ослабление научно-технической базы сельских школ. Как правило, Все лучшее из опыта, накопленного школой, держится на энтузиазме педагогов и актива ребят, редко когда для этого объединяются усилия всех жителей села.

Специфика сельской школы в том, что сфера деятельности учащихся и педагогов ограничена, ребятам катастрофически не хватает общения сверстниками, обеднена речевая среда, не всегда есть возможность проявить активность в общественных делах, к тому же сельские дети сильно загружены домашней работой. Поэтому на многочисленный коллектив сельских учителей падает большая ответственность за формирование мировоззрения молодежи.

    Несмотря на многочисленные  проблемы и неурядицы, коллектив учителей нашей школы постоянно работает  над вопросами:

-как повысить качество знаний выпускников сельских школ?

-как обеспечить правильную профессиональную ориентацию учащихся?

    Чтобы положительно решать данные вопросы, необходимо формировать устойчивый интерес к учению, в частности математике, так как интерес к вышеуказанной  научной области способствует повышению качества знаний по данному предмету.

    В процессе обучения учитель должен видеть перед собой не только содержание учебника, забывая об ученике,  но необходимость усвоения им этого содержания. Конечно, чтобы «не терять» ученика, надо знать его индивидуальные особенности и учитывать их в процессе обучения. Важными условиями гуманизации образования является усиление мотивации и дифференциации обучения школьников. Гуманизация имеет целью сформировать у учащегося личностью значимые для  него знания и способы деятельности, а гуманизация – вооружить школьника основами творческой деятельности. Многое делается в этом плане нашими учителями в школе.

   На уроке часто можно встретиться с таким явлением: после предложения учителя выполнить определенное задание в классе находятся несколько учащихся, ожидающих появление готового решения на доске. Это типичное проявление отсутствия познавательного интереса к изучаемой теме. Одна из причин падения внимания и интереса к учению – это успеваемость. Учащиеся подросткового возраста, а тем более слабоуспевающие из них, особенно быстро устают от длительной, однообразной умственной работы. Как известно, стимулом в учебной деятельности учащихся  является оценка их работы учителем, но не всегда бывает соответствие между оценкой и затраченным трудом, особенно, слабоуспевающими учащимися. Плохая оценка, поставленная учителем такому ученику, может вызвать негативное отношение к предмету и неприязнь к самому учителю. Развитие   математических способностей у учащихся, рост интереса к предмету, напрямую зависят от личности учителя.

   Творчески работающий учитель не просто излагает знания, помещенные в учебнике, а учит школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные.

Л.Н.Толстой утверждал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение  этих сведений.»

       Учащиеся встречают немало трудностей на пути  овладения знаниями. Эти трудности неизбежны. В математике не может быть  легкого пути. Я думаю эта проблема может быть решена, если добиться глубокого интереса учащихся к изучению математики, сознательного усвоения вводимых понятий, если умело показать учащимся разнообразие применений изучаемой теории к повседневной практике.

     Стремление к активной мыслительной деятельности и к новым знаниям особенно возрастает, когда методы и формы  обучения разнообразны. К арсеналу , помогающего мне формировать устойчивый интерес к предмету, можно отнести содержание изучаемого материала, умелое сочетание форм и методов на уроке, моральный  климат в отношениях учителя с учащимися данного класса, так и между  учащимися  внутри классного коллектива.

    При выборе методов обучения учитываю цели и задачи урока, содержание учебного материала, уровень подготовленности учащихся, наличие оборудования в кабинете и многие другие особенности.

     Поддерживать и развивать мотивационную сторону обучения нужно как можно раньше. На первых уроках в 5 классах знакомлю ребят с оформление кабинета, с интересными наглядными пособиями, выполненными руками учащимися, провожу небольшую беседу «Как люди научились считать». Первый урок начинаем с беседы о значимости математики в жизни людей, знакомимся с учебником.

     Насколько удивительна, заманчива, всесильна наука математика. Каждый урок пыталось приблизить ребят к тому, чтобы они осознали это как можно раньше.

     В сохранении высокой активной  деятельности на уроке важную роль играет мотивация, интерес ребенка к тому, что он делает. Важным инструментом для развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности школьника, являются занимательные задачи. Предлагая учащимся занимательные задачи, мы формируем у них способность, выполнять анализ и синтез, сравнение, аналогию, классификацию и одновременно развиваем их. Среди занимательных задач много задач чисто учебного назначения, но поданных в нестандартной или проблемной форме. Предлагаемые учащимся задачи соответствуют теме урока.

    Занимательный материал разнообразен, но его объединяет следующие:

  1. Способ решения занимательных задач не известен. Для решения характерно «броуновское движение мысли» т.е. к решению приводит метод проб и ошибок. Поисковые пробы решения могут иногда закончиться догадкой, которая представляет собой нахождение пути искомого решения.
  2. Занимательные задачи способствуют поддержанию интереса к предмету и играют роль мотива к деятельности учащихся. Необычность сюжета, способы презентации задачи находят эмоциональный отклик у детей и ставят их в условиях необходимости ее решения.

Занимательные задачи составлены на основе знаний законов мышления. Например: а) В чем сходство и различие геометрических фигур, изображенных на рисунке.

                   б)Какая из данных на рисунке фигур лишняя?

    При решении задач, каждый ребенок ищет свой путь нахождения ответа. Далее разные способы  решения задачи записываются на доске. После этого всем классом обсуждаем решения, записанные на доске, из всех решений выбираем более рациональное, учитываем правильность оформления, аккуратность записи. Ребята высказывают свои  замечания и предложения,  отличают удачные и оригинальные  моменты решения. Такая работа вызывает большой интерес у детей. Стараюсь строить работу на уроке таким образом, чтобы дать возможность принять посильное участие в ней каждому ученику независимо от склонностей и  уровня его подготовки.

     А.Дистерверг писал, что « развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение.» Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовывать эти поиски, управлять ими, развивать их познавательную деятельность. Для повышения эффективности такой деятельности необходимо использовать разные методы обучения.

      Проблемное обучение – это особым образом организованная деятельность учащихся по усвоению знаний, в ходе которой они участвуют в поисках решения выдвинутых передними проблем. Организация проблем обучения имеет важное значение для развития мышления школьников, ибо «начало мышления» - в проблемной ситуации. 

       Проблемы, которые ставлю перед учениками, обычно разрешаются на протяжении одного или несколько уроков. Проблемы могут быть совсем малыми, в виде вопросов:

- почему «треугольник» назван «треугольником»? Можно ли дать ему другое название?

- как можно объяснить название «развернутый угол»?

  • как можно объяснить название «смежные углы»?

Иногда создаю проблемную ситуацию при помощи эксперимента, т.е. исследования частного случая. Например, при изучении теоремы о сумме углов треугольника ребята получают плоские модели треугольников, измеряют градусные меры их углов и находят сумму. Возникает вопрос : а для каждого ли треугольника выполняется это свойство?

        Особое внимание уделяю отбору самого содержания занятий, в частности и нестандартным приемам обучения. Провожу нестандартные уроки, как по форме, так и по методам решения задачи. Весьма важно и трудно при  решении  многих математических задач подобрать ключ к их решению. С целью преодоления этих  трудностей практикую  на уроках устные упражнения на нахождение идей решения задачи.

  • Раскрой идею решения следующих уравнений:

    x2* (x-4) – (x-4) = 0

            x2 * (x+2) – 9*(x+2) =0

                    При  проведении  устного счета  использую разнообразные формы: готовые таблицы, карточки, круговые  задания, в которых сначала решается первый пример, затем тот, номер которого получился в ответе.

           Учебник «математика 6» (автор Виленкин Н.Я., Жохов В.И., А.С.Чесноков) имеет большое количество нестандартных заданий для устного счета.

           Для проверки  знаний формул, правил, свойств, провожу диктанты с дальнейшей взаимопроверкой, ответы  проецирую на экран.

            На уроках использую презентационный материал, как для введения новой темы, так и для проведения тестовых работ, устного счета, гимнастики для глаз.

 

          Тестовые задания использую не только для индивидуальной работы с учащимися, но и с целью закрепления изученного материала. Такие задания с удовольствием выполняют даже слабые ученики.

 Например. Тестовое  задание в 7 классе, тема «Арифметические операции           над одночленами.»

   1.Упростить выражение

              4ах3 · (-¼а2сх2).

       А)-а2х5с.    Б) а2сх5.   В) –а3сх5    Г)  -а3сх6.

    2.Упростите выражение  (-а3с )4.

       А) –а12с4.    Б) а7с4 .   В) – а7с4   Г) а12 с4.

     3. Найдите числовое значение выражения   ( 3в2 )5*(3в3 )4  , если в = - 1

                                                                                  ( 9 в 7)3                             27

         А) 1.       Б)  -1.      в) 3.          Г) –3.

            

            Как правило тестовые задания готовлю в четырех  вариантах. Дифференциация заданий по вариантам позволяет учитывать индивидуальные способности ученика.

         Л.Н.Толстой говорил: « Знание только тогда знание, когда оно приобретено  усилиями своей мысли, а не памятью.»

        Считаю, что обучение не может протекать успешно, если не ставится задача вооружения школьников системой умений и навыков учебного труда, Учитель должен не просто излагать знания в определенной системе, а учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Учащихся надо целенаправленно учить познавательной деятельности, вооружать их учебно – познавательным аппаратом. Уместно привести слова М.Монтеня: « Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный.» Поэтому необходимо организовать  самостоятельную работу учащихся на различных уровнях: от воспроизведения действий по образцу, до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях. При составлении заданий для самостоятельной работы учитываю то, что сложности должна отвечать учебным возможностям детей.

       В своей работе использую различные формы проведения самостоятельных работ: ребята  могут работать индивидуально, в группе либо в паре.

      Каждый учитель огорчается, видя на своих уроках скучающие лица, когда же ученики работают увлеченно, азартно, то и учитель испытывает удовлетворение. Умение увлечь учеников работой, и есть, в конечном счете, педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Изжить скуку на уроке  помогает различные математические соревнования.

           Детям нравятся такие уроки, они с удовольствием участвуют во всех конкурсах проводимых на уроке и оказывают всяческую помощь учителю при подготовке такого урока, а это, в свою очередь повышает качество знаний учащихся по данной теме.

        Чтобы уроки математики проходили интересно, чтобы  дети получали как можно больше информации по той или иной теме,  использую в своей работе учебники разных авторов, интернетрессурсы. Так в 5-6 классе  занимаясь по учебнику Виленка, использую богатый геометрический материал из учебника Дорофеева и Шарыгина, а исторический и занимательный материал черпаю из учебника С.Акимова «занимательная математика».

       Урочная и внеурочная работа по математике проводится в кабинете,                     

Поэтому стараюсь делать его интересным и любимым для ребят. У доски могут одновременно решать 4 человека. В классе представлены портреты известных математиков. При изучении теоремы Пифагора, учащиеся узнают исторические факты  биографии Пифагора, знакомятся с его портретом.  

      Ежегодно в нашей школе проходит неделя математики. Программы этой  недели самые разнообразные; это может быть «Геометрическая викторина» для 7 классов, игра «Счастливый случай» для 6 класса, математическая викторина и многое другое. В неделю математики непременно включается выполнение математических газет, презентаций. Такая работа расширяет кругозор школьников, развивает их творческие способности.

     На связь математики и красоты стараюсь всегда обращать внимание учеников. Оформление кабинета, его внешний вид, проводимые классные и внеклассные мероприятия, - все  помогает в этом. Ведь наглядность – свойство познания, она способствует эстетическому, нравственному и умственному воспитанию учащихся. Пытаюсь  убеждать ребят в том, что на уроках математики мы с ними являемся творцами, которые впервые открывают решение каждой новой задачи. Именно математик никогда никому не подражает слепо, он подчиняется только собственному разуму, поскольку в состоянии проверить большинство математических утверждений всего лишь с помощью карандаша, бумаги да здравого смысла.

      Сформировать устойчивый интерес к математике, необходимо, прежде всего, для того, чтобы  развить желание учиться математике  и в конечном итоге повысить качество знаний учащихся. Ежегодно мои ученики участвуют в школьных олимпиадах  по математике.

     Процент качества знаний учащихся, в каком – либо классе, может меняться как в лучшую сторону, так и в худшую сторону. Одной из причин может быть то, что в класс приходит новенький, «слабый» ученик. В таком случае, учителю предстоит кропотливая работа над повышением качества знаний этих учащихся, а значит и всего класса в целом.  

2012-2013 учебный год:

 математика 5 класс, качество знаний – 66%, успеваемость- 100%;

 Алгебра 10 класс, качество знаний – 72%, успеваемость – 100%;

Алгебра 11 класс, качество знаний – 71%, успеваемость – 100%;

  Результаты ЕГЭ  по математике 49,4 %, по району – 47,9%.

   Процент качества знаний по геометрии ниже, чем по алгебре, это объясняется тем, что учитель недостаточно заинтересовал детей данным предметом на начальном этапе его изучения. Необходимо продолжать формирование интереса к новому предмету. С первых уроков изучения геометрии много говорим об истории ее возникновения и развития. Ребята знакомятся с учеными, внесшими большой вклад в развитие геометрии – это Евклид, Архимед, Фалес, Пифагор. Они узнают много интересного о жизнедеятельности этих ученых. На перовых уроках геометрии семиклассники знакомятся с различными простейшими фигурами, их отношениями, появляется новая терминология, которая нелегко усваивается ими. Замечаю, что математическая речь учащихся получает свое развитие, но в основном за счет классных упражнений.

    Основным итогом всей работы учителя являются успехи его учеников. Начиная с 7-8 классов нацеливаю своих учеников на то, что им предстоит сдавать ОГЭ сначала за курс неполной средней школы, а затем ЕГЭ.

      Перечисляю еще раз приемы и методы, позволяющие формировать устойчивый интерес к математике.

  • Использование на уроках информационных технологий, презентаций, компьютерных энциклопедий, интернета.
  • Использование на уроках историзма, занимательности (уроки- сказки, уроки- путешествия, уроки- радости), использование стихов.
  • Самостоятельные работы различного вида.
  • Различные формы работы с книгой.
  • Творческие задания.
  • Использование всевозможных видов поощрений (слова, жетоны, призы, …).
  • Использование проблемных ситуаций.
  • Групповой метод при решении задач.
  • Наглядность, доступность, оригинальность решений различными способами, самостоятельность в получении знаний, выборе метода решения задачи, связь науки с практикой; тестирование.

По возможности провожу эту работу систематически, а не от случая к случаю.

Считаю, что немаловажную роль в формировании устойчивого интереса к математике, принадлежит самому учителю. Многое зависит от его личностных качеств, от его педагогического такта, от умения общаться с детьми. Учитель должен любить свой предмет и любить детей и тогда он сможет передать свою любовь к предмету детям. Учителю необходимо знать психологические особенности детей каждого возраста и уметь решать проблемы, возникающие в какой либо ситуации, как на уроке, так и во внеурочное время.

 

 

 

 

Библиография.

1.Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурда. Математика 5кл.

2. Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурда. Математика 6кл.

3. Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурда. Методические рекомендации для учителей .

4. А.С. Чесноков,  К.И.Нешков . Дидактические маиериалы по математике 5-6класс.

5.А.Г.Мордкович, Т.Н.Мишустина, Е.Е.Тульчинская. Алгебра  7 класс. Задачник.

6.А.Г.Мордкович. Алгебра 7 класс.Учебник.

7. А.Г.Мордкович, Т.Н.Мишустина, Е.Е.Тульчинская. Алгебра  8класс. Задачник.

8. А.Г.Мордкович. Алгебра 8 класс. Учебник.

9. А.Г.Мордкович. Алгебра 9 класс. Учебник.

10. А.Г.Мордкович, Т.Н.Мишустина, Е.Е.Тульчинская. Алгебра  9 класс. Задачник.

11. А.Г.Мордкович. Алгебра  7-9 классы. Методическое пособие для учителя.

12. А.Г.Мордкович, Е.Е.Тульчинская. Тесты по алгебре для 7-9 классов.

13.Ю.П.Дудницын, Е.Е.Тульчинская. Алгебра 7-9. Контрольные работы.

14.Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. Геометрия                   7-9 класс.

15.Методические рекомендации для учителей к учебнику  Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, И.И. Юдина.

16.Е.В.Юрченко, Ел.В.Юрченко. Математика 5-6кл. Тесты.

17. Г.Г. Левитас. Карточки для коррекции знаний. 7 класс.

18. А.П. Ершова, В.В. Голобородько. Устная геометрия. Устные проверочные и зачетные работы. 7 – 9 класс.

19. П.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова. Алгебра. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 7 класс.

20. Е.М. Рабинович. Геометрия. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7 – 9 класс.

21. И.Л. Гусева, С.А. Пушкин. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Математика 6 класс.

22. С. Акимова. Занимательная математика. 

 

Категория: Математика
03.01.2015 18:51


Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас