СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по преодолению вредных привычек у подростков старшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Привычка это вторая натура. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Привычка это автоматизированные действия, которые появляются независимо от желаний человека. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они позволяют человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. К сожалению, у людей – и у взрослых и у детей сами собой возникают не только положительные, но и вредные привычки. Вредную привычку можно отличить по её автоматизму или нецелесообразности действия. Если автоматически повторяющееся действие несет вред делу, общественному спокойствию, благополучию, здоровью окружающих и самого человека, то мы можем назвать такое действие вредной привычкой. Всякая привычка появляется не случайно. В основе лежит механизм подкрепления. Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепляется и устранить её будет трудно.

К вредным привычкам можно отнести следующие действия:

- алкоголизм,

- наркомания,

- курение,

- токсикомания,

- игровая зависимость,

- употребление нецензурных выражений.

Слайд 2.

Учеными давно установлено, что состояние здоровья человека на 50% определяется его образом жизни, питанием и привычками. Любое неполезное действие (например, выпивка) может вызвать склонность к алкоголизму и перерасти в болезнь. Поговорка гласит «Путь в тысячу километров начинается с первого шага». В развитии алкоголизма таким шагом становится первая рюмка. А где подростки пробуют первую рюмку – отнюдь не в школе. Все случаи употребления спиртных напитков детьми лежат на совести родителей. От 60 до 80% случаи знакомства подростков с алкоголем происходит в присутствии или участии родителей. Общеизвестно, что воспитание в алкоголизированной семье является значимым риском приобщения ребенка к употреблению спиртосодержащих напитков, так как дети воспринимают их поведение как образец для подражания. Средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков за последние годы снизился до 12,5 лет, а среди девочек до 12,9 лет. Алкоголизм – это серьезное психофизиологическое заболевание, во время которого больной проходит различные стадии, вызывающие все большую физиологическую и психическую зависимость.

Слайд 3.

Наркомания — это почти всегда смерть в молодом возрасте. Рост наркомании в России может стать трагедией нации. Особенно страшно, что ряды наркоманов пополняются в основном из подростковой среды. Наркотики оказывают специфическое действие прежде всего на нервную систему, а также на весь организм человека. Это действие заключается в развитии особых состояний, которые называются состояниями наркотического опьянения: снимаются болевые ощущения, меняется настроение, психический и физический тонус. Появляется чувство легкости, эйфория, сосредоточенность на собственных нереальных ощущениях, освобождение от груза проблем и забот. Слайд 4.

Одним из наиболее распространенных в мире факторов, губительно влияющих на здоровье, является табакокурение. В нашей стране, как и во многих других, ряды курильщиков пополняются в основном за счет подростков, молодежи. По данным отечественных исследований, в возрасте до 12-13 лет курят около 7% школьников, среди 16-летних уже 40% курящих, а в старших классах начинают курить и многие девочки. Желание казаться старше, стремление подражать взрослым, любопытство способствуют тому, что многие подростки начинают курить.

Психолого-диагностические исследования за последние годы показали следующие тенденции:

  • снижение возраста подростков, употребляющих наркотические средства, в том числе и табачную продукцию;
  • увеличение доступности табачных изделий;
  • формирование на основе употребления наркотических средств особой молодёжной субкультуры, ведущей ценностью которой является свободное времяпрепровождение в состоянии с употреблением алкоголя, курением.

Слайд 5.

За последние двадцать лет токсикомания — вдыхание «летучих наркотически действующих веществ» (ЛНДВ) — приобрела характер эпидемии. Ежегодно сотни детей и подростков с кульками на голове отправляются в мир иной. Средний возраст потребителей продукции химической промышленности — 8—15 лет. Учитывая масштабы распространения токсикомании и те необратимые разрушения, которые она производит в детском организме и психике, можно серьезно говорить об угрозе будущему нации. К ЛНДВ относятся все токсичные вещества различных химических групп, употребляемые, как ингалянты, путем вдыхания: эфир, бензин, различные растворители, лаки, клеи, очистительные жидкости, аэрозоли и другие летучие вещества. Растворители и средства от насекомых сейчас вышли на первое место среди употребляемых веществ, не считая лишь алкоголя и табака. Дети, из любопытства пробующие нюхать клей, не знают всей опасности и масштабов поражения организма ЛНВД. Врачи отмечают переход к регулярному нюханью уже через 4—5 отдельных вдыханий. Сразу после вдыхания наступают расстройства ощущений, галлюцинации. Наступает влечение и постоянная зависимость. Дети теряют интерес к школе и прежним занятиям, прячась с двумя-тремя товарищами по нюханью в укромные места. Начинается и одиночное употребление, подросток заводит собственный запас ЛНДВ, арсенал тюбиков и пузырьков. Все приятное в его жизни замыкается теперь на нем. Влечение, появившись, сразу приобретает неуправляемый характер, ребенка невозможно удержать.

Слайд 6.

К сожалению, очевидность факта прогрессирования игровой, в том числе и компьютерной зависимости сегодня заставляет врачей, психологов и психотерапевтов бить тревогу. Масштабы этого на первый взгляд безобидного увлечения, катастрофические. Особая коварность этого заболевания состоит в том, что процесс привыкания происходит медленно и незаметен на первых стадиях.

Купив ребенку компьютер, многие родители сначала не могут нарадоваться: сидит дома, с дурными ребятами не дружит, всегда под присмотром. Тревога появляется обычно, когда компьютерная зависимость уже полностью завладела ребенком. Только теперь родители замечают, что подросток не только с «плохими» компаниями не водится, он вообще ни с кем не общается, ничем не увлекается, стал плохо учиться, проявляет агрессию. Компьютерная зависимость у детей стала распространённым заболеванием, но сегодня она успешно лечится. Чаще всего зависимость от компьютерных игр встречается у подростков 12-16 лет. Таким образом, специалисты выделяют главный признак компьютерной игровой зависимости – постоянное навязчивое желание играть в компьютерные игры.

Слайд 7.

Ещё одну группу вредных привычек составляет употребление нецензурных выражений. В букваре этих выражений нет, дети, услышав один раз тут же их подхватывают, тем более, что к этому слову его привлекает сама эмоциональная реакция взрослого в момент его произношения, также краткость, энергичность, легкость произношения. Такие слова вовсе не украшают нашу речь, а делают её бедной, примитивной.

Все разновидности вредных привычек есть у наших воспитанников. Как показывают диагностические исследования за 2019 год в старшей школьной группе реабилитацию прошло 50 ребят, из них курили – 33 человека, токсикоманили 4. Почти все подростки уже употребляли алкогольные напитки и в речи используют нецензурные выражения.

Слайд 8.

Для того, чтобы бороться с вредными привычками воспитанников РЦ, необходимо в первую очередь сформировать у ребят отрицательное к ним отношение. С этой целью организована психопрофилактическая, просветительская работа. Все мероприятия направлены на демонстрацию последствий для организма человека и для его личностного становления вредных привычек. Для эффективности работы в этом направлении мною используются следующие формы работы: - диагностика информированности подростков по вопросам наркомании и употребления ПАВ;

- уроки и факультативные занятия по психологии;

- индивидуальное консультирование детей, родителей, педагогов;

- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, - просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления; - встречи со специалистами, - изучение отношения взрослых к проблемам подростков, - чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях, - тематические викторины, устные журналы. - создание антирекламных роликов по проблеме, - конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека и демонстрирующих силу человеческого духа, - выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек; - нравственные классные часы; - интерактивные игры.

Вся работа строится в соответствии с

-коррекционно-развивающей программой для подростков «Фарватер», под редакцией Е. В. Емельяновой;

-модульного курса профилактики курения, авторы А. Н. Сизанов, В. А. Хрипович;

- мною разработанной программой «Уроки здоровья».

Цель курса: формирование у подростков устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и состояние общества, обеспечение теоретической и практической подготовки учащихся к здоровому образу жизни. Задачи: 1) Сформировать ценностные установки жизненных приоритетов на здоровый образ жизни, на умение принимать ответственность за свое поведение на себя. 2) Вооружить учащихся: санитарно-гигиеническими знаниями, воспитать убежденность школьников в необходимости выполнения требований и правил гигиенического поведения в труде и в быту; знаниями о пагубном влиянии на организм курения, алкоголизма и наркомании, нацелить на искоренение вредных привычек; основными принципами аутогенной тренировки, простейшими методами самодиагностики, самооценки и самокоррекции; знаниями о социальных, нравственных и медицинских аспектах взаимоотношений полов, о профилактике венерических заболеваний и СПИДа.

Вооружение учащихся знаниями в области анатомии, гигиены человека, - развитие гигиенических навыков, воспитание санитарной культуры.

3) Обеспечить знаниями принципов ЗОЖ и простейшими методами оздоровительного закаливания. 4) Помочь осознать необходимость постоянного поддержания достаточной физической активности, соблюдения норм рационального питания, сохранения устойчивого психоэмоционального состояния. 5) Обучить мерам ранней профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний органов пищеварения и т. Д

Успешная реализация программы "Уроки здоровья" предполагает формирование определённых знаний, умений и навыков

  • ребята должны знать определение понятия "здоровья", понимать, что они смогут распоряжаться своей судьбой, только сделав выбор в пользу здорового образа жизни;
  • знать принципы ЗОЖ;
  • владеть простейшими методами зрительной и физической гимнастики, методами оздоровительного закаливания;
  • понимать и знать последствия пагубного воздействия курения, употребления алкоголя и наркотиков на организм, уметь формировать и принимать альтернативные решения в отношении наркотиков, алкоголя и табакокурения, предвидеть последствия своих решений;
  • знать об опасностях, связанных с ВИЧ, венерическими заболеваниями, об их симптомах, путях передачи, методах лечения;
  • знать основы теории рационального питания, понимать необходимость соблюдения режима питания;
  • владеть основами санитарно-гигиенических навыков, навыков оказания первой помощи в экстремальных ситуациях;
  • понимать значимость окружающей среды в формировании физического и психического здоровья человека, осознавать неразрывную связь человека и его природного окружения;
  • уметь принимать решения и сказать "нет" в ответ на попытки отрицательного влияния со стороны сверстников или взрослых;
  • владеть простейшими методами психической саморегуляции, противострессовой помощи.

Уроки здоровья проводятся один раз в неделю.

Слайд 9.

Так в рамках психопрофилактической работы с подростками проводился тренинг «Помоги себе сам», викторина «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек», «Как сказать «нет» и отстоять своё мнение», беседа с элементами тренинга и интерактивной викториной «Сила слова или яд сквернословия». В ноябре месяце была организована и проведена неделя здоровья, под девизом «Мы выбираем жизнь».

СЛАЙД 10.

Мероприятия недели были направлены на формирование у несовершеннолетних социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психологическое здоровье, активную деятельную жизнь, выработку умений и навыков безопасного и ответственного поведения.

Слайд 11.

В рамках недели здоровья были проведены следующие мероприятия:

- Беседа студентки 5 курса медицинского института Куляпиной О. с воспитанниками РЦ о ВИЧ инфекции, СПИДе;

- Встреча с врачом-наркологом Фроловой С. П., где был продемонстрирован видеофильм о вреде алкоголя, курения. Светлана Петровна провела индивидуальные консультации с девочками старшей группы;

- Спортивная игра-эстафета «Семь шагов к здоровью», где участники команд проходили испытания на разных этапах;

- Игровая программа «Путешествие в страну здоровья». Дети показали знания правил здорового образа жизни;

Слайд 12.

- Акция «Мы выбираем жизнь». Воспитанникам были продемонстрированы слайды о воздействии наркотических веществ на организм человека. Психологи разыграли сценку, в которой «Торговец наркотиками» и «Дьявол» пытались вовлечь подростков в свой бизнес, но воспитанники твердо сказали: «Нет! Мы выбираем жизнь!».

Слайд 13.

Работа в данном направлении постоянно обновляется, пополняется новыми разработками, которые, надеемся, помогут ребятам изменить образ жизни.

Категория: Психологу
11.02.2022 20:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!