СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опытно- экспериментальная работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание и ход опытно-экспериментальной работы

по развитию творческой одаренности.

Проблема творческой одаренности – одна из тех, которые на протяжении многих лет не утрачивают своей актуальности, являясь предметом философского, психологического познания

Как уже отмечалось раньше, само понятие одаренности достаточно многозначно, подразумевает под собой своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности, умственный потенциал, совокупность задатков, талантливость и т.д. Однако выдающиеся появления личности не являются залогом будущего развития таланта, успешной творческой жизнедеятельности ребенка. Многое зависит от того, какие возможности предоставит окружение ребенка для реализации того потенциала, который присущ каждому ребенку.

Огромную роль играет образование и личность учителя в этом процессе. Образовательная среда, которая сориентирована на развитие и формирование творческих способностей ребенка, способа развить и поддержать творческий потенциал будущего страны.

С целью развития творчески одаренных детей на базе МОУ СОШ № 38 мною было создано детское объединение младших школьников «Театрально-музыкальная мастерская». Театр – всегда праздник. Событие. Но театр – это и польза, ведь уроки театрального искусства – уроки общения, воображения, художественного образования. В стремлении постичь жизнь, театр обращается к возможности почти «всех без исключений искусств: литературы, сцены, живописи, архитектуры, танца, музыки».

Объединение «Театрально-музыкальная мастерская» работает по программе «Театральное творчество» уже с 2005-го года (См. приложение №10). Возраст детей, посещающих творческое объединение 8-12 лет.

В первый год обучения у ребят формируются и закрепляются основные актерские умения и навыки. Материал изучается детьми во вполне доступных формах, расположен по принципу «от простого к сложному», в соответствии с возрастными особенностями. Изучение каждой темы носит интегрированный характер и теснейшим образом связано со многими областями культуры. Все занятия проходят с целью воспитания у учащихся любви и интереса к театральному искусству, а также реализации их творческих способностей.

Во второй год обучения идет углубленное освоение элементов актерского мастерства, дальнейшее развитие творческих способностей детей.

Программа предусматривает проведение индивидуальных и групповых занятий. Ребята охотно принимают участие в игровых импровизациях, творческих тренингах, игровых репетициях и т.д. Кроме того, детям очень нравятся экскурсии, творческие встречи, шоу-программы и т.д.

Занимаясь в объединении, дети много времени проводят вместе, а значит, учатся понимать и принимать своих товарищей такими, какие они есть. Понимают, что от каждого зависит успех мероприятия, они чувствуют ответственность за свои дела и действия.

Занятия в объединении «Театрально-музыкальная мастерская» помогают ребенку:

- раскрыть свои способности;

- обрести уверенность в себе;

- реализовать себя во внеурочной деятельности;

- развить творческий потенциал;

- приобрести организаторские и лидерские способности, т.д.

Наше творческое объединение охотно взаимодействует с другими творческими объединениями, созданными в школе. Так, например, при постановке музыкальной сказки «Лукоморье» был привлечен хореографический ансамбль «Жемчужинка». А педагог данного коллектива помогла ребятам творческого объединения «Театрально-музыкальная мастерская» грамотно расположиться на сцене при постановке танка, а также обучила детей пластике движения.

В рамках школьной программы «Истоки» был создан музей народной культуры, стилизованный под русскую избу с тематически подобранными выставками. Материал, подобранный в музее, широко используется при постановках. Например: «Широкая Масленица», «Осенины», «Праздник Капустки», «Посиделки», «В гостях у бабушкиного сундука», «В русской избе» и т.д. Многие из перечисленных постановок проходят прямо в помещении музея.

Развитие творчески одаренных детей в детском объединении «Театрально-музыкальная мастерская» ведется по нескольким направлениям:

Первое направление – это углубленное изучение школьниками теории, истории театрального искусства; формирование представлений об этике творчества, элементах внешней техники актера и т.д., а также в этом направлении идет развитие фантазии, воображения, креативного мышления.

Формы деятельности: Беседы: «Воспитание интереса к театральному искусству», «Как уметь слушать и слышать», зачем развивать творческие способности» и т.д.

Тренинги: «Концентрация и расслабление», Дыхательные и артикуляционные упражнения, «Групповая разминка» и т.д.

Игры-фантазии: «Сочини или продолжи сказку», «Фантазии на заданную тему», «Журнал «Небылицы в лицах», «Презентация мира», «Что на что похоже»

Подвижные игры: «Я фантазер!», «А у меня в кармашке», «У медведя во бору» и т.д.

При работе в этом направлении было выявлено, что у детей очень развито внимание, фантазия, творческий подход к делу, но не достаточно развито образное мышление, что затрудняло активизацию навыков работы в коллективе.

Второе направление – приобщение младших школьников к исследовательской деятельности.

Работая в этом направлении ребятам, занимающимся в объединении уже не первый год, предлагалось представить авторский творческий проект на различные темы: «Ступа Бабы Яги – как средство полета», «Как рождаются стихи», «Почему музыка льется».

Ребята представляли свои проекты в форме сказок, стихов, рисунков, альбомов, книжек, газет, предметных композиций.

Третье направление – «вживление» ребят в деятельность школы, т.е. выступление на школьной сцене, организация шефской работы по самоуправлению.

Ребята из творческого объединения выступают не только в качестве активных участников праздников, но и в качестве режиссеров, оформителей, дизайнеров, диджеев, дикторов и ведущих. Они предлагают свои идеи, вносят поправки и предложения.

Четвертое направление – стимулирование младших школьников к участию в городских, массовых мероприятиях среди сверстников, для пожилых людей, жителей микрорайона, участие в городских и областных конкурсах.

Огромную роль в системе работы с одаренными детьми играют прочные связи, которые сложились между объединением «Театрально-музыкальное творчество» и другими учреждениями культуры. Например: детский сад «Василек» (м-н «Южный»), ДК УВД г. Смоленска, центр «Вишенки», военный госпиталь г. Смоленска, МПЦ «Смоленские дворы», ДГДМ г. Смоленска, библиотека м-на «Южный». В данные учреждения культуры наше объединение приезжало с выездными концертами и постановками. Зрители очень эмоционально встречали маленьких артистов, особенно пожилые люди. После таких выездных концертов у многих детей поднималась самооценка, уверенность в своих силах, многие ребята спрашивали: «…когда же мы еще куда-нибудь поедем?», «…Мы хотим дарить людям хорошее настроение» и т.д.

На мой взгляд, работа с детьми по всем направлениям дает вполне ощутимые результаты. Среди них отмечается:

- выраженная мотивация детей в посещении школы и творческого объединения;

- разностороннее проявление интересов;

- повышение учебной работоспособности, большая уверенность в ответах, снижение утомляемости;

- расширение круга друзей;

- появившаяся возможность реализовать себя в различных видах деятельности.

Для выявления данных результатов нами проведено анкетирование на тему: «Какой ты, современный младший школьник?» (См. приложение №11), в котором приняли участие члены объединения. Анализ результатов показал, что основная масса опрошенных (73%) отметила значимость данного объединения. При этом, наиболее интересными для детей этого возраста формами работы стали: игры, тренинги, выездные концерты, уроки-фантазии, «соображалки» и т.д. Благодаря предпочтениям детей был скорректирован план мероприятий на год.

С целью активизации и сплочения в единый творческий коллектив педагога, родителей и детей, детское объединение задействует родителей как в самих мероприятиях, так и в их подготовке. Как правило, родители выступают в роли оформителей костюмов, сценаристов, актеров и жюри. Конечно, родители не сразу стали активными участниками в работе объединения. Но, как показало анкетирование родителей (См. приложение №12), результат работы детского объединения благоприятно воздействует на психологическую атмосферу в семье, в общении с ребенком:

- «…ребенок дома делится со мной своей школьной жизнью, чего не было раньше…»;

- «…перестал быть скованным, уверенно доказывает свое мнение, чувствует свою значимость…»;

- «…я стала жить интересами ребенка, я горжусь моим сыном…».

Такая оценка родителей доказывает, что не зря выбран верный путь по развитию творчески одаренных детей в разных направлениях деятельности.

Оформленный мною альбом «Портрет одаренного ребенка» вобрал фотографии и работы творчески одаренных детей из объединения «Театрально-музыкальная мастерская».

Категория: Внеурочка
14.02.2025 23:28


© 2025 70

Рекомендуем курсы ПК и ПП