СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И АДАПТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ МЕЖПОЛУШАРНЫХ АСИММЕТРИЙ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование проводилось в несколько этапов. В ходе исследования предполагалась этапность работы:

На первом этапе (2012-2013гг.) был проведен первичный теоретический анализ психологической научной литературы по проблеме социально-психологической адаптации человека в области общей психологии и психофизиологии. Подбор диагностического материала и методов, методик для изучения выбранной нами темы.

- На втором этапе (2013-2014гг.) проводилось комплексное диагностическое обследование в двух академических группах студентов первого года обучения, дневного отделения. Возрастной период студентов поздняя юность у юношей (от 17 до 20 лет) и девушек (17 до 19 лет) НИИ «БелГУ» города Белгорода, факультета психологии (ФаПси) и инженерно-физический факультета (ИФФ). Комплексная диагностика проводилась в октябре месяце 2013 года в момент адаптации к вузовским условиям и привыкания к новой роли студента первого года обучения.

- На третьем этапе (2014г.) была проведена обработка данных и математическая обработка результатов исследования. Набор методов математической статистики, использованный для обработки фактического материала, определялся целью исследования, содержанием конкретных задач, характером собранных данных. Статистическая обработка проводилась с помощью стандартного пакета прикладных программ «SPSS 17» c использованием таких математических методов, как критерий Манна-Уитни, критерию Вилкоксона, коэффициент корреляции t- критерия Спирмена. Для определения системы взаимосвязи применялся латентно структурный факторный анализ. Математическая обработка результатов исследования позволила проанализировать влияния индивидуального типа функциональной асимметрии на специфику формирования индивидуально-типологических характеристик и адаптивных студентов с различными типами межполушарной асимметрии проведение экспериментальной оценки по успеваемости каждого студента. Проводилась оценка успеваемости каждого студента по результатам сдаваемой первой сессии.

На четвёртом этапе (2014-2015)- описание полученных данных по констатирующему эксперименту, выводы и заключение.

Во втором параграфе пункте втором «Характеристика испытуемых и объема исследований»

Изначальная генеральная совокупность участников констатирующего эксперимента составила 200 человек студентов, двух факультетов. Рассматривая особенности личности студентов, мы опирались на возрастную периодизацию Б.Г. Ананьева, согласно которой студенческий возраст (поздняя юность, ранняя зрелость) определяется границами 17-18 лет – 22-23 года. Были взяты 100 человек (юноши 17 человек, девушки 83 человека) НИИ «БелГУ» инженерно-физический факультета. Изначальная генеральная совокупность участников констатирующего эксперимента составила 200 человек студентов, двух факультетов. Рассматривая особенности личности студентов, мы опирались на возрастную периодизацию Б.Г. Ананьева, согласно которой студенческий возраст (поздняя юность, ранняя зрелость) определяется границами 17-18 лет – 22-23 года. Были взяты 100 человек (юноши 17 человек, девушки 83 человека) НИИ «БелГУ» инженерно-физический факультета. Специфика «ИФФ» НИИ «БелГУ». Нами были взяты особенности различия индивидуально-психологических характеристик студентов с двумя типами функциональной асимметрии (факультета психологии и факультета инженерно-технического). Все юноши и девушки из полных семей. Ранее обучались в средних муниципальных школах города Белгорода. Пришли на факультет осознанно, делая профессиональный выбор. Имеют социально активную позицию, участвовали во всех мероприятиях своих школ, и в данный момент активно принимают участие в жизни группы, факультета и университета. Ведут активный здоровый образ жизни. Каждый студент посещает спортзал, бассейн и досуговые кружки в соответствии со своими жизненными интересами.

Выбор студентов технического факультета, обусловлен тем, что многие авторы отмечают особые сложности профессионализации и большой процент отсева на первых курсах у студентов технических специальностей.

Во втором параграфе пункте третьем «Методы исследования» В данном параграфе представлено описание способов обработки эмпирического материала и описание самих методик. В работе использовались следующие методы и методики:

1. Исследование межполушарной асимметрии мозга с помощью нейропсихологических проб для выявления типов ПЛО (профиль латеральной организации) и выраженности полушарности ( Опросник М. Аннетт, моторные пробы, теппинг-тест, оценка слухоречевой асимметрии, оценка зрительной асимметрии, определение ведущей руки, ноги, уха, глаза);

2. Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина;

3. Копинг-тест Лазаруса;

Третья глава «РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И АДАПТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ МЕЖПОЛУШАРНЫХ АСИММЕТРИЙ» Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. Существует несколько типов функциональной организации полушарий мозга: доминирование левого полушария, доминирование правого полушария. На основании данных изученной литературы возникло предположение о том, что процесс адаптации современного студента неразрывно связан с индивидуально-типологическими характеристиками типа функциональной асимметрии мозга

В третьем параграфе пункте первом «Анализ результатов изучения показателей индивидуально-типологических и личностных характеристик студентов с различными типами межполушарных асимметрий» В работе нами использовались такие методы исследования как тестирование, анкетирование и статистическая обработка данных.

Полученные нами данные позволили нам разделить испытуемых на 4группы по развитию возможных типов ПЛО: «чистые правши», праворукие, амбидекстры, леворукие, «чистые левши».

1 группа « чистые правши» «ППП»-17% составили в целом студенты обоих факультетов.

2 группа праворукие с левшеством «ППЛ» составили в целом – 32%.

3 группа праворукие с левшеством асимметрии слуха, правшеством зрения «ПЛП» - 35%.

4 группа леворукие («ЛПП», «ЛПЛ», «ЛЛП», «ЛЛЛ») составили меньшую часть от всех студентов 1 курса, из них «чистые левши» студенты «ИФФ» «ЛЛЛ»- 13%. Так же «ЛПЛ»– 1%,«ЛЛП»– 2%.Асимметрия коры головного мозга в нашей выборке «ЛПП» с отсутствует. Асимметрия коры головного мозга которая свидетельствует о наличие у студентов «скрытого левшества», а это амбидекстрия «ААА» так же отсутствует. А именно в дальнейшем мы группы описываем как группы: А, Б, В, Г, Д. В соответствии с принятыми критериями испытуемые со всевозможными вариантами ПЛО были разделены на 5 типов:

А. «Чисты» правши (ППП);

Б. Праворукие – испытуемые с различными вариантами доминирования уха и/или глаза (ПЛП; ППЛ);

В. Амбидекстры (ААА);

Г. Леворукие испытуемые с различными вариантами доминирования уха и/или глаза (ЛЛП; ЛПЛ);

Д. «Чистые» левши (ЛЛЛ). Что бы выяснить индивидуально-типологические характеристики и свойства адаптивности межполушарной асимметрии у студентов. Мы провели методику “Адаптивность” (МЛО-АМ). Что бы выяснить индивидуально-типологические характеристики и свойства адаптивности межполушарной асимметрии у студентов. Студенты имеют склонность к нервнопсихическим срывам, «правши» адаптивны в стабильной среде (возможно адаптация к студенческой жизни явилась фактором стабильности из-за рационально повторяющихся нагрузок и требований), c рациональной стратегией поведения. Отсутствует адекватность самооценки и реального восприятия действительности по шкале «НПУ» в большем количестве у «чистых правшей», чем у «чистых левшей». Легко устанавливать контакты с сокурсниками, окружающими, не конфликтовать « чистые правши» группа А «ППП» их показатели находятся в высоких и средних стенах. Наиболее конфликтные и сложности в установлении контактов с окружающими являются студенты из группы Б праворукие – испытуемые с различными вариантами доминирования уха и/или глаза «ПЛП»; «ППЛ» так же группа Д. Группа А« ППП» чистые правши, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Можем говорить об удовлетворительной адаптации большинства лиц этой группы. Группа Д «ЛЛЛ» чистые левши. Они обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Группа Б «ПЛП», «ППЛ» праворукие – испытуемые с различными вариантами доминирования уха и/или глаза. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий. Обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Возможны нервно-психические срывы. Требуют наблюдения психолога. Это те студенты, которые не умеют адекватно воспринимать себя в предлагаемой определённой социальной роли и показатель адаптационной способности низкий. И так же это нам говорит, что ещё очень слабо, принята роль студента.

Проанализировав и получив, активное приспособление современного студента, к условиям социальной среды, в процессе обучения с помощью методика «Лозаруса». Мы определили совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, через осознанные стратегии действий. Агрессивные усилия по изменению ситуации по копинг стратегии конфронтационной наблюдаем, преимущественно у группы Б «ПЛП», «ППЛ».Что возможно связано с их социальной активностью. Это говорит, что студенты, имеющие средние адаптационные способности могут стать неадекватны и им необходима психологическая помощь или психологическое сопровождение. Желание отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость в связи с приближением значимо заметно наблюдается у студентов группы Б «ПЛП», «ППЛ». Стратегия дистанцирования предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Адаптированных студентов низкий уровень выраженности стратегии «самоконтроля». Такими являются представители группа Б «ПЛП», «ППЛ». Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность у студентов осознавать и контролировать процесс и сложившуюся ситуацию (в нашем случае это непосредственно сессия), но так же ситуацию повышенного стресса сводить к решению или ухода. Низкий уровень выраженности стратегии «копинг поиск социальной поддержки» у следующих студентов группа А что данная стратегия не является приоритетной и не задействована в процесс приспособления по причине своей ненужности., группа Б как раз тока стратегия активна. Данная группа прилагает усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки. Результаты копинг стратегии говорит о том, что большая часть студентов включаются в студенческую жизнь с помощью поиска социального взаимодействия с средой. Результаты копинга усилия по «принятию ответственности», в связи с приближением сессии у студентов наблюдается во всех группах ПЛО. У низко адаптированных студентов усилия и желания, мысленные стремления и поведенческие усилия, направлены к «бегству - избеганию» проблемы, наблюдается ярко выраженные показатели с высокими процентами у группы Б. Копинг стратегия планирования решения проблемы предполагающая анализ ситуации, планирование собственных действий с учетом прошлого опыта и имеющихся ресурсов, показала: что у не адаптированных студентов усилия по изменению ситуации в позитивную сторону с решением проблемы (успешности прохождения сессии) наблюдается с показателями высоких процентов у группы Д, частично у группы группе Б. По копингу положительная переоценка студенты начинают осознавать серьёзность приближения сдачи сессии и ответственности за свою жизнь.

13.03.2015 22:51


Рекомендуем курсы ПК и ПП