СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация исследовательской деятельности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения кубановедению. С введением регионального компонента школьного образования кубановедение стало обязательной составляющей учебного предмета истории. Развитие этой дисциплины значительно расширяет возможности для формирования самосознания юных россиян, воспитания патриотизма, уважения к истории и культуре нашего народа. Как показывает практика, изучение краеведения способствует пробуждению у школьников чувства малой родины, стремления к знанию ее истории, местных обычаев и традиций, сопричастности к судьбе своего народа, помогает решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем районе, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Все это обосновывает его актуальность. Развитие кубановедения в школе происходит в рамках учебной деятельности (уроки, факультативные занятия), внеурочной (занятия краеведческих кружков и групп, ученических клубов и обществ). И здесь немаловажной задачей является формирование у учащихся, способностей к самостоятельному исследованию, экспериментированию, учению через поиск и открытие. Краеведческий материал наиболее доступен для выработки исследовательских навыков, т.к. тематика исследований обеспечивается разнообразием местных источников: памятников, традиций и т.д. Одной из форм данной работы может быть участие в научно-практических конференциях школьников. Научный подход к процессу исследования в педагогической практике требует реализации следующих принципов: ─ естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интересной для исследователя); ─ осознанности (проблемы, цели, задач, хода исследования и его результатов); ─ самодеятельности (овладение ребенком хода исследования через собственный опыт); ─ наглядности; ─ культуросообразности (необходимости учитывать ту традицию миропонимания, которая существует в данной культуре; ту традицию взаимодействия, которая существует в данной социальной общности). Критерием результативности исследовательской работы является написание реферата или творческой работы, оформление и публичное представление результатов своей деятельности в соответствии с предъявляемыми требованиями. Это относится к внешним результатам. Но очень важно, что в процессе работы происходят личностные изменения в самом исследователе: ─ Развитие познавательного интереса к изучению родного края. ─ Создание исследовательской работы становится мотивом деятельности школьника, развивается его мотивационная сфера (любознательность, ответственность). ─ Школьники фактически выступают в роли юных ученых-исследователей, приобщаются к научной работе. Продукт их деятельности представляет интеллектуальную и личностную ценность, становится значимым для них, что ведет к развитию ценностных ориентаций личности. ─ Происходит формирование учебной самостоятельности учащихся и навыков самостоятельной организации познавательного процесса (самостоятельное определение цели своей работы, планирование ее этапов, распределение времени, сроков выполнения, прогнозирование результатов). ─ Школьники овладевают исследовательскими умениями и навыками (постановка проблемы, поиск и анализ информации, работа с различными источниками, собственные выводы и обобщения, грамотное оформление результатов научной работы). ─ Учащиеся приобретают опыт творческой, общественно-полезной деятельности, межличностного общения, происходит развитие коммуникативных умений. Практика показывает, что главным условием их успешной реализации является сотрудничество учителя и учащихся, общий интерес к исследовательской работе, когда межличностные отношения строятся как творческий процесс взаимодействия по поиску решения проблемы. Учитель выступает исключительно в роли наставника, консультанта, руководителя проекта. Внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у самого педагога – основа успеха реализации исследовательской деятельности учащихся. Проектная деятельность является в настоящее время одной из перспективных технологий в образовании. Она позволяет максимально активизировать интерес учащихся к предмету, развить навыки самостоятельной работы, интегрировать разные предметы, способствует общению. Проектная деятельность максимально социализирует ребенка, готовит его к жизни во взрослом трудовом коллективе. Для реализации исследовательских проектов организую групповую и индивидуальную работу учащихся. Немаловажна работа учащихся в группах, когда, вступая в контакт, дети решают, в том числе коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию. Результаты проекта учащиеся чаще оформляют с помощью компьютерных технологий. В первую очередь исследовательская деятельность на основе ИКТ используется на уроках. Например, в 9 классе урок по теме «Великая Отечественная война на Кубани». На реализацию проекта ушло 10 дней. Класс разделился на четыре группы, были определены последовательные шаги реализации проекта, направленные на поиск доказательств особенностей «своего» движения: 1. Собрать информацию. 2. Оформить презентацию. 3. Подготовить защиту презентации. Каждая группа результаты поиска оформила в виде презентации. Проделав большую поисковую работу, девятиклассники не только сумели выстроить материал и защитить свои позиции, но и проникнуться духом той эпохи, используя стихи, песни, плакаты Великой отечественной войны, используя в первую очередь источники Интернета. Таким образом, организация исследовательской деятельности в процессе изучения кубановедения может способствовать формированию ключевых компетентностей учащихся, развитию их личности, и иметь общественно-полезное значение. Материалы исследований школьников в дальнейшем могут использоваться в образовательном процессе: на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях в школе, на районных научно-практических конференциях. При организации учебного процесса возможно использование разнообразных форм занятий: семинаров, конференций, встреч, «круглых столов», уроков с элементами поисковой деятельности и решением проблемных задач; сочетание урочной и внеурочной деятельности – организацию экскурсий, экспедиций, походов по родному краю.
Категория: География
18.01.2020 23:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!