СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Организация предметно - пространственной развивающей среды (ППРС) как одно из условий процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Среда воспитывает человека.путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды". Л.С.Выготский

«Предметно – пространственная развивающая среда (ППРС) как одно из условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС ДО ОВЗ».

Современная образовательная система ДОУ в соответствии с ФГОС должна выполнять, прежде всего, жизненно важную функцию, а именно – функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта.

Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в дошкольном учреждении.

Организуя развивающую предметно-пространственную среду в групповом помещении, необходимо учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы.

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать предметно-игровую среду как условие оптимального саморазвития личности.

Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

По мнению С. Л. Новоселовой понятие развивающей предметно-пространственной среды определяется как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей дошкольного возраста.

В такой среде возможно одновременное включение в активную игровую, коммуникативную, исследовательскую, двигательную, трудовую и творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Для реализации задач по преобразованию предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ gространство группы было условно разделено на три зоны:

1. Рабочий сектор

2.Активный сектор

3. Спокойный сектор.

Разделение группового пространства обеспечило положительный результат в образовательном процессе.

Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивает все основные виды детской активности.

Детям было предоставлено больше открытых поверхностей: стеллажи, столы – для развертывания сюжетно – ролевых игр. Появилась возможность разыгрывания кукольных мини – спектаклей, составления макетов, а также для продуктивной, познавательной, исследовательской деятельности.

Для организации сюжетно – ролевой игры создана система контейнеров с подобранным игровым материалом и атрибутами.

Полифункциональность материалов даёт возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, мягких модулей, ширм), а также материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной развивающей среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей.

Идею мобильности и динамичности легко воплотили с помощью ширмы.

Групповое пространство трансформируется в зависимости от воспитательно-образовательных задач и от лексической темы недели.

Материал в каждой зоне меняется, дополняется и возможно их временное объединение.

Каждая зона пространства располагает детей к нескольким видам деятельности. Каждая часть пространства эффективно работает благодаря грамотному размещению материалов – на границах и внутри зон.

Материалы и оборудование центров могут использоваться как для одной образовательной области, так и в ходе реализации других областей.

Развивающая предметно - пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по зонам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду в группе, мы учитываем интересы мальчиков и девочек, как в игре, так и в труде.

Образовательное пространство оснащено игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием, инвентарём.

Развивающая предметно – пространственная среда в группе безопасна для наших детей и соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, правилам пожарной безопасности.

Созданная модель развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ соответствует требованиям ФГОСДО, обеспечивает детям чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей и овладению разными способами деятельности.

Оформление группового помещения вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной, творческой деятельности, способствует их интеллектуальному и речевому развитию.

Педагогически грамотное оформление развивающей предметно-пространственной среды - это труд, требующий больших усилий и времени.

07.11.2020 16:28


Рекомендуем курсы ПК и ПП