СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1. Что такое ФНР.
Фонетическое нарушение речи (ФНР) или же недостаточное произношение отдельных звуков (НПОЗ) – это группа речевых расстройств, при которых нарушается исключительно произносительная сторона при сохранности фонематического слуха, лексики, грамматики и интеллектуальной сферы. К фонетическим дефектам относят искажение звуков, слоговой структуры слов, просодические нарушения (темп, ритм, тон, ударение). Логопедическое заключение ФНР / НПОЗ позволяет выделить категорию учеников с однотипными речевыми дефектами, сформировать группу логопатов, нуждающихся в равнозначной логопедической помощи.
2. Причины ФНР, отмеченные у воспитанников нашей школы.
Причин ФНР много. Рассмотрим подробнее причины ФНР у учащихся нашей школы. На сегодняшний день в школе 13 учеников с ФНР.
1. Две формы дислалии:
Механическая (органическая) дислалия – нарушение звукопроизношения за счет дефекта анатомического строения органов речи. Отмечается у 6 воспитанников.
Большой, широкий и массивный язык у 4х учеников. Короткая подъязычная связка у 2х учеников.
Моторная (функциональная) дислалия – нарушение звокопроизношения за счет нарушения речедвигательлного анализатора, коррекции подлежит. Отмечается у 5 учеников.
2. Стертая дизартрия легкой степени – у 2х учеников (Изменение тонуса речевых мышц. Спастичность или паретичность артикуляционной мускулатуры. Это приводит к неточным движениям языка, губ, недостаточной активности неба, голосовых связок, слабому и рассеянному выдоху.)
3. Зубочелюстные аномалии - дефектный прикус. Боковой открытый прикус у 3х учеников, перекрестный - у одного, прогнотия – у одного.
ФНР рассматривается как искажение артикуляции, которое может касаться отдельных звуков, целой группы (например, сигматизм свистящих) или нескольких групп звуков (свистящий и шипящий сигматизм + ротацизм). Искаженное звукопроизношение, как правило, не отражается на письме, поэтому не препятствует овладению грамотой. Но если присутствуют замена, пропуск и перестановка звуков, то это отмечается уже как осложнение в нарушении, наблюдаются ошибки звуко-слогового состава, словоизменния, которые негативно влияют на развитие лексико-грамматической и фонематической сторон речи, которые отражаются на письме в виде дисграфии.
3. Поэтапная организация коррекционной работы на занятиях с учащимися с ФНР.
I этап диагностический.
II этап подготовительный:
- выработка у учащегося правильного речевого дыхания с помощью дыхательной гимнастики, логоритмических занятий.
- выработка у учащегося базовых артикуляционных укладов через выполнение упражнений артикуляционной гимнастики, фонетической ритмики, проведения логопедического массажа по необходимости при дизартрии.
III этап звукопостановка. К постановке звуков приступаю после отработки базовых укладов и выработки воздушного потока. Использую приемы по подражанию, от опорных звуков.
IV этап автоматизация. Подразумевает отработку звуков в изолированном положении, слогах, словах различной слоговой структуры, чистоговорках, фразах, связной речи.
На каждом этапе, на каждом занятии выполняется сначала речевая и дыхательная гимнастика, это одна из главных задачь в коррекции звукопроизношения.
Наряду с развитием речевого праксиса большое внимание уделяется развитию мелкой моторики как методу стимуляции речедвигательного анализатора.
Фонетические нарушения относятся к самым благоприятным в прогностическом плане. Практически всегда они преодолеваются с помощью логопедической коррекционной работы. Невнимание к произносительным дефектам и затягивание их коррекции, напротив, ухудшает социальную адаптацию воспитанника, порождает комплексы, вызванные плохой дикцией.
4. Рекомендации учителям.
В качестве рекомендаций могу сказать, что ученикам с ФНР необходима помощь и контроль со стороны взрослого (учителя, воспитателя). Контроль за правильным выполнением дыхательной и артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие мелкой моторики, которые вы можете выполнять на пятиминутках на уроке. А самое главное контроль за четким и верным произнесением звука, который проходит этап автоматизации в свободной речи.
© 2022, Фирсова Ксения Андреевна 443