СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Исследование данной работы неразрывно связано с местом и значением самостоятельной работы на уроках обществознания (модуль «Право») в школе: самостоятельность является основой деятельности выпускников и ее развитие закреплено в ФГОС среднего общего образования. Активизация самостоятельной работы учащихся на уроках права в старшей школе – это необходимый элемент работы со старшими школьниками.
Понятие самостоятельности всесторонне обсуждается в научном сообществе: ее элементы и степень самостоятельности в деятельности учащихся позволяет ученым говорить о проблемах и возможностях развития современного образования. Так, вопросами изучения самостоятельности занимались такие российские ученые как Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Е.В. Щербакова, П.И. Пидкасистый и другие. Именно эти ученые выяснили практическую разницу между понятиями «самостоятельная деятельность» и «самостоятельная работа», на которую мы будем опираться в рамках нашего исследования. П.И. Пидкасистый отмечает, что самостоятельная работа – это средство достижения самостоятельной деятельности учащихся.
Итак, говоря о самостоятельной работе необходимо обозначить ее непосредственные границы: на наш взгляд, самостоятельная работа учащихся это их деятельность без непосредственного вмешательства в нее учителя, но под его контролем и руководством, совершаемая в течение определенного времени.
При анализе преемственности образовательных стандартов, мы уже уделяли особое внимание содержанию ФГОС среднего общего образования: метапредметные результаты выпускников должны содержать элемент самостоятельности на всех этапах деятельности учащихся. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: в первую очередь, ученики должны научиться принципам самообразования, которое впоследствии способствует развитию иных необходимых качеств.
Стандарт среднего общего образования не зря говорит о самостоятельности не только в отношении метапредметных результатов, но и в предметных: место самостоятельной работы на уроке определяется целями и задачами урока. Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях: от воспроизведения действий по образцу и узнавания объектов путём их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях. По словам И.М. Грищенко, самостоятельная работа влияет на глубину и прочность получаемых на уроках знаний, на скорость их усвоения, на развитие познавательных способностей учеников. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у детей умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
Для реализации дидактического потенциала самостоятельной работы на уроке, необходимо ориентироваться на классификацию самостоятельной деятельности учащихся. Руководствуясь классификацией, представленной Б.П. Есиповым, можно говорить о следующих видах самостоятельной работы: в зависимости от целей самостоятельная работа может быть: 1)обучающей, 2)тренировочной, 3)закрепляющей, 4)повторительной, 5)развивающей, 6)творческой, 7)контрольной.
В круг интересов нашего исследования входят те виды самостоятельной работы, инструментами реализации которой служат элементы условно-графической наглядности.
Так, рассматривая обучающие и развивающие виды самостоятельной работы, необходимо обратить внимание на знаково-символические умения, получаемые школьниками: умение самостоятельно составлять и анализировать таблицы, схемы и графики. Данный подвид самостоятельной работы учащихся на уроке характеризуется высокими требованиями к навыкам школьников: для правильного анализа схемы, диаграммы или графика необходимо понимать, на какие критерии обращать наибольшее внимание. Цель таких работ развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к работе на уроке. Также, одно из требований стандарта среднего общего образования заключается в формировании у учеников умений работать с нормативно-правовой и научной базой, самостоятельно переводить информацию из одной формы в другую.
В рамках изучения права в курсе обществознания в старших классах, учащимся необходимо анализировать нормативно-правовые документы. Одна из форма нормативно-правовых документов РФ – табличная, что актуализирует данные умения в рамках самостоятельной работы учеников: на уроке, посвященном антитеррористическим, антиэкстремистским или антинаркотическим политикам нашего государства, важным будет проанализировать положения об этой деятельности, которые выражены в табличном виде.
Инструментами реализации повторительной, тренировочной и контрольной самостоятельной работы также могут быть элементы условно-графической наглядности. Для учащихся 10-11 классов важным ориентиром деятельности становится подготовка к ЕГЭ, что может говорить о высокой мотивации учащихся. Однако, учитель должен создать условия для реализации подготовки к экзамену в рамках программы образования: при анализе КИМов прошлых лет, нами были выявлены задания с элементами условно-графической наглядности. Учителям предлагается использовать их для повторения и закрепления изученного материала на уроках права.
© 2020, Тюлькина Ксения Сергеевна 931