СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация самостоятельной работы на уроках права в старшей школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование данной работы неразрывно связано с местом и значением самостоятельной работы на уроках обществознания (модуль «Право») в школе: самостоятельность является основой деятельности выпускников и ее развитие закреплено в ФГОС среднего общего образования. Активизация самостоятельной работы учащихся на уроках права в старшей школе – это необходимый элемент работы со старшими школьниками.

Понятие самостоятельности всесторонне обсуждается в научном сообществе: ее элементы и степень самостоятельности в деятельности учащихся позволяет ученым говорить о проблемах и возможностях развития современного образования. Так, вопросами изучения самостоятельности занимались такие российские ученые как Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Е.В. Щербакова, П.И. Пидкасистый и другие. Именно эти ученые выяснили практическую разницу между понятиями «самостоятельная деятельность» и «самостоятельная работа», на которую мы будем опираться в рамках нашего исследования. П.И. Пидкасистый отмечает, что самостоятельная работа – это средство достижения самостоятельной деятельности учащихся.[1] В свою очередь, самостоятельная деятельность, по мнению Е.В. Щербаковой, есть всякая деятельность учащихся, направленная на овладевание знаниями и самовоспитанием.[2] Таким образом, в рамках данного исследования, определяя место и значение самостоятельной работы на уроках права в старшей школе, нельзя не говорить об инструментах, которые учитель должен предоставить учащимся для реализации данной деятельности. В рамках овладевания универсальными учебными действиями, о которых говорилось в предыдущем параграфе, в частности знаково-символическими действиями, учащиеся проявляют ту самостоятельность, которая необходима, на наш взгляд, для ее реализации в полном объеме. Таким образом, наше исследование поднимает вопрос о наиболее эффективных инструментах достижения самостоятельной деятельности школьников старшего школьного возраста через самостоятельную работу.

Итак, говоря о самостоятельной работе необходимо обозначить ее непосредственные границы: на наш взгляд, самостоятельная работа учащихся это их деятельность без непосредственного вмешательства в нее учителя, но под его контролем и руководством, совершаемая в течение определенного времени.

При анализе преемственности образовательных стандартов, мы уже уделяли особое внимание содержанию ФГОС среднего общего образования: метапредметные результаты выпускников должны содержать элемент самостоятельности на всех этапах деятельности учащихся. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: в первую очередь, ученики должны научиться принципам самообразования, которое впоследствии способствует развитию иных необходимых качеств.

Стандарт среднего общего образования не зря говорит о самостоятельности не только в отношении метапредметных результатов, но и в предметных: место самостоятельной работы на уроке определяется целями и задачами урока. Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях: от воспроизведения действий по образцу и узнавания объектов путём их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях. По словам И.М. Грищенко, самостоятельная работа влияет на глубину и прочность получаемых на уроках знаний, на скорость их усвоения, на развитие познавательных способностей учеников. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у детей умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.[3]

Для реализации дидактического потенциала самостоятельной работы на уроке, необходимо ориентироваться на классификацию самостоятельной деятельности учащихся. Руководствуясь классификацией, представленной Б.П. Есиповым, можно говорить о следующих видах самостоятельной работы: в зависимости от целей самостоятельная работа может быть: 1)обучающей, 2)тренировочной, 3)закрепляющей, 4)повторительной, 5)развивающей, 6)творческой, 7)контрольной.[4]

В круг интересов нашего исследования входят те виды самостоятельной работы, инструментами реализации которой служат элементы условно-графической наглядности.

Так, рассматривая обучающие и развивающие виды самостоятельной работы, необходимо обратить внимание на знаково-символические умения, получаемые школьниками: умение самостоятельно составлять и анализировать таблицы, схемы и графики. Данный подвид самостоятельной работы учащихся на уроке характеризуется высокими требованиями к навыкам школьников: для правильного анализа схемы, диаграммы или графика необходимо понимать, на какие критерии обращать наибольшее внимание. Цель таких работ развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к работе на уроке. Также, одно из требований стандарта среднего общего образования заключается в формировании у учеников умений работать с нормативно-правовой и научной базой, самостоятельно переводить информацию из одной формы в другую.

В рамках изучения права в курсе обществознания в старших классах, учащимся необходимо анализировать нормативно-правовые документы. Одна из форма нормативно-правовых документов РФ – табличная, что актуализирует данные умения в рамках самостоятельной работы учеников: на уроке, посвященном антитеррористическим, антиэкстремистским или антинаркотическим политикам нашего государства, важным будет проанализировать положения об этой деятельности, которые выражены в табличном виде.[5]

Инструментами реализации повторительной, тренировочной и контрольной самостоятельной работы также могут быть элементы условно-графической наглядности. Для учащихся 10-11 классов важным ориентиром деятельности становится подготовка к ЕГЭ, что может говорить о высокой мотивации учащихся. Однако, учитель должен создать условия для реализации подготовки к экзамену в рамках программы образования: при анализе КИМов прошлых лет, нами были выявлены задания с элементами условно-графической наглядности. Учителям предлагается использовать их для повторения и закрепления изученного материала на уроках права.

[1] Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П. И. Пидкасистый, В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус ; под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. – с.183-185.

[2] Щербакова, Е.В. Историческое развитие самостоятельной работы как вида деятельности учеников // Е.В. Щербакова, Т.Н. Щербакова. – Журнал: Colloquium-journal, 2019. – с. 3-9

[3] Грищенко И. М. Самостоятельная работа как метод познавательной деятельности // М.: Эксмо, 2015- с.23.

[4] Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. – М.: Просвещение, 2006. – с.24-25.

[5] Постановление Правительства РФ от 01.10.2012 N 1002 (ред. от 13.03.2020) "Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации". – [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_136206/ (дата обращения: 16.05.2020)

Категория: Право
15.06.2020 09:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!