СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта по теме "Организация группового взаимодействия учащихся на уроке в начальной школе Организация группового взаимодействия учащихся на уроке в начальной школе "

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе концепций учебных предметов 1 ступени образования лежит  личностно ориентированный подход. Повышение роли культуры в разных сферах жизнедеятельности требует от системы образования формирование культурного человека с высокими моральными качествами, с богатым духовным миром, коммуникативной культурой [4]. Построение содержания образования подчиняется общим принципам построения содержания образования в 11-летней школе: культуросообразности, продуктивности, гуманизации, дифферинциации, осознанности и активности учеников, индивидуализации, преемственности и др. [5]. 

 Качественно новое содержание образования требует и качественно новых форм его освоения. Исходной формой освоения культурного содержания является сотрудничество ребенка и взрослого. Для того, чтобы обучение для ученика было интересным, радостным, но в то же время обеспечивающим не только глубокое усвоение программного материала, но и речевое развитие, а также приобретение навыка учебной самостоятельности, опыта выполнения учительских функций, которые составляют основу умения учиться, необходимо изменить отношение к самому процессу обучения.

Как же вовлечь учащихся в учебную деятельность? Какие задания предложить? Как организовать их работу и взаимодействие? Как делегировать ученикам ответственность за результаты их обучения? Как научить самооценке и рефлексии собственной деятельности?  Вот далеко неполный список вопросов, которые  я и мои коллеги  решают при проектировании урока. Поэтому актуальной является задача поиска современных педагогических технологий, побуждающим к самостоятельному поиску новых знаний и открывающим горизонты их применения [2].

Целью моего обобщаемого опыта является описание и представление работы учителя по организации групповой работы в образовательном процессе как условие повышения уровня обученности,  мотивации,  сотрудничества учащихся.

В процессе работы решались задачи:

1. Изучить современное состояние проблемы по организации групповой работы.

2. Определить требования к организации групповой работы, способствующие повышению уровня обученности, мотивации,  сотрудничества учащихся.

3. Выявить характер влияния группового взаимодействия учащихся на уроке в начальной школе на развитие обученности и сплоченности младших школьников.  

Формирование опыта проходило в условиях обучения учащихся 1 - 4 -х классов в ГУО “Хомичевская БШ” Ивановского района. С 2010 года активно применялся в ГУО “Пинковичская СШ имени Якуба Колоса” Пинского района. Основной трудностью  в работе явилась недостаточная оптимальность учебного процесса, предусматривающего информативные формы обучения. Преобладала тенденция “школы воспроизведения”. Такой вид учебной деятельности предусматривает усвоение всего лишь 30% учебного материала в школе [6]. В дидактике существует понятие “активизация познавательной деятельности школьников”, в содержание которого включается качество деятельности учащихся, проявляющееся в их отношении к обучению, в стремлении эффективно овладеть знаниями и способностями интеллектуальной деятельности, в мобилизации морально-волевых усилий на достижение познавательной цели [7].

В процессе обучения мне были особенно близки следующие педагогические принципы:

- принцип гуманизма (Ш.А. Амонашвили) [1]. Учебная деятельность школьника стимулировалась не только посредством интересного материала и разнообразных методов его преподавания, но и характером отношений, которые устанавливались с учениками в процессе обучения, т.е. в атмосфере доброжелательности, доверия, уважения.

- принцип совместной деятельности (А.А.Вербицкий) - групповые формы работы. Например, изучение материала по группам на уроке русского языка во 2 классе (прил. 1)  Совместная деятельность влияла и на мою деятельность, получая значимое для себя положительное подкрепление.

- принцип двуплановости активной учебной деятельности (А. А. Вербицкий) давал возможность внутреннего раскрепощения личности [8] . Использование ролевых игр или проигрывания  ситуаций. Игрой могли быть любые упражнения, иллюстрации, вид активности или случай, ситуации, используемые для обучения, где целесообразно использовать реквизит, наглядность для воссоздания реальной ситуации.

Учебная деятельность, организованная на данных принципах, помогала мне в педагогической деятельности. Но выявлялись противоречия между большими затратами учительского труда и не всегда эффективной деятельностью учеников. Психолог Г.А.Цукерман отмечает, что при организации обучения школьников, к сожалению, не всегда учитывается их стремление к сотрудничеству, оказанию взаимной помощи, совместному изучению учебного материала. Вот почему дети на уроках не взаимодействуют, обмен мнениями допускается редко. Это снижает их активность. Вместе с тем формирование творческой личности возможно только в диалоге, в столкновении различных мнений, при отношении к ребёнку как субъекту обучения, при создании условий для само изменения [10].

Пришло осознание необходимости и неизбежности перемен в собственной деятельности, когда в класс пришли дети с низким уровнем готовности к школе, проблемами в налаживании взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, низким уровнем мотивации учебной деятельности. В настоящее время идет становление новой системы образования, и отдать предпочтение одной технологии сложно. Целесообразно использование тех, которые соответствуют уровню развития школьников, отвечают целям и содержанию образовательного процесса, а также индивидуальности педагога. Благодаря занятиям  МО, чтению педагогической литературы путём самообразования мною был сделан выбор в пользу личностно-ориентированных технологий. На основе анализа литературы были определены концептуальные идеи,  формы обучения, организационно - педагогические условия организации группового взаимодействия.

Концептуальные идеи:

- Идея личностно-деятельностного подхода, предполагающего неразрывную связь между личностным и деятельностным компонентами, поскольку личность выступает субъектом деятельности.  На первое место выдвигается личностно-смысловая сфера ребенка, механизмы образования личностного опыта (рефлексия, переживания). Общение выступает важнейшим фактором формирования личности человека и в школе несет в себе более глубокую функцию, нежели просто контакт между людьми. Любой вид общения в паре «учитель-учащийся», «учащийся-учащийся»  независимо от ситуации, является воспитывающим [9].

-  идея сотрудничества как совместно развивающейся деятельности детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой дятельности. Идеи сотрудничества, сформулированные в работах представителей психологической школы Л.С. Выготского, находят применение в организации образовательного процесса в современных учреждениях образования [9].

   Формы обучения:

Организационные формы обучения - это классно-урочная система с широким применением активных форм обучения, которые предполагают широкое использование групповых и индивидуальных форм обучения, изменяющийся состав учебных групп. Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей. Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная.

Результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий:

а) формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;

б) подача учебного материала в определенной последовательности;

в) демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;

г) применение знаний на практике [9].

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения, перестраивают содержание образования [3].

 В ходе организации групповой работы мною была поставлена   цель: изменить характер взаимоотношений учащихся, позволяющий им глубже осваивать предметное содержание, приобрести навыки необходимые для жизни в обществе.

Задачи: создать комфортную образовательную среду на уроке;  обеспечить оптимальное усвоение предметного содержания; осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;  активизировать познавательную деятельность и творческую самостоятельность учащихся.

Опыт организации группового взаимодействия собран и продемонстрирован  в следующей таблице:

 Таблица 2

 

 

 

 

3. Организация группового взаимодействия по типу простой коммуникации

Осознание учащимися норм простой коммуникации - понять высказывания друг друга

Организация затруднения.

Организация действий по новому правилу.

Налаживание взаимоотношений между учащимися

Удержание в памяти всех слов, имеющихся в задании.

Смысловое  «перевязывание» всех слов в тексте задания.

Обнаружение структуры текста задания и выделение ключевых слов в задании

Создает комфортные условия для общения учащихся; позволяет строить субъектные отношения между учащимися, между учащимися и педагогом; способствует развитию способности самостоятельно (в группах) решать сложные задания вплоть до построения новых заданий

2.Организация осознания учащимися основных характеристик группового взаимодействия

Формирование у учащихся умения согласовывать свои действия и вырабатывать общую цель работы

 Организация затруднения.

 Организация действий по новому правилу.Налаживание взаимоотношений между учащимися

Осознают основные характеристики групповой работы:

целенаправленность; распределённость; согласованность.

Учитель подводит учащихся   к мысли о том, что на любом уроке необходимо осознавать цель своей учебной деятельности

1. Налаживание отношений (ученик –педагог, ученик –ученик )

Включение в группы «отверженных» детей; устранение барьера между учащимися и педагогом, учащимися

Проведение диагностики для изучения познавательных мотивов учащихся и характера взаимоотношений между ними

Организация затруднения.

 Организация действий по новому правилу. Налаживание взаимоотношений между учащимися

 Выполнение задания.

 Рефлексия затруднений (выявление причин затруднения, построение новых правил, способов работы для устранения затруднения)

Рассаживание в группы по желанию.

Участие в играх, приглашая друг друга  учителя

Учитель моделирует ситуацию успеха, т.е. проектирует урок, когда учащиеся успешно справляются с заданием, работая в группах

Этапы

Цели этапа

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Итоги этапа

 

Навыки учебной самостоятельности складывались трудно и очень медленно. При организации учебного сотрудничества необходимо иметь в виду, что такой формы общения в опыте детей не было вообще или было очень мало. Поэтому как и любой другой навык детское сотрудничество нужно организовывать с особой тщательностью. Мелочей здесь не должно быть. Вводя новую форму сотрудничества, даю её образец. Вместе с 1-2 детьми у доски показываю на одном примере весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия. Например, речевые клише: "Ты согласен?", "Не возражаешь?", "Почему ты так думаешь?". Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.  Внимательно наблюдаю за работой детских групп и выделяю наиболее удачные, и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Далее прощу детей, работавших наиболее слаженно, продемонстрировать свой стиль работы классу. Остальные дети должны рассказать, что им понравилось в работе группы. Мои комментарии помогают детям выделить наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы. По-настоящему образец совместной работы осваивается детьми только после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия. Организация совместной работы детей требовало немало сил и времени, вынуждало отказываться от многих привычных форм работы с классом. Но групповая работа предоставляла много возможностей для индивидуализации обучения.

На первом этапе дети учились сотрудничать в парах постоянного состава. Для работы парами удобны обычные ряды. Примеры игр для работы в парах на уроках обучения грамоте и письма в 1 классе: «Звуковая эстафета»,  «Птичий базар»,  «Найдём красавицу», «Угадай слово», «Покажи и назови», «Алфавит», «Читай правильно, быстро, не делай ошибок!»,  «Отыщи слова»  (прил. 2). Когда учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль над работой группы (отвечаю на вопросы, регулирую взаимодействие, помогаю достичь согласия в группе, в случае крайней необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе в целом). При  оценке работы группы подчеркиваю не столько ученические, сколько человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. В дальнейшем работу в парах провожу на этапе закрепления изученного, поэтому формулировка заданий, как правило, начинается со слов: придумайте, предложите, подберите, проверьте друг у друга, обсудите проблему, обменяйтесь мнениями, посоревнуйтесь, продиктуйте друг другу, понаблюдайте, проведите практическую работу. Примеры этапов постановки и решения учебно - практических задач в группах постоянного состава (звеньевая форма обучения) во 2 - 3 классах (прил. 3). Очень эффективна работа в парах при организации взаимороверки знаний (учащиеся проверяют друг у друга знание состава чисел, таблицу умножения, грамматические правила, словарные слова, стихотворения, умение выполнять вычислительные приемы, решать орфографические задачи и пр.).

На втором этапе помогает научить детей работе в парах сменного состава игра «Ручеёк». Пример этапа постановки и решения учебно – практической задачи урока математики в 1 классе с использованием игры «Ручеёк» (прил. 4). Очень важно проговорить правила совместной работы: работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми;  быть активными, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу;  вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;  следить за временем; работать по алгоритму (плану);  доводить начатое до конца. Карточки с заданиями постепенно усложняю, предлагаю решать не один пример, а несколько (прил. 5). Оцениваю лишь общую работу группы. На  втором этапе группового взаимодействия применялась мною на учебных занятиях также дифференцированно-групповая форма обучения. В постоянные, так и временные группы объединяю учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. Примеры этапов постановки и решения учебно – практической задачи по уровню сложности задания с учётом развития учащихся «Умницы и умники», «Светофор» и др. (прил. 6).

На третьем этапе для культивации детского сотрудничества вводятся роли и распределяются обязанности (прил. 7). Кооперативно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объёмного задания. Удобно её организовать на учебном занятии “Человек и мир” (прил. 8). На уроке преобладает контрольная и оценочная деятельность не только учителя, а и учащихся.  Использование таблиц самоценивания, ресурсов безотметочного обучения даёт возможность приобретению учащимися навыков критериальной оценки и самооценки.  Применение образовательных ресурсов разноуровневой 10-бальной системы оценки результатов учебной деятельности помогает организовать работу в группах по уровням (репродуктивный, конструктивный, творческий) – дифференцированно  на уроке и дома.

В основном испытываю проблемы при организации группового взаимодействия на третьем этапе.  Опираясь на параметры диагностики «Уровни сформированности мотивации совместной деятельности» по А.К.Марковой, на  основе личных наблюдений определён уровень сформированности мотивации совместной деятельности у каждого ученика  в 4 классе (1 уровень – 0%, 2 уровень – 14%, 3 уровень – 56%, 4 уровень – 30%, 5 уровень – 0%). Однако, практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Критериями оценки эффективности выступают уровни обученности и мотивации учащихся, результативность участия в различных интеллектуальных состязаниях. По результатам анализа мониторинга обученности по учебным предметам возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания (прил. 9), возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся (прил. 10). По результатам диагностики мотивации учебной деятельности (прил. 11) уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (например, не остается учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания), ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе.  Групповая форма обучения помогла мне не только в обучении, но и в воспитании учащихся ( прил. 12). В классе изменился характер взаимоотношений между детьми, возрасла сплоченность класса, дети лучше понимают друг друга и самих себя. Я, как учитель, получила возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся: учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания дифференцированные по трудности, уделять больше внимания “слабым”. Опыт работы использовался мною на МО учителей начальных классов “Пути   совершенствования   урока в современной школе с целью повышения качества образования”, при проведении методической недели в школе “Обучение и воспитание успехом”, на районном  МО учителей начальных классов “Организация факультативных занятий в начальных классах. Факультативные занятия – форма дифференциации обучения обучающихся ”, в конкурсе “Мультимедийный урок в образовательной практике педагога”.

Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны. Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям. Если дети работают сами, им понятна и интересна такая деятельность, если при этом ученики приобретают опыт сотрудничества и взаимопомощи, опыт эмоциональных переживаний и ценностных отношений к миру, можно говорить об эффективности данного процесса [2].

Наряду с осознанием важности группового взаимодействия в личностном развитии учащихся нельзя сказать, что он единственный. Также необходима более длительная и целенаправленная коррекционная работа, поскольку были выявлены учащиеся с недостаточным уровнем обученности,  мотивации,  сотрудничества. На этих учащихся надо сконцентрировать основное внимание. Проведенная работа позволила узнать многое об особенностях процесса формирования взаимоотношений младших школьников друг с другом, способствовала развитию организаторских умений, повысила уровень умений работы с научной литературой.

24.01.2015 17:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!