СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация и методика проведения подвижных игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подвижные игры являются частью физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых в режиме группы продленного дня. Они способствуют организации здорового отдыха, повышению работоспособности обучающихся, лучшему восприятию воспитательных мероприятий, формированию положительного отношения к коллективным действиям, развитию мышления, смекалки и самостоятельности.

Подвижные игры целесообразно проводить на открытом воздухе, а во время неблагоприятных погодных условий – в хорошо проветриваемых помещениях школы. При проведении подвижных игр надо заранее подготовить места для занятий: беговые дорожки, баскетбольную или волейбольную площадки, пришкольную территорию или футбольное поле. Немаловажное значение имеет инвентарь: обручи, скакалки, мячи, кегли, кубики и др.

Закрепление той или иной площадки на время проведения подвижных игр способствует лучшей организованности учащихся, успешному проведению занятия, эффективному контролю воспитателя за воспитанниками, соблюдению порядка на месте игр. Если для игры необходимо нанести разметку, то лучше выбрать площадку с асфальтовым покрытием. Наличие на площадке всевозможных конструкций (лесенки, турники, гимнастические снаряды и т.д.) требует дополнительного инструктажа по безопасному поведению обучающихся, но в тоже время способствуют повышению интереса детей к выполнению физических упражнений.

При подборе подвижных игр необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. Для воспитанников группы продленного дня первых классов игры должны быть знакомы и не приводить к переутомлению. Необходимо учитывать оптимальность нагрузок, чередовать интенсивные игры с малоподвижными. Кроме того, нужно учитывать деление детей по состоянию здоровья на различные медицинские группы. Дети основной медицинской группы могут принимать участие во всех подвижных играх, соответствующих данному возрасту. А за детьми, отнесенными к подготовительной или специальной медицинским группам, необходим дополнительный визуальный (по внешним признакам) контроль воспитателя. Для этих ребят могут быть введены ограничения в движениях. В таких случаях дети могут быть помощниками, судьями, счетоводами.

При организации и проведении подвижных игр используются различные приемы оценки младших школьников, такие как советы, подбадривание, поддержка и др., что способствует повышению интереса к игре.

Содержание подвижных игр имеет общую физическую направленность и не требует специальной подготовки играющих. Игры построены на простых и свободных движениях. Они эмоционально насыщены, что позволяет детям проявлять личностные качества, инициативу.

Не секрет, что современные дети не умеют играть в команде, взаимодействовать друг с другом, не знают игр. Задача педагога и воспитателя – «оторвать» ребенка от компьютера и вернуть ему радость общения со сверстниками. В процесс игры должны вовлекаться все воспитанники группы. Использование соревновательного метода способствует повышению уровня знаний, развитию двигательных умений, умений действовать согласно инструкции, взаимодействию в команде.

Деятельность воспитателя важна в организации и проведении подвижных игр. Под его руководством они гораздо эффективнее формы «свободного» отдыха, где педагог – наблюдатель. Кроме того, воспитатель определяет основные задачи игр, объясняет играющим содержание и правила, подводит итоги.

Подвижные игры способствуют решению:

- образовательных задач (закрепляются знания, умения и навыки выполнения основных видов двигательных действий);

- воспитательных задач (формирование нравственных качеств: дисциплинированности, самостоятельности, ответственности, навыков культуры поведения и общения);

- развивающих задач (совершенствование физических качеств, укрепление здоровья, развитие морально-волевой и интеллектуальной сфер личности).

Объяснение игры должно быть кратким, логичным и последовательным, при этом дети должны хорошо видеть и слышать воспитателя. Сначала сообщается название игры, ее цель; после объясняется роль играющих и места их расположения, затем определяется последовательность действий, и уточняются правила. При объяснении внимание игроков акцентируется на отдельных моментах содержания игры и может сопровождаться показом или демонстрацией иллюстраций. Далее назначается водящий по усмотрению воспитателя, по выбору играющих или по результату предыдущей игры.

Разделить игроков на команды можно разными способами: путем расчета, по назначению капитанов, по усмотрению педагога и др. Для лучшей организации игры можно выбрать помощников, которые будут выполнять функции судей. Когда содержание понято всем воспитанникам, игра начинается по условному сигналу. Во время игры возможны кратковременные перерывы для уточнения правил, разбора ошибок, подсчета промежуточных очков, увеличения (уменьшения) дистанций или препятствий и др. Кроме того, педагогу необходимо организовать деятельность выбывшего игрока. Ему может быть дана роль наблюдателя или помощника.

Продолжительность игры определяется количеством игроков, их возрастом, физической подготовкой, утомляемостью, регламентом времени… Игра должна закончиться до того, как интерес к ней будет утерян, но окончание игры не должно быть неожиданным. Дети должны быть предупреждены об ее окончании («осталось 5 минут», «играем до забитого гола», «начинаем последний круг» и т.д.)

Правильные организация и руководство подвижной игрой определяет усвоение игры детьми, формирует сознательное соблюдение правил, развивает творческую инициативу. В процессе игры педагог получает возможность формировать личностные качества обучающихся: добиваться поставленной цели, помогать отстающим, выручать товарища по команде, выполнять задания до конца и добросовестно, чтобы команда не проиграла. Игры должны вызывать положительные эмоции и здоровые дружеские отношения как внутри команды, так и между командами.

Точное и объективное судейство способствует эффективному проведению командных игр. На первых порах чаще «побеждает дружба», а впоследствии правильное подведение итогов воспитывает у детей уважение к соперникам, честность, справедливость, победители не зазнаются, а побежденные не теряют интереса к процессу.

Определение результатов – один из важных этапов, имеющих воспитательное значение. Педагог должен создать спокойную атмосферу, при необходимости собрать сведения у помощников и четко объявить результаты, учитывая правила и качество выполнения задания.

В конце игры возможен разбор с указанием на положительные и отрицательные моменты, анализ взаимоотношений с отметкой активных, инициативных, тактичных игроков. Образец разбора состоявшейся игры дает воспитатель. Впоследствии он привлекает к этой деятельности детей, чем приучает последних к наблюдательности, критическому мышлению, способствует формированию сознательной дисциплины.

12.08.2017 12:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!