СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Я, на протяжении нескольких лет, являлась классным руководителем специального коррекционного класса, в котором обучался ребёнок-инвалид Черпаченко Артем. У Артема, на всем протяжении его обучения в школе, была инвалидность по двум заболеваниям - эпилепсия и склеродермия.
Учителя МКОУ «Ленинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов » организовывали образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью).Таким учеником в нашей школе был Артём Черпаченко. Учителя осуществляли его педагогическое сопровождение с 2008 года по 2016 год.
Под педагогическим сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, реабилитационной работы с учащимися, а именно комплексная деятельность учителей-предметников, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания и социализации детей.
Задачи педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов являются:
- систематическое отслеживание статуса ребенка и динамика его психического развития в процессе школьного обучения;
-создание социально-педагогических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения;
- обучение родителей психолого-педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказания им психологической поддержки. С ребенком работает не один учитель, а междисциплинарная команда.
Что отличает междисциплинарную команду:
общие ценностные ориентиры в профессиональной деятельности и
в вопросе о включении детей с ОВЗ в среду школы ;
профессиональная и личностная поддержка друг друга;
единый философский и методологический подход в работе со всеми участниками образовательного процесса;
взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний специалистов в подходе к ребенку и его семье, их тесное сотрудничество на разных этапах работы;
единый профессиональный язык;
достоверная информация о продвижении ребенка, динамике его
развития, представляемая учителями друг другу;
скоординированность и четкая организация действий, как в рабочих, так и в проблемных, критических ситуациях;
привлечение дополнительных методических, материальных и других ресурсов;
Помимо того что учителя должны тесно взаимодействовать друг с другом, учителя еще должны и с родителями взаимодействовать не мене активно.
Взаимодействие учителей и родителей это:
— разработка индивидуального образовательного плана для ребенка
с ОВЗ;
— постановка цели и конкретных задач в организации помощи ребенку при освоении им образовательной программы;
— решение вопросов о способе и средствах подачи и закрепления нового материала с учетом особенностей познавательной деятельности
конкретного ребенка или группы детей;
— планирование системы уроков;
— совместное решение вопросов преподавания и оценки успешности
учебной деятельности «особых» детей на методических совещаниях, составление методических рекомендаций;
Т.О. основными моментами взаимодействия в процессе работы с родителями «особого ребенка» являются
1) Координация действий педагогов и родителей в процессе помощи
ребенку в освоении образовательной программы и социализации
2) Разъяснение способа подачи учебного материала и его закрепления
дома, разработка памяток для совместной работы родителей и детей.
Таким образом, в результате взаимодействия учителя и родителя решаются такие важнейшие задачи, как:
— помощь ребенку с особенностями развития в адаптации в обществе и к школьной среде;
— помощь в создании атмосферы доброжелательности;
— помощь родителям в понимании собственной роли в инклюзивном образовательном пространстве;
— помощь учителю в освоении нового вида профессиональной деятельности;
Классный руководитель является полноправным и — как правило — основным участником междисциплинарной команды учителей, осуществляющих педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, его семьи, других участников образовательного процесса.
Задачи классного руководителя и учителей предметников
ребенок недостаточно мотивирован на выполнение письменных заданий, излишне критично относится к результатам своей работы, учитель не отмечает его старания, мало спрашивает;
На этом этапе педагогу важно вспомнить, выделить из общей массы фактов
наблюдаемого «проблемного» поведения, что конкретно послужило
причиной его «запуска» на уроке.
задания на карточке с четким, коротко сформулированным заданием).
Организация процесса освоения образовательной программы:
Здесь следует отметить следующее:
1. Индивидуальная образовательная программа (обязательна для всех предметов)
2. При определении направлений поддержки ребенка, подборе тактик и приемов педагогической деятельности учитель, опирается на знание возможностей ребенка, его сильных сторон, а так же точное понимание его возможных затруднений в соответствии с тем или иным нарушением развития, индивидуальными особенностями усвоения учебного материала, стиля учебной деятельности, поведения и т. д.
3. Для формулировки задач в освоении образовательной программы
по тому или иному предмету можно опираться на знание планируемых
результатов, характеристик деятельности ученика при изучении того или иного предмета. При этом критерии достижений будут представлены в форме описания тех или иных компетенций — ребенок умеет…
В соответствии со своей профессиональной подготовкой и функциональными обязанностями учителя-предметники образовательного учреждения осуществляют следующие виды деятельности: консультативную, диагностико-аналитическую, развивающую, коррекционную, учебно-воспитательную, профилактическую, просветительскую и др. Помимо решения своих узкопрофессиональных задач, педагоги активно привлекаются к созданию условий для адаптации, обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.
Характеристика обучающегося 9 «Г» класса
МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
п. Прямицыно Октябрьского района
Курской области
Черпаченко Артёма Артёмовича.
Черпаченко Артём Артемович 2000 года рождения обучался в МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» с 2008 года. Артём с начала обучения зарекомендовал себя трудолюбивым и ответственным учеником. У него сформировано положительное отношение к учению. С 2013 года Артём находился на домашнем обучении. Учителя регулярно проводили с ним занятия, однако из-за участившихся приступов все труднее было находить время для уроков. Приступы эпилепсии могли случаться непосредственно во время уроков. Несмотря на заболевания, юноша целеустремлен и настойчив, хотя у него не всегда все получается. Артем недостаточно организован, несколько рассеян, но дисциплинирован. Хорошо развита речь, мышление, но запоминает информацию с трудом. Во время учебной деятельности внимателен и сосредоточен, но иногда может отвлекаться на посторонние занятия. Наибольший интерес у Артёма вызывали биология и география. Чтение нельзя отнести к его главным увлечениям. Из-за слабого развития мелкой моторики страдает почерк. Артем очень медленно пишет.
В условиях специального коррекционного класса у Артёма слабая успеваемость. Французский язык и химия более других предметов вызывали у него затруднения. В силу своего заболевания, юноша не мог принимать полноценного участия в жизни школы и класса.
14 апреля 2016 года Артёму была проведена операция на головном мозге. Из-за этого обучение пришлось на некоторое время прервать. Однако, и сам Артём, и его мама сумели собраться силами и закончить учебный год. Решением педагогического совета школы, юноша был допущен к государственной итоговой аттестации. Экзамены сдавались учащимся в форме ГВЭ (государственный выпускной экзамен). 31 мая – математика (отметка - 3), 3 июня – русский язык (отметка – 3). Экзамены проводились на дому в присутствии двух организаторов и мамы, поэтому обстановка была достаточно спокойной. После подведения итогов ГИА, Артём получил аттестат об основном общем образовании. В его аттестате нет отметок по таким предметам как физическая культура, музыка, технология, изобразительное искусство и ОБЖ. Эти предметы не преподавались, чтобы исключить учебную перегрузку Артёма.
Юноша воспитывается в полной семье (мама и отчим). У него есть младший брат. Отношения между родителями и детьми доверительные и доброжелательные. Мама - Валентина Юрьевна - активно сотрудничала с учителями в вопросах обучения и воспитания Артёма.
© 2017, Сопина Марина Анатольевна 1243