СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация повторения на уроках физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существенным психическим компонентом, который обеспечивает крепкие знания учеников, является память. Память позволяет хранить полученную информацию. Но для нее свойственна так же способность потери информации - забывание. Для предотвращения забывания нужно регулярно возобновлять знания учеников в форме повторения.

Под повторением понимают процесс возобновления в памяти ранее полученных знаний на новом, более высоком уровне.

Повторение учебного материала – необходимая и обязательная часть процесса его усвоения учащимися, без которой нельзя добиться прочных знаний по физике.

Изучать предмет, не повторяя повседневно на каждом уроке ранее пройденный материал, это значит - передать учащимся определенную сумму различных формул, законов, совершенно не заботясь о том, насколько прочно и сознательно освоили учащиеся. Работать так, это, по выражению К.Д. Ушинского, уподобится «пьяной вознице с дурно увязанной кладью: он все гонит вперед, не оглядываясь назад, и привозит домой пустую телегу, хвастаясь только тем, что сделал большую дорогу».

Требования к организации повторения

При планировании повторения необходимо отобрать материал, установить последовательность и время повторения, распределить отобранный материал по урокам, установить формы и методы для осуществления повторения.

Основные требования к организации повторения должны исходить из целей повторения.

Первое требование - это определение времени: Когда повторять? Оно должно осуществляться по принципу: "Учить новое, повторяя, и повторять, изучая новое".

Второе требование к организации повторения должно отвечать на вопрос: Что повторять? Можно выдвинуть следующие положения при отборе учебного материала:

1. Не следует повторять все ранее пройденное. Нужно выбрать для повторения наиболее важные вопросы и понятия.

2. Выделять такие темы и вопросы, которые по трудности своей недостаточно прочно усваиваются.

3. Выделять то, что необходимо обобщить, углубить и систематизировать.

4. Повторять основательно надо главное и трудное.

Третье требование должно отвечать на вопрос: Как повторять?

При повторении необходимо применять различные приемы и методы, сделать повторение интересным путём внесения элементов новизны.

Перейдём к краткой характеристике некоторых видов повторения.

1. Повторение пройденного в начале года.

При повторении в начале учебного года на первый план должно выдвигаться повторение тем, имеющих прямую связь с новым учебным материалом.

Само повторение следует проводить как в классе, так и дома. Наиболее трудный материал повторили в классе, а менее трудный дали на дом.

2. Текущее повторение ранее пройденного.

Это весьма важный момент в системе повторения. Текущее повторение может осуществляться в связи с изучением нового материала. В этом случае повторяется материал, естественно увязывающийся с новым материалом. Текущее повторение осуществляется в процессе разбора упражнений, включается в домашнее задание. Оно может быть проведено как в начале или в конце урока, так и во время опроса учащихся.

3. Тематическое повторение.

При тематическом повторении систематизируются знания учащихся по теме на завершающем этапе его прохождения.

Для тематического повторения выделяются специальные уроки, на которых концентрируется и обобщается материал одной какой-нибудь темы.

4. Заключительное повторение.

Заключительное повторение учебного материала преследует цели:

1. Обозрение основных понятий, ведущих идей курса; их теоретические и практические приложения.

2. Углубление и по возможности расширение знаний учащихся по основным вопросам курса в процессе повторения.

Повторение учебного материала по физике осуществляется во всей системе учебного процесса: при актуализации знаний – на этапе подготовки и изучения нового материала, при формировании новых понятий, при закреплении изученного ранее, при организации самостоятельных работ различных видов, при проверке знаний учащихся.

Чем разнообразнее формы повторения, тем лучше к повторению относятся учащиеся. Я провожу повторение в таких формах:

Самостоятельные работы: кратковременные (на 10-15 мин): проверка знания формул, определений; физические диктанты; на весь урок: решение задач; занимательного характера: решение кроссвордов, ребусов, охватывающих параграф или тему.

Контрольные работы: по темам, за четверть, итоговые. Работы предлагаю иногда в 2 вариантах, иногда в 4, в отдельных классах – индивидуально (каждому учащемуся).

Зачеты: индивидуальные, командные, парные; устные и письменные; по теории (на пересказ материала параграфа); по решению задач: задачи предлагаю из решенных ранее на выбор или подобного характера, либо новые, устное решение задач (краткое условие записано на доске); тестовые; в виде блицопроса «Кто больше?» (ответы на вопросы за определенное время); занимательные: «Морской бой», «Звездный час», соревнования, эстафета, урок – игра; в виде семинара, на котором каждый должен кратко выступить и рассказать о чем-то самом важном в теме: понятия, формулы, единице измерения и др.; заполнение обобщающих таблиц.

Конкурсы: «Вопрос - ответ» и др.

Игры: «Стоп - кадр», «Домино» и др.

Обобщающие уроки.

В своей работе на каждом уроке отвожу строго определенное время, это 5-10 минут, на повторение, используя при этом различные вышеперечисленные формы. После изучения каждого раздела провожу обобщающее повторение (так же используя различные формы) и в конце учебного года, как правило, отвожу время на итоговое повторение курса физики.

Категория: Физика
14.08.2015 00:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!