СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация проектной деятельности на уроках ОРКСЭ как средство формирования духовных ценностей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Организация проектной деятельности на уроках ОРКСЭ как средство формирования духовных ценностей»

Бенца Татьяна Николаевна

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №56»

г.Новокузнецк

Человек является частью общества. Но на сегодняшний день, исходя из наблюдений можно сказать, что далеко не все школьники могут гармонично сосуществовать в обществе. Происходит множество конфликтов, каждый ставит себя и свои интересы на «первое место», материальные ценности выходят на передний план. Родители в силу своей занятости, а иногда и просто нежелания, «откупаются» от своих детей различными гаджетами. Телевизор, компьютер, телефон и др. заменяют общение с родителями. Выходит, что дети получают воспитание стихийно, не задумываясь копируя негативные образцы поведения из мультфильмов и компьютерных игр, принимая ложные ценности «за чистую монету».

Учителю приходится прикладывать множество усилий, чтобы изменить данную ситуацию, целенаправленно воспитывать в детях духовные ценности и нравственное поведение. В 4 классе на помощь учителю приходит курс «Основы Религиозных Культур и Светской этики», целью которого является- формирование мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также с представителями других культур и мировоззрений».

Существуют разные средства для формирования духовных ценностей, но наиболее действенным, по моему мнению, является проектная деятельность, так как работая над проектом школьникам приходится самим находить (то, что ребенок узнал сам –лучше запомнится) новые знания, анализировать, осознать найденную информацию чтобы ответить на вопросы проекта и закрепить новые знания действием, выполнением итоговой работы.

На урок ОРКСЭ в 4 классе отводится 1 час в неделю, поэтому лучше применять краткосрочные проекты (возможно на один урок). Зато по форме можно не ограничиваться:

Исследовательский;

Информационный;

Практико – ориентированный;

Творческий;

Игровой.

Рассмотрим проект «Ценности», который можно реализовать на любом из модулей курса ОРКСЭ по теме «Россия - Наша Родина». И на дальнейших уроках обращаться к результатам данного проекта.

В ходе проекта ребятам предлагалось ответить на ряд вопросов:

Что такое духовные ценности?

Можно ли полноценно жить без духовного развития?

Как вы понимаете слова Рея Бредбери: Сами по себе мы ничего не значим. Не мы важны, а то, что мы храним в себе;

Можно ли определить, что важнее в человеке внутренний мир или внешний?

На первом этапе ребята разделились на группы, выбирая одноклассников, с которыми комфортно работать.

Распределяя роли, ребята руководствовались способностями и возможностями того или иного члена команды, учитывали желания и предпочтения каждого, что говорит о формировании уважения друг друга, и ответственности за свою работу – что является духовными ценностями)

На этапе сбора и обработки информации ребятам предстояло ответить на ряд вопросов:

Что такое духовные ценности?

Можно ли полноценно жить без духовного развития?

Почему так говорят: Сами по себе мы ничего не значим. Не мы важны, а то, что мы храним в себе. (Рей Бредбери);

Можно ли определить, что важнее в человеке внутренний мир или внешний?

Ребята, проанализировав найденную информацию, изготовили коллаж под названием «Не мы важны, а то, что мы храним в себе» (Рей Бредбери)

На презентации рассказали о том, что значит термин «Духовные ценности», поделились своими рассуждениями над вопросами,приводили примеры из личного опыта и из найденного материала. И пришли к выводу: Все в мире взаимосвязано, человек как личность не может развиваться только физически или только духовно. Нужно развивать в себе все стороны. И от духовного развития каждого будет зависеть обстановка в обществе в целом.

В заключении каждый участник проекта провел анализ своей работы, ответив на вопросы:

  1. Какую роль выполнял в проекте?
  2. Что нового вы узнали?
  3. Какими духовными ценностями вы руководствовались при работе в группе?
  4. Что не удалось вашей команде в проекте? Почему?

Хотелось бы отметить, что у нас есть опыт работы с проектной деятельностью не только на уроке, но и вне его. Это участие в сетевом проекте. Два года подряд мы с ребятами четвертых классов участвуем в учебном сетевом проекте "Человек и время" реализуемом в рамках модуля «Основы православной культуры», организаторами которого являются МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецка Кемеровской обл., программой Intel "Обучение для будущего".

Проект предусматривал разные формы работы и на каждом этапе предполагался свой итог. Обращаю Ваше внимание, что в процессе работы формировались коммуникативные умения и параллельно духовные ценности – уважение к товарищам, взаимопомощь, ответственность, справедливость и др.

Благодаря возможностям проектной деятельности формирование духовных ценностей с опорой на жизненный опыт детей и включение их в связанную с этим деятельность, позволяет глубоко проникнуть в душу ребенка, чтобы он мог не только осознать, но и прочувствовать на практике важность и необходимость формирования духовных ценностей и нравственного поведения и в связи с этим повлиять на его сознание, мировоззрение и поведение.

Проектная деятельность позволяет формировать духовные ценности

и средствами содержания курса ОРКСЭ

и, в процессе сотрудничества, на практике.

Спасибо за внимание.

19.10.2015 17:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!