СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орлица над гнездом с погибшими птенцами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Достаточно интересная и старая статья о формировании Добровольческой Белой армии.

________________________________________________________________________________________________

ОРЛИЦА НАД ГНЕЗДОМ С ПОГИБШИМИ ПТЕНЦАМИ.

30 ОКТЯБРЯ 1917 года, через пять дней после штурма Зимнего дворца, из Петрограда с Николаевского вокзала в сопровождении трех спутников уезжал пожилой господин. У него был паспорт на имя тайного советника П. Щетинина.

2 ноября пассажиры прибыли в Новочеркасск и сразу же направились на Барочную улицу, где находилось офицерское общежитие. Пожилого господина встретили с ликованием: это был бывший начальник царской Ставки, а после Февральской революции верховный главнокомандующий русской армией генерал-адъютант М.В. Алексеев. День его прибытия в Новочеркасск позднее в «белой» эмиграции отмечался как начало «белого» движения. Тем самым фактически признавалась и роль генерала как его родоначальника.

К тому времени, когда в России разразились революционные события, за спиной генерала были годы и годы военной службы, и огромный авторитет. Сама карьера М.В. Алексеева — свидетельство тех глубочайших перемен в России, которые были вызваны реформами Александра II. Они открыли путь способным выходцам из самых низов. Алексеев родился в 1857 году в семье солдата сверхсрочной службы, но окончил гимназию, пехотное юнкерское училище, Академию Генерального штаба, состоял в этой академии профессором.

С началом первой мировой войны он назначается начальником штаба Юго-,3ападного фронта, а затем — главнокомандующим армиями Северо-Западного фронта. В августе 1915 года император Николай II, взявший на себя верховное главнокомандование, назначает Алексеева начальником штаба Ставки.

А летом 1916 года Юго-Западный фронт генерала Брусилова одержал блестящую победу. И, тем не менее, политический кризис в стране углублялся. Пользуясь трудностями, вызванными войной, либеральная оппозиция развернула мощную антиправительственную кампанию. Власть обвинялась в бездарном ведении войны, в «распутинщине», в тайном желании заключить сепаратный мир. Лидеры оппозиции находили сочувствие в верхах армии, в том числе и у гёнерала Алексеева.

Вот почему, когда в конце февраля 1917 года в Петрограде начались рабочие забастовки и демонстрации, а затем волнения и в Петроградском гарнизоне, председатель Государственной думы М. Родзянко обратился к Алексееву и другим высшим генералам с просьбой склонить царя к отречению от престола в пользу наследника-цесаревича Алексея. С этим связывался приход оппозиции к власти, Алексеев поддержал Родзянко. Он сам и по его циркулярной депеше главнокомандующие фронтами рекомендовали Николаю II отречься от престола ради единства страны в грозное военное время.

Сегодня хорошо известно, что слово высших генералов оказалось решающим. Николай II согласился, но отрекся не в пользу сына, а в пользу брата — великого князя Михаила Александровича. Это произошло вечером 2 (15) марта, а на следующий день утром от принятия присяги (до решения Учредительного собрания) отказался и Михаил. Развитие событий приняло неожиданный и непредвиденный оборот с плохо предсказуемыми последствиями. Есть свидетельства, что позднее Алексеев считал свою позицию ошибочной.

ВРЕМЕННОЕ правительство назначило Алексеева верховным главнокомандующим русской армии, в которую уже ворвались политические страсти. Алексеев делал все, что было в его силах, чтобы сохранить боевую мощь и довести войну, которая принесла уже столько жертв, до победного конца. Смиряя генеральскую гордость, он апеллировал к разуму, совести, чувству долга солдат. Когда в начале мая 1917 года в Ставке собрался съезд для организации «Союза офицеров армии и флота», на который прибыли и солдатские депутаты, Алексеев сам пришел в казарму, где они остановились. Сняв с седой головы фуражку, низко кланяясь им, как «честным великим русским гражданам», призывал забыть о «собственных интересах», отдав все «изнемогающему Отечеству». «Вы — лучшие люди ваших полков, — говорил старый генерал, — и у меня к вам, лучшим людям, просьба, мольба, приказ.» Тронутые этими словами солдаты поклялись воевать до победы, до полного «выздоровления» и «воскресения» России.

Увы, воскресения не происходило. Страну и армию все более и более захватывала революционная анархия. 21 мая Алексеев направляет Временному правительству телеграмму с требованием принять самые жесткие меры для восстановления дисциплины в армии «Развал внутренний, — писал он, — достиг крайних пределов, дальше идти некуда». В тот же день Алексеев был смещен с поста главнокомандующего и заменен генералом А. Брусиловым.

Алексеев не участвовал непосредственно в корниловском путче. У него давно были прохладные отношения с генералом Корниловым, которого он не считал крупным полководцем, но, несомненно, он сочувствовал корниловской идее создания твердой и сильной власти, способной остановить развал армии и государства. Поэтому, когда путч провалился, он с тяжелым сердцем принял предложение Керенского стать начальником штаба Ставки: он рассчитывал, по меньшей мере, смягчить удар, который должен был обрушиться на Корнилова за организацию мятежа. И хотя по приказу Керенского Алексеев был вынужден арестовать Корнилова и его сторонников, он убеждал власти не предъявлять им обвинения в измене и мятеже.

10 октября Алексеев ушел в отставку и появился в Петрограде 16 октября, за десять дней до большевистского восстания. Официально — как член так называемого Предпарламента (органа, созданного для поддержки Временного правительства), а фактически — для тайной работы по переброске офицеров на Дон. Так в Петрограде возникла т.н. Алексеевская офицерская организация, которую в определенном смысле можно считать зародышем «белой» Добровольческой армии. По его замыслу, борьбу с большевиками теперь нужно было начинать и развивать с окраин, в частности с казачьего Дона. 30 октября Алексеев тайно покинул Петроград.

ФОРМИРОВАНИЕ Добровольческой армии шло с большими трудностями. Нужны были средства, но, как писал Алексеев, Минины не находились. Мало кто верил в успех добровольцев, ряды которые— несколько тысяч — состояли тогда из офицеров, юнкеров, студентов, гимназистов. Большинство их погибнет в жестоких боях. Алексеев потом скажет, что придет время, когда Россия поставит памятник своим детям. И памятник он видит таким: могучая орлица распростерла крылья над гнездом с погибшими птенцами. А тогда даже казачество косо поглядывало на добровольцев, считая, что они станут тем магнитом, который притянет на Дон большевиков. В казачьей среде был развит сепаратизм надежда на то, что большевистская Россия не тронет» Дон, если Дон сам «не заденет» Россию. Существовали трения и в верхах Добровольческого командования — между Алексеевым и Корниловым. В конце концов достигли соглашения, создали триумвират: Корнилову вручалась военная власть, Алексееву — гражданское управление, финансы, внешнеполитические вопросы. За атаманом Калединым осталось управление областью Войска Донского.

Как политический руководитель, Алексеев заявил, что главная цель добровольцев — «очищение России от большевизма», после чего будет созвано Учредительное собрание, которое и решит все проблемы государственного и общественного бытия России. Несмотря на сильное давление, Алексеев, будучи монархистом, отказался «поднять монархический флаг», так как считал, что в тот момент он не будет поддержан большинством населения.

Расчет части казачества на то, что Дону удастся избежать столкновения с большевиками, не оправдался. Красная Армия развивала наступление на Ростов. Оборону держали практически только добровольцы, казаки не хотели сражаться. 29 января атаман Каледин заявил: «Сил у нас нет, и сопротивление бесполезно». В этот же день он застрелился. 9 февраля Добровольческая армия во главе с Алексеевым и Корниловым ушла из Ростова. Перед уходом Алексеев писал семье: «Мы уходим в степь. Можем вернуться, только если будет божья милость. Но нужно зажечь светоч, чтобы была хоть одна светлая точка среди охватившей Россию тьмы.» Начался так называемый Ледяной поход Добровольческой армии, вошедший в летопись «белого движения.

В конце марта 1918 года Добровольческая армия подошла к Екатеринодару и попыталась штурмом овладеть им. Во время боя от разрыва случайного снаряда в своем штабе был убит генерал Корнилов. Алексеев был стар, тяжело болен. Командование принял Деникин. Он приказал снять осаду с Екатеринодара. Поредевшая Добровольческая армия двинулась в обратный путь, так как пришло известие об антибольшевистском восстании на Дону. Это восстание фактически спасло Добровольческую армию: она возвратилась на Дон, отдохнула, пополнила свои ряды, и к осени 1918 года под ее контролем уже была обширная территория от Донской области до Туапсе на Черном море и Ставрополья на Северном Кавказе.

Но до еще более громких побед Добровольческой армии Алексеев не дожил. Он скончался в Екатеринодаре 25 сентября 1918 года. «В годы великой смуты, — писал о нем А.И, Деникин, — когда люди меняли с непостижимой легкостью свой нравственный облик, взгляды, ориентации, когда заблудившиеся или не в меру скользкие люди шли окольными, темными путями, он шагал твердой старческой поступью по прямой кремнистой дороге. Его имя было тем знаменем, которое привлекало людей самых разнообразных политических взглядов обаянием разума, честности и патриотизма».

Генрих ИОФФЕ. Историк.

«Р. Г.» 15.08.98

Категория: История
08.08.2017 11:28


Рекомендуем курсы ПК и ПП