СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в процессе преподавания музыки. Примеры их реализации на практике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методология – это системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Под методологией науки обычно понимается совокупность тех исходных теоретических идей и положений, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на раскрытии сущности и развития этих явлений. Основными методологическими подходами в педагогике являются: системный; личностный; деятельностный; полисубъектный (диалогический); культурологический; этнопедагогический; антропологический.Виды музыкальной деятельности на уроках музыки разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения. 1.Исполнительская деятельность: хоровое и ансамблевое пение. Пластическое интонирование и музыкально-ритмическое движение; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание песен, сюжетов сказок, освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. 2.Размышление о музыке, импровизации (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая). 3.Рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям. 4.Составление художественных коллажей, поэтических дневников, программ, концертов. 5.Литературные сочинения о музыке, музыкантах, инструментах.

Системный подход применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать педагогический объект с позиции системного подхода означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования как историзм, конкретность, учёт всесторонних связей и развития. Системный подход также требует реализации принципа единства педагогической теории и практики. Поэтому в настоящее время актуален системно-деятельностный подход в преподавании уроков музыки. Реализация поставленных задач опирается на систему дидактических принципов: принцип деятельности; принцип непрерывности; принцип целостности; принцип психологической комфортности; принцип вариативности; принцип творчества.

Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо: связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов, привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой. Учителю на уроках музыки важно развивать такие стороны как: рефлексию, анализ, планирование. Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие. Учебники музыки составлены с опорой на системную деятельностную парадигму обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя-организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.

Личностный подход также неразрывно связан с деятельностным. Учителя музыки на своих уроках используют следующие виды деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, самостоятельная. Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Задачи: сделать урок музыки радостным и интересным, активизировать деятельность учащихся на уроке, дать почувствовать радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше. Работа планируется с учетом уровня учебных возможностей учащихся по предмету и их индивидуальных особенностей.

Основные цели педагога музыки: повышая грамотности, создание на уроке чувства новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, чему в наибольшей степени способствуют разнообразные «проблемные» ситуации на уроке.

Сюжетные уроки являются яркой иллюстрацией личностного подхода. Например: урок-путешествие на незнакомую планету, урок-расследование, урок-концерт. Единый сюжет предусматривает общность поставленных перед классом дидактических задач, но именно это актуализирует обращение к индивидуальным формам учебной деятельности – это «проводники», «ассистенты», «детективы». Урок творческого взаимодействия, например, работа в группах над творческими заданиями способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены педагогом, а постигнутых самостоятельно. Огромное место в системе воспитания личности школьника занимает внеклассная работа по предмету: участие в различных конкурсах, предметных олимпиадах, литературных гостиных, конференциях – все это дает учащимся возможность проявить все свои лучшие личностные качества.

Диалогический подход хорошо дополняет личностный и деятельностный. В процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. В ходе диалога учащиеся овладевают способностью и умением вести его на разных уровнях: личностный – диалог с собственным Я, межличностный уровень – Я и другой, мультидиалог – обсуждение проблемы в малых группах (5-7 человек). Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения». Исследование М.М. Евдокимовой, преломившей концепцию В.С. Библера доказывает, что основные положения этой концепции «органично входят в содержание музыкального образования» и находит своё воплощение в таких формах, как диалог между учеником и педагогом на уроках; диалог между учеником и произведением, а, следовательно, и композитором – автором произведения – в процессе самостоятельных занятий; диалог между школьниками, выступающими в роли исполнителей и учащимися-слушателями; макродиалог между культурами, когда ученик воспринимает произведения разных композиторов, следовательно, в программе сопрягаются различные культурные эпохи.

Задача учителя во время диалога – поддержать личные высказывания и суждения учащихся, так как это путь к развитию душевных и человеческих качеств детей, пробуждению их способности в понимании чувств и мыслей других людей, что очень важно в воспитании подрастающего поколения.

Культурологический подход. Предмет «Музыка» относится к наиболее гибким и универсальным школьным дисциплинам с точки зрения реализации в воспитательно-образовательной деятельности основных целей и задач, заложенных в ФГОС нового поколения. Стратегической целью преподавания данной дисциплины является обогащение духовно-нравственной сферы ребёнка через приобщение его к высшим образцам музыкальной культуры человечества. Немаловажным аспектом становится эстетический фактор, который порой выходит на первый план в процессе изучения и разбора представленных в программе музыкальных произведений. И ввиду того, что не существует чёткой границы между эстетической и этической сферой общечеловеческой культуры, такой подход активным образом влияет на расширение духовных горизонтов личности ребёнка. Изучение музыкального наследия невозможно без отрыва от погружения в историческое и культурное пространство. Здесь, наряду с освоением истории человечества в целом, приоритетом становится приобщение к культурно-историческому наследию своего народа (характерно также для этнопедагогического подхода). Таким образом, через общение с миром прекрасного на уроках музыки происходит самоидентификация и осознание учащимся себя как значимого субъекта социума, что способствует формированию гражданских чувств у детей Вместе с тем, изучение музыкального искусства подвигает и к глубокому межкультурному диалогу. Обладая универсальным звуковым языком и будучи совершенно свободной от вербальных условностей, музыка раздвигает границы духовного взаимодействия между представителями различных народов, и в то же время помогает прочувствовать уникальные особенности и значение каждого из них в едином культурном пространстве. Требование к гуманизации общего образования, заложенное в ФГОС, на уроках музыки воплощается посредством актуализации внимания на внутренней жизни и душевных переживаниях персонажей при изучении программной музыки таких жанров, как опера, балет, романс, песня. Это формирует у детей уважение к характеру и чувствам других людей, а также сопереживание им в тяжелых жизненных обстоятельствах. Активизируя различные созидательные начала в ребёнке, такие как способность к сопереживанию, к творчеству, независимому мышлению, музыка очень благотворно влияет и на обогащение речи и её образности.

Категория: Музыка
06.05.2020 22:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!