СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методология – это системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Под методологией науки обычно понимается совокупность тех исходных теоретических идей и положений, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на раскрытии сущности и развития этих явлений. Основными методологическими подходами в педагогике являются: системный; личностный; деятельностный; полисубъектный (диалогический); культурологический; этнопедагогический; антропологический.Виды музыкальной деятельности на уроках музыки разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения. 1.Исполнительская деятельность: хоровое и ансамблевое пение. Пластическое интонирование и музыкально-ритмическое движение; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание песен, сюжетов сказок, освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. 2.Размышление о музыке, импровизации (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая). 3.Рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям. 4.Составление художественных коллажей, поэтических дневников, программ, концертов. 5.Литературные сочинения о музыке, музыкантах, инструментах.
Системный подход применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать педагогический объект с позиции системного подхода означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования как историзм, конкретность, учёт всесторонних связей и развития. Системный подход также требует реализации принципа единства педагогической теории и практики. Поэтому в настоящее время актуален системно-деятельностный подход в преподавании уроков музыки. Реализация поставленных задач опирается на систему дидактических принципов: принцип деятельности; принцип непрерывности; принцип целостности; принцип психологической комфортности; принцип вариативности; принцип творчества.
Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо: связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов, привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой. Учителю на уроках музыки важно развивать такие стороны как: рефлексию, анализ, планирование. Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие. Учебники музыки составлены с опорой на системную деятельностную парадигму обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя-организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.
Личностный подход также неразрывно связан с деятельностным. Учителя музыки на своих уроках используют следующие виды деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, самостоятельная. Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Задачи: сделать урок музыки радостным и интересным, активизировать деятельность учащихся на уроке, дать почувствовать радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше. Работа планируется с учетом уровня учебных возможностей учащихся по предмету и их индивидуальных особенностей.
Основные цели педагога музыки: повышая грамотности, создание на уроке чувства новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, чему в наибольшей степени способствуют разнообразные «проблемные» ситуации на уроке.
Сюжетные уроки являются яркой иллюстрацией личностного подхода. Например: урок-путешествие на незнакомую планету, урок-расследование, урок-концерт. Единый сюжет предусматривает общность поставленных перед классом дидактических задач, но именно это актуализирует обращение к индивидуальным формам учебной деятельности – это «проводники», «ассистенты», «детективы». Урок творческого взаимодействия, например, работа в группах над творческими заданиями способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены педагогом, а постигнутых самостоятельно. Огромное место в системе воспитания личности школьника занимает внеклассная работа по предмету: участие в различных конкурсах, предметных олимпиадах, литературных гостиных, конференциях – все это дает учащимся возможность проявить все свои лучшие личностные качества.
Диалогический подход хорошо дополняет личностный и деятельностный. В
Задача учителя во время диалога – поддержать личные высказывания и суждения учащихся, так как это путь к развитию душевных и человеческих качеств детей, пробуждению их
Культурологический подход. Предмет «Музыка» относится к наиболее гибким и универсальным школьным дисциплинам с точки зрения реализации в воспитательно-образовательной деятельности основных целей и задач, заложенных в ФГОС нового поколения. Стратегической целью преподавания данной дисциплины является обогащение духовно-нравственной сферы ребёнка через приобщение его к высшим образцам музыкальной культуры человечества. Немаловажным аспектом становится эстетический фактор, который порой выходит на первый план в процессе изучения и разбора представленных в программе музыкальных произведений. И ввиду того, что не существует чёткой границы между эстетической и этической сферой общечеловеческой культуры, такой подход активным образом влияет на расширение духовных горизонтов личности ребёнка. Изучение музыкального наследия невозможно без отрыва от погружения в историческое и культурное пространство. Здесь, наряду с освоением истории человечества в целом, приоритетом становится приобщение к культурно-историческому наследию своего народа (характерно также для этнопедагогического подхода). Таким образом, через общение с миром прекрасного на уроках музыки происходит самоидентификация и осознание учащимся себя как значимого субъекта социума, что способствует формированию гражданских чувств у детей Вместе с тем, изучение музыкального искусства подвигает и к глубокому межкультурному диалогу. Обладая универсальным звуковым языком и будучи совершенно свободной от вербальных условностей, музыка раздвигает границы духовного взаимодействия между представителями различных народов, и в то же время помогает прочувствовать уникальные особенности и значение каждого из них в едином культурном пространстве. Требование к гуманизации общего образования, заложенное в ФГОС, на уроках музыки воплощается посредством актуализации внимания на внутренней жизни и душевных переживаниях персонажей при изучении программной музыки таких жанров, как опера, балет, романс, песня. Это формирует у детей уважение к характеру и чувствам других людей, а также сопереживание им в тяжелых жизненных обстоятельствах. Активизируя различные созидательные начала в ребёнке, такие как способность к сопереживанию, к творчеству, независимому мышлению, музыка очень благотворно влияет и на обогащение речи и её образности.
© 2020, Байрамова Марина Владимировна 2016