СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основные признаки неуспеваемости детей. Формы и методы работы с низкомотивируемыми учащимися
Волшебное слово для работы с детьми - мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели. Успешное обучение без мотивации невозможно. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности - оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося.
С начала учебного года, я поняла, что учитель руководит образовательным процессом, и от него зависит, какие знания получат дети. Умение передать им свои знания очень важно. Есть множество технологий обучения. Я задавалась вопросом, как же мне быть, если я использую всевозможные технологии обучения, различные приемы и методы работы, но они не всегда дают результат, поэтому, в начале года, передо мной возникла проблема, что в классах, в которых я обучаю у большинства ребят, очень низкая обучаемость и соответственно низкая мотивация к моим предметам.
К основным признакам неуспеваемости учащихся можно отнести:
- Присутствуют пробелы в знаниях и умениях, они не позволяют применять полученные знания понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
- Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.
- Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
На уроках математики, к изучению нового материала, я разбиваю урок на несколько этапов.
1) Начать урок с готовности урока, настроиться на работу;
2) Проверка письменного домашнего задания;
3) Повторение изученного материала (здесь самое главное дать понять детям, что неверного ответа нет, наоборот задавать такие вопросы, которые помогают максимально развить интерес и вспомнить правила выполнения к конкретной учебной ситуации)
4) Также я провожу не только устную проверку правил изученного материала, но и письменную у доски. Также чтобы развить и закрепить тему, на каждом уроке самостоятельно проводить небольшие устные диктанты, когда дети сами выстраивают алгоритм выполнения конкретного задания.
5) Работу по устранению пробелов в знаниях учащихся мы осуществляем на дополнительных занятиях.
Работа с родителями также имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, я стараюсь акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.
В работе с учащимися с низкой мотивацией к учению нужно соблюдать следующие принципы обучения:
1. уже на начальном этапе урока заинтересовывать детей темой урока;
2. по мере возможности в игровой форме давать задания;
3. не ругать детей, а в доступной форме излагать материал, иногда даже повторно объяснить тему урока;
4. использовать индивидуальные, групповые формы обучения, а также работу в парах.
Таким образом, только продуманное обучение, интересные для детей уроки способствуют осознанному усвоению знаний. Низкая учебная мотивация школьников является одной из наиболее сложных проблем современного образования. Решение данной проблемы в каждом конкретном случае зависит от конкретного педагога, способного увлечь учащихся процессом познания мира.
Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими учащимися
Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, предлагаю десять правил работы с неуспевающими школьниками:
1) Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.
2) Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.
3) Не торопите его, научитесь ждать.
4) Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.
5) Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
6) Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
7) Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
8) Обобщение – главная составляющая любой методики.
9) Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
10) Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.
© 2023, Никитина Юлия Васильевна 90