СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные направления информационных технологий и тенденции их развития в образовательных учреждениях

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе информационные технологии играют значимую роль в современном обществе. Использование информационных технологий в образовательном процессе значительно повышает эффективность работы образовательного учреждения, создает условия для его функционирования в режиме развития.

Особая ценность информационных технологий состоит в том, что их использование позволяет стимулировать творческие качества всех субъектов образовательного процесса, формирует активную позицию по отношению к воспитательно-образовательному процессу.

Разнообразие медиапродуктов, получаемых посредством информационных технологий, позволяет легко адаптировать данные технологии к условиям образовательного учреждения, ориентируясь на потребности и запросы всего образовательного сообщества.

Педагог перестаёт выступать перед своими воспитанниками в качестве источника первичной информации. Вопрос, где взять ту или иную информацию, заменяется вопросом, в каком виде и сколько данных в состоянии воспринять и усвоить дети.

Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что возраст, с которого дети начинают знакомство с компьютером неуклонно снижается, и наилучшие результаты достигаются там, где внедрение компьютеров является не единичным актом, а предоставляет собой целостный и непрерывный процесс, пронизывающий всю систему школьного образования. В настоящее время для детей стало доступным многое из того, что ранее считалось посильным лишь для специалиста высокой квалификации. Это стало реальным благодаря возможностям компьютера в наглядном представлении учебного содержания и предоставлению доступа к большим объёмам необходимой информации.

Использование изобразительных возможностей компьютера расширяет круг учебных задач, происходит широкая диалогизация учебного процесса, появляется возможность моделирования совместной деятельности педагога и ребенка на всех этапах обучения, гибкость управления учебной деятельностью за счёт широкого варьирования «поля самостоятельности», широкой индивидуализации обучения, психологически обоснованному распределению управляющих функций между компьютером и обучающимся.

Анализ опыта использования компьютерных технологий в обучении школьников и результатов исследований отечественных и зарубежных психологов, педагогов позволил нам определить возможности использования информационных технологий при обучении школьников:

1. Компьютерные средства обучения значительно расширяют возможности предъявления содержания информации. Применение мультимедийной наглядности, анимации, звука, всех современных средств видеотехники и интерактивного общения позволяет дать информацию в более полном объёме, способствует лучшему её усвоению и запоминанию.

2. Компьютер повышает мотивацию к обучению за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений, управления изучаемыми объектами, возможностью самостоятельного выбора форм и методов обучения, вкрапления игровых ситуаций, раскрывает практическую значимость содержания курса, предоставляет школьникам возможность проявить оригинальность, поставив интересную задачу, предлагать лю­бые решения проблемы. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учёбе, но и возможность регулировать предъявления учебных задач по трудности, позитивно сказывается на мотивации учения. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь, а если используются наиболее эффективные обучающие системы, то ему объясняется решение, он может обсудить его оптимальность и тупиковые ходы. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и предлагать любые решения без риска получить за это низкий балл, - всё это способствует формированию положительного отношения к учёбе.

3. Информационные технологии значительно расширяют учебно-познавательную деятельность учащихся в процессе обучения за счет: моделирования, создания проектов, составления компьютерных кроссвордов и тестов, работы с мультимедийными программами и энциклопедиями, поиска информации в сети Интернет.

4. Компьютерные технологии открывают широкие возможности для индивидуализации и дифференциации процесса обучения учащихся, реализуя возможности интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности и организационных форм обучения.

5. Компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе - неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести выполнение задания до конца, опираясь на необходимую помощь.

6. Компьютерные программные средства позволяют качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебно-познавательным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но и довольно точно определяет её характер, что помогает вовремя устранить причину, обусловившую её появление. Использование компьютерных контролирующих программ повышает активность работы учащихся, уменьшает психологическую напряженность в межличностных отношениях «учитель – ученик». Компьютер существенно расширяет возможности представления контрольных заданий: кроме текста можно использовать графику, иллюстрации, фотографии и элементы мультипликации, что позволяет задействовать разнообразные типы учебно-познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуально-типических различий в обучении.

7. Информационные технологии предоставляют возможность целенаправленного развития определенных качеств мозга (объема памяти, внимания, аналитических способностей и др.) посредством соответствующих тренажеров и игр; возможность практической организации регулярного мониторинга индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся с целью отслеживания динамики изменений и осуществления адекватного управления обучением и воспитанием индивида.

8. С помощью информационных технологий возможен доступ к дополнительным (помимо учебника) информационным ресурсам; в связи с этим происходит уменьшение зависимости учащегося от преподавателя как источника информации.

В связи со столь разнообразными возможностями информационных технологий в образовательной сфере академик А.П. Ершов предложил следующую классификацию видов их применения.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

В учебном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, то есть, возможны два направления компьютеризации обучения. При первом усвоение знаний, умений и навыков ведёт к осознанию возможностей компьютера, а также его использованию при решении разнообразных задач, другими словами, ведёт к овладению компьютерной грамотностью. При втором компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Указанные два направления и составляют основу компьютеризации обучения.

Для методической поддержки педагогов может быть создана компьютерная база данных книжного фонда образовательного учреждения, в которой возможен поиск литературы по автору, названию, разделу и возрастам детей, а также собраны конспекты занятий воспитателей и специалистов; педагогические проекты, сценарии праздников, развлечений и т.д.

Используя программу Microsoft Publisher, можно создавать тематические буклеты, брошюры, памятки, вестники, титульные страницы к папкам, визитки, меню. Преимущества использования этой программы простота, многообразие шаблонов, красочное оформление материалов.

Создание в образовательном учреждении медиатеки (хранилища образовательных ресурсов различных типов) поможет обеспечить информационные потребности всех участников образовательного процесса.

С помощью электронной почты можно наладить взаимоотношения с образовательными учреждениями из разных городов, а также с родителями детей данного образовательного учреждения.

Во многих образовательных учреждениях для родителей учащихся разрабатывается информационный пакет документов, в который входят брошюры о развитии ребенка данного возраста, его психологических особенностях, особенностях воспитания и обучения, рекламные проспекты о деятельности образовательного учреждения, блиц–анкеты, позволяющие получить информацию, использование которой способствует созданию комфортных условий для каждого ребенка.

Таким образом, использование в работе образовательного учреждения информационных технологий позволяет вывести деятельность образовательного учреждения на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образованности ребенка, соответствующее современным государственным стандартам образования.

Литература

  1. Ершов, А.П. Инофрматика и компьютерная грамотность [Текст] / А.П. Ершов.- М.: Наука, 1988. - 265 с.
Категория: Всем учителям
24.05.2017 18:20


Рекомендуем курсы ПК и ПП