СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные виды проектных работ учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили».

Альберт Эйнштейн

И действительно, если верить статистическим данным, только 3,5 % полученных знаний остается в наших головах. Знания без повторения забываются на 101-й день.

Данные, казалось бы, катастрофические.

Но давайте посмотрим вокруг – мы все с вами умные, образованные люди, с высокоразвитым интеллектом. Значит, все-таки, существуют какие-то технологии, способные решить эту проблему. И в чем, собственно говоря, она заключается?

На мой взгляд, проблема в эффективности преподнесения учебного материала.

Школа работает по технологии, разработанной почти 360 лет назад Яном Амосом Коменским. (Научное обоснование её принципов: учебный план, урок, учитель, ученик, возрастные группы, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» еще в 1651 г.).

Я ничего не имею против технологии Коменского, но давайте вернемся назад -

только 3,5 % полученных знаний остается в наших головах!

Со времен Коменского мир кардинально изменился, и система образования нуждается в коррективах.

Все мы знаем, что эффективнее знания получать и закреплять на практике.

Во-первых, потому, что самостоятельный поиск способствует более прочному усвоению знаний (задействовано больше нервных процессов, рецепторов), повышению качества знаний и мотивации к обучению, создает ситуацию успеха.

Во-вторых, подростки, в силу особенностей психического развития, склонны отрицать мнение старших (учителей, родителей). Им ближе идеи и сведения, которые они получают от сверстников или самостоятельно.

В данной ситуации, решением проблемы может стать проектная и исследовательская деятельность, т.к. она способствует усвоению не только знаний, но и способов их получения. Т.е. того, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили.

Справедливо заметить, что метод проектирования не нов. Автор-теоретик метода американский педагог, философ Джон Дьюи.

Дьюи разработал теорию научного метода как инструмента успешной человеческой деятельности, достижения целей. Открытие, сделанное Дьюи при разработке теории научного метода и учении о проблематичной ситуации, состоит в том, что достоверное знание и правильное использование научного метода приводят к превращению проблематичной ситуации в решенную — ситуация приобретает иное качество — «следовательно, познание приводит к качественному изменению объекта познания — познание изменяет само существование предмета познания»

В 1920-1930-е годы при содействии Н.К.Крупской метод проекта широко распространился в России с большим креном на коммунистическую идеологию. В 1930-х годах его сочли империалистическим и репрессировали.

Несколько лет назад этот метод вернулся в российскую школу. В силу его относительной новизны, проектом зачастую ошибочно называют другие виды работ учащихся. Давайте попытаемся разграничить понятия.

Что же такое проектная работа?

По словарю Даля: ПРОЕКТ - план, предположение, предначертание; задуманное, предположенное дело, и самое изложение его на письме или в чертеже.

Т.е. имеется некий замысел продукта. Суть проекта в том, что в процессе работы ученик приходит к этому продукту, создает его.

Осуществляется планомерное движение к имеющейся цели (не сворачивая!).

Основной критерий – достижение заранее спланированного результата.

Например:

  • разработать сайт, мероприятие, игру;
  • организовать выставку, концерт, праздник;
  • создать справочник, пособие, газету, диск;
  • оформить или озеленить кабинет, школу.

Исследовательская работа

Исследование — буквально «следование изнутри», творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом.

Суть – мы знаем ответ или видим проблему, но не знаем, откуда, почему это существует. Цель – сделать предположения, провести исследования, найти объяснения. Познаем мир через опыт. Объект деятельности - область научного знания.

Основным критерием исследовательской работы является достижение истины, получение объективно новых знаний. В случае учебного исследования речь может идти о субъективно новых, но самостоятельно добытых знаниях. Вообще, при выполнении учебных работ можно не говорить о таком критерии, как новизна. Смысл – в образовательной деятельности учащегося, ребенок познает мир своим путем.

Инновационная работа

Инновация – процесс создания и внедрения новшеств, он предполагает качественные изменения в существующей практике. Объект деятельности – реальная практика. Для получения практического результата используется поисковая деятельность.

Например: Когда-то такой инновацией был метод проекта – качественно новый продукт, разработанный теоретически и внедренный в практику.

Учащиеся могут разработать новые учебные курсы, программы и пр. Это один из самых трудных видов работы – требует детального владения текущей ситуацией, творческих способностей и потенциалом для внедрения новшества.

Кейс метод (метод кейсов)

Это ситуационная задача. Техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и деловых ситуаций. Метод был впервые применен в Harvard Business School в 1924 году, из-за отсутствия учебных пособий по бизнесу. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации. В основном этот метод используется в сфере бизнеса, но он очень хорошо может быть использован на уроках иностранного языка.

Реферат

Это письменно оформленный доклад на заданную тему, сделанный на основе обзора литературных или научных источников. На практике часто приходится сталкиваться с реферативными работами, дополненными небольшим блоком собственных наблюдений, которые выдаются за проектные или исследовательские работы. Такие добавления не влияют на определение жанра данной работы. В реферате нет собственной гипотезы, исследования, инновации.

Творческие работы

Понятие широкое, объединенное смыслом термина творчество.

Творчество – процесс создания качественно новых материальных и духовных ценностей.

Основной критерий, отличающий творчество – уникальность его результата.

Примеры творческих работ в школе: выставка, концерт, поэтический вечер, спектакль, музыкальное произведение, театрализация и многое другое.

Категория: Прочее
11.09.2016 02:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!