СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы нейропсихологии. Особенности использования в коррекционной работе в условиях СРЦН.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Хотелось бы поделиться информацией о внедрении элементов нейропсихологии в коррекционную работу в условиях СРЦН.

Мозговая организация психической деятельности у детей и взрослых не одинакова. Те функции, которые у взрослых приобретают локальный характер, у детей долгое время остаются представленными в мозге диффузно(рассеяно). То, что взрослый человек осуществляет за счет сложившихся навыков, автоматизмов, хранящихся в памяти, ребенок должен реализовывать в значительной степени за счет мышления. В связи с этим, при обучении детей основной расчет делается на активизацию мыслительных процессов. Детский мозг очень пластичен, так как многие его участки не успели еще получить функциональной специализации. Они являются «свободными» и легко включаются в стимулируемую деятельность.

Нейропсихологические методы исследования дефектов построены таким образом, что позволяют провести синдромный анализ дефекта ВПФ и выделить фактор (механизм), лежащий в его основе, т.е. не просто указать на наличие дефекта, но и показать, нарушение какого психического процесса (фактора) лежит в его основе.

Что же такое диагностика нейропсихолога и зачем она нужна?

Под нейропсихологической диагностикой понимают безаппаратный, психологический метод исследования, в ходе которой оценивается само нарушение развития и степень выраженности нарушения. Нейродиагностика позволяет проследить индивидуальный стиль и особенности развития познавательной, двигательной, эмоциональной сфер ребенка. В основе диагностики лежат нейропсихологические пробы – это определенные задания и упражнения, подобранные и адаптированные основоположником нейропсихологии отечественным ученым Александром Романовичем Лурия.

Данная методика охватывает наиболее значимые для нейропсихологического статуса фрагменты Высших Психических Функций человека. Соответственно определяем носит нарушение развития эпизодических характер, либо ментальный. Исходя из этого выстраивается программа нейрокоррекции, носит индивидуальный характер, и в зависимости от нарушения намечается три направления деятельности:

  1. Стимулирование - это мера поддержки, в ходе которой осуществляется воздействие на активность психической деятельности ребенка. Например, корректировать повышенную двигательную активность, с точки зрения нейропсихологии, надо активизацией левого полушария – предложить ребенку логические задачки и головоломки. Делаем вывод о нарушении межполушарного взаимодействия.

2. Компенсация – это комплекс мер, направленных на восстановление целостной деятельности на основе перестройки способа реализации нарушенной функции. Например, у ребенка наблюдаются такие нарушения, как общее недоразвитие речи, скудный словарный запас, низкая познавательная активность – какой вывод мы можем сделать? Что просто корректировать речевые нарушения будет неэффективно, необходимо активизировать работу психической деятельности средствами мозжечковой стимуляции, кинезиологии, иллюзии.

3. Коррекция - это совокупность методов, помогающих пepecтpуктуpиpoвaть функции мозга, которые были нарушены, c целью выработки компенсаторных вариантов. Здесь хочется вспомнить про Метод замещающего онтогенеза, который помогает настроить функционирование структур мозга. С помощью МЗО формируется база для полноценного «включения» психических функций.

К первичному консилиуму выходим с заключением нейпропсихологического обследования о нарушения в развитии ребенка. И командой специалистов разрабатывается индивидуальная программа коррекционной работы. Здесь важно понимать, что сплоченная работа разнопрофильных специалистов, то есть комплексное воздействие на проблемные моменты – залог эффективности, проблемы в развитии могут быть предотвращены в короткие сроки.

Сегодня мы Вас познакомим с такими методами работы, как развитие межполушарного взаимодействия, мозжечковая стимуляция, элементы кинезиологических упражнений, развитие иллюзорного восприятия.

Мне бы хотелось Вам рассказать о развитие межполушарного взаимодействия. Для чего это взаимодействие надо? Как физиологически устроено?

Мозг развивается снизу вверх, справа налево и сверху вниз. Это значит, что первыми созревают подкорковые и стволовые отделы головного мозга. Потом в ходе развития ребенка основную нагрузку берет на себя правое полушарие. После этого происходит, условно говоря, «переход» информации из правого полушария в левое. Если говорить проще, словами известного нейропсихолога, «правое полушарие долбит левое, посылает туда сигналы, активизирует его». Если по каким-то причинам эти сигналы не проходят, нарушается работа структур мозга, появляются нарушения и дефекты развития.

Что же такое межполушарные связи? Их анатомический субстрат – мозолистое тело. Назвали его так первые анатомы, которые его обнаружили, за его плотную структуру. Мозолистое тело – это тело, состоящее из очень плотного и мясистого пучка белых волокон, соединяющих два полушария мозга, располагается в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон, покрытых миелиновой оболочкой. Структуры мозга, соединяющие два полушария, называются комиссурами. Мозолистое тело – самая крупная комиссура в мозгу. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. По сути это и есть те самые «межполушарные связи», о которых сейчас так часто говорят.

По закону нейропластичности мозг наращивает и укрепляет связи, которые человек использует, тренирует. Поэтому все наши упражнения, задействующие одновременно обе стороны тела служат наращиванию межполушарных связей. Как любит говорить Анна Владимировна Семенович «натирать мозоль на мозолистом теле».

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия.

Категория: Психологу
28.07.2019 15:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!