СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности активизации познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

    1. Особенности активизации познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.

Вопросы активизации познавательной деятельности младших школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Объясняется это тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет особые требования к организации учебного процесса, необходимо повышение его качества, формирование активной жизненной позиции младших школьников.

В отечественной психолого-педагогической литературе имеется немало работ, в которых в той или иной степени рассматривались вопросы активизации учения. Психологические аспекты данной проблемы освещались в работах Б.Г.Ананьева, Д.Н. Богоявленского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, К.А. Славской, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и др.

Большое значение для теории и практики учебно-воспитательного процесса имела работа, проведенная под руководством Ю.К. Бабанского по определению дидактических основ оптимизации процесса обучения. Значительным вкладом в педагогическую и психологическую науку являются исследования В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, Д.Б.Эльконина, выявившие возможности значительного повышения активности младших школьников в познавательной деятельности. Педагогами и методистами, исследовавшими проблему активизации познавательной деятельности учащихся, много сделано для практики обучения и выдвижения новых дидактических идей. Все это позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время создана большая теоретическая и методическая база по вопросам активизации познавательной деятельности обучающихся, использованию различных способов активизации деятельности школьников, много сделано в плане совершенствования содержания и методов обучения.

Познавательная деятельность - избирательная направленная деятельность личности на предметы и явления окружающей действительности, характеризующаяся постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематическое укрепление и развитие познавательной деятельности становится основой положительного отношения к учению, формируется познавательный интерес, развивается познавательная активность. Дети младшего школьного возраста имеют огромные резервы для формирования и развития познавательной деятельности. Важно обратить внимание на особенности развития познавательности деятельности у детей этого возраста. Чем активнее ребёнок включён в учебную деятельность, тем эффективнее развиваются его способности и возможности. К моменту поступления в школу ребенок, как правило, готов к обучению. Физическое и психологическое развитие уже позволяет ребенку обучаться в школе.

Активизация познавательной деятельности обучающихся - это создание такой атмосферы учения, при которой они совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Эффективность обучения зависит от активности учащихся при выполнении учебно-познавательной деятельности. Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов и явлений. Активность учащихся в обучении - это волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности. Активность проявляется в различных видах деятельности и бывает внешняя и внутренняя. Внешняя (моторная) активность легко определяется преподавателем, так как ее признаки ярко выражены - учащийся деятелен - на занятиях конспектирует, на практических занятиях - отвечает и решает, на лабораторных - выполняет опыты. Внутренняя (мыслительная) активность характеризуется тем, что предполагает наличие внешней активности. Но, кроме того, ей присущи специфические признаки - напряженность умственных сил, мыслительных действий и операций - анализа, синтеза, сравнений, обобщения. Высший уровень активности - творческая активность - это стремление проникнуть в сущность изучаемых вещей и явлений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебного задания. Развитие творческой активности связано с активизацией учебной деятельности учащегося, которую осуществляет учитель.

Активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Самопознание можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах, но может возникнуть и на каком-то одном. Стимулирует, активизирует познание, прежде всего учитель. Действия его заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания (реже - один или несколько). Именно по такой логике выстраиваются программы развивающего обучения: через постоянную организацию условий для интенсивной познавательной деятельности к привычной познавательной активности, а затем - к внутренней потребности в самообразовании.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет назвать уровни познавательной активности:

1.Первый уровень - воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

2.Второй уровень - интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

3.Третий уровень - творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Каждый последующий уровень включает в себя черты предшествующего и имеет ещё черты особенные, отличающие его от предшествующего. На всех уровнях активности процесс учения протекает на основе аналитико-синтетической деятельности, однако, доза помощи учителя в её совершении от максимальной на первом уровне до минимальной на третьем.

Следовательно, активность в учении - это просто деятельное состояние школьника, а качество этой деятельности, в котором проявляется личность самого ученика. Нередко активность учащихся оценивается только по объёму

самостоятельно выполненной работы, тогда как главное состоит в активности

мысли ребенка. Учебный труд - труд умственный. Основной критерий активности учащихся поэтому - степень умственных усилий, приложенных к решению поставленной перед ними познавательной задачи. Обязательным условием успешного обучения, считал Э.И. Моносзон, является активная познавательная деятельность учащихся, их потребность в знаниях [13]. Г.И. Щукина приходит к выводу, что «самым общим определением активизации учебно-познавательной деятельности можно считать процесс, направленный на усиленную, совместную познавательную деятельность учащихся и учителя на преодоление пассивных форм преподавания и учения» [32].

Решение проблемы активизации познавательной деятельности требует:

- разработки приемов и способов, способствующих активизации познавательной деятельности;

- вооружения учителя этими методами и приемами, т.е. активизации деятельности самого преподавателя;

- создания условий для активной учебной работы, научного поиска учащихся, вооружения их способами и приемами активного мышления.

Принципами активизации познавательной деятельности обучающихся являются:

- принцип самостоятельной активности учащихся;

- принцип осознанности познания;

- принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.

Если обобщить работы педагогов и психологов, исследующую эту проблему, то можно выделить основные методы активизации познавательной деятельности младших школьников, применяемых в практике обучения:

- обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие. Вовлечение детей в творческую деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, письменной и устной речи, работа над учебно-исследовательскими проектами и др;

- эвристический метод обучения в школе. Различные операции творческого мышления, приемы эвристической деятельности: определение типа задачи, выяснение того, что представляют собой неизвестное, данные, условие; составление плана решения; осуществление плана решения; изучение полученного решения;

- метод эвристических вопросов. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач;.

- метод инверсии. На поиск решения творческой задачи используются противоположные процедуры мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединение и объединение для развития диалектики мышления учащихся;

- метод эмпатии. Происходит отождествление личности человека с личностью другого или с каким-либо предметом, процессом, системой, что требует фантазии и воображения;

- проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения:

1. Создание проблемной ситуации;

2. Формирование гипотез разрешения;

3. Проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие – наличие мотивации учащихся.

-технология “обучения в диалоге”.

- метод проекта. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени;

- метод открытий. Создаются подвижные группы детей по интересам, уровню подготовки, способностям, где каждый ребенок идет своим темпом для психического, социального, духовного развития, повышения общеобразовательного уровня.

- игра. Личность ребенка развивается своеобразно и ярко в развивающих играх.

Учеными установлена определенная последовательность формирования познавательной деятельности. Ребенок, пришедший в школу, не умеет учиться. Сначала все делает учитель: ставит задачу, демонстрирует образцы выполнения учебных действий, контролирует процесс выполнения каждого действия и оценивает, выполнена ли учебная задача каждым учеником. Лишь постепенно учитель включает учащегося в структуру учебно-познавательной деятельности для самостоятельного выполнения ее отдельных элементов. В этом смысле, вначале субъектом учебной деятельности является учитель, который учит главному - умению учиться [30]. Позже субъектом познания становится ученик. Сам образовательный процесс трактуется не как трансляция научных знаний, их усвоение, воспроизводство, а как развитие познавательных способностей, основных психических новообразований. Развивает не само знание, а специальное его конструирование, моделирующее содержание научной области, методы ее познания. Субъектная активность ученика (ее направленность, характер проявления) задается способом организации познавательной деятельности. Основным источником становления и развития познавательной активности является не сам ученик, а организованное обучение. Чем лучше будут созданы обучающие условия, тем оптимальное будет развиваться ученик.

Рассмотрим особенности активизации познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития. Организация познавательной деятельности младших школьников с ЗПР - это процесс коррекционно - развивающего обучения, включающий коррекцию поведения и эмоционально - личностной сферы детей с ЗПР, а также преодоление недостатков учебной деятельности при изучении различных дисциплин: русского языка, чтения, окружающего мира. Этот процесс мы рассматриваем, как направленный на формирование базовых психических функций, так и на развитие учащихся в целом, их мотивации, личности, запаса знаний и представлений об окружающем. Большой вклад в разработку проблемы формирования познавательной деятельности младших школьников с ЗПР внесли учителя - практики (А Н. Антипина, Ю.Е. Валатина, З.Н. Ковригина и др.). Активизация познавательной деятельности обучающихся с ЗПР - это, прежде всего, активизация их мышления, основанная на тесной связи усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от учащихся поиска нового, отбора данных, действий инициативы, настойчивости [91-94, 14]. Проблема активизации познавательной деятельности актуальна в работе педагога с детьми, имеющими задержку психического развития, так как для них характерны: нарушения произвольности и целенаправленности познавательной деятельности, трудности планирования заданной психической операции, нестойкость произвольного внимания и контроля. У большинства детей с задержкой психического развития отсутствует учебная мотивация или она выражена крайне слабо. Снижение познавательной активности рассматривается как одно из важнейших причин трудностей обучения детей с ЗПР [12, с. 14]. Дети с ЗПР не умеют ориентироваться в условиях проблемной фактической задачи и не анализируют их. Поэтому при попытках достичь цели не отбрасывают ошибочные варианты, а повторяют одни и те же ошибки. Главная задача учителя на уроке - это обеспечение собственной деятельности обучающихся. Для этого учитель должен создавать условия для активного включения учащихся в познавательный процесс и обеспечивать их эмоциональной поддержкой.

Выдающиеся педагоги М.С. Певзнер, В. А. Сухомлинский, К.Д Ушинский, К.С. Лебединская, Л. С. Выготский и другие показали, что влияние деятельности на развитие детей зависит от эмоционального отношения к ней. «Деятельность, выполняемая с желанием мобилизует психические и физические силы организма и способствует их развитию, радует детей, когда им удаётся решить поставленную задачу, достигнуть намеченную цель, получить хороший результат, радость успеха окрыляет ребёнка. Для детей сЗПР это имеет особенно большое значение, так как не интересная монотонная работа способствует тому, что у них пропадает интерес к ней и сколько бы, потом учитель не стремился убедить в полезности этой работы, интерес к ней у учащихся не восстанавливается» [9, с. 272] Следовательно, на каждом уроке учитель должен применять нестандартные методы работы, чтобы заинтересовать ученика и развить его творческие способности.

Рассмотрим отдельные методы, направленные на активизацию познавательной деятельности детей с ЗПР и позволяющих построить урок наиболее интересно.

1. Словесные методы: учебная дискуссия, мозговой штурм; наглядные - просмотр фильмов, иллюстрация; практические - описание, экскурсии [33], метод проектов. Кроме того интерес к учебной деятельности возрастает ввиду проведения различных дистанционных олимпиад, повышающих кругозор и эрудицию учащихся.

2. Метод арт-терапии. По мнению психологов, «искусство уникальным образом воздействует на человека, даёт преобразующую силу его внутренним ресурсам, способствует личностному росту и благотворно влияет на психику».Рисование - это мощное средство самовыражения, которое помогает ребёнку самоопределиться и обеспечивает путь для проявления чувств [13, с. 518]. По мнению психологов, рисунки детей отражают их внутренние переживания. Привнося в работу частицу себя, ребенок создает не просто рисунок, а образ своего "Я". Результатами арт-терапевтической работы являются - развитие коммуникативных навыков, «с помощью творчества преодолевается негативное отношение друг к другу, дети становятся дружелюбными и более контактными; внимание становится более устойчивым; значительно улучшается работоспособность детей; и самое главное - «внутренний» мир ребенка становится более понятен педагогам, родителям, близким людям, дети получают уникальную возможность выразить себя и быть при этом услышанными» [4, с. 151].

3. Техника оригами. Ручной труд способствует развитию сенсоромоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий (создание моделей из бумаги). «Такие занятия: повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий; повышают уровень интеллекта в целом; активизируют творческое мышление; повышают и стабилизируют психоэмоциональное состояние; снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжёлым ситуациям; улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев; улучшают память и глазомер» [10, с.153].

4. «Модифицированные» раскраски - антистресс. На раскрасках - антистресс (мандалах, сложных раскрасках с животными) в пустотах мелким шрифтом написаны слова с пропущенными буквами. Под раскраской имеется код, пропущенная буква обозначает цвет, которым нужно раскрасить. Такие раскраски можно давать учащимся на уроке иногда вместо физкультминутки для смены деятельности. Данная техника применяется на индивидуально-групповых (дополнительных) занятиях, требующих углублённого изучения предмета, повторения материала.

5. Создание произвольных ассоциативных иллюстраций к прочитанному тексту, коллажей и другому. Самой любимой техникой у детей с ЗПР на этапе анализа изученного материла является составление коллажа. Учащиеся с охотой и желанием вырезают из цветной бумаги, журналов, создают образ на основе прочитанного произведения.

6. Метод Игра. Игровые ситуации, способствуют повышению интереса к учебной деятельности. В игре ребёнок получает возможность увидеть себя со стороны, оценить свои возможности и поступки по отношению к другим, учится слышать и слушать окружающих. В ходе игровой деятельности у ребёнка вырабатываются задатки организованности, дисциплины. Смыслом игры является создание учителем проблемных ситуаций, которые необходимо, решить обучающимися, которые не имеют достаточно знаний и умений по данной теме. В ходе игры у обучающихся формируется умение высказывать своё мнение, умение работать в команде, анализировать свои действия и действия других участников игры, концентрируется внимание [1, с. 136]. С обучающимися с ЗПР возможно проведение различных игр, в частности дидактических: игры-соревнования (конкурсы, викторины, решение кроссвордов и их составление), познавательные игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, игры-загадки и т.п.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что применение разнообразных методов и приемов позволяет добиться решения не только образовательных задач, но сохранить работоспособность и повысить познавательную активность школьников с ЗПР [21, c. 456]. В современных условиях развития образования в связи с переходом к инклюзивному образованию такие дети сейчас обучаются в составе классов обучающихся по «норме», но по адаптивным программам. Программы строятся для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов. Работа учителя с данной категорией детей направлена на восполнение недостатков развития и пробелов предшествующего обучения, преодоление нежелательных особенностей эмоционально личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности детей, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

Таким образом, познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности младших школьников. Активизация познавательной деятельности младших школьников - составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения). Активные методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников, позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Разнообразные методы, формы и средства стимулируют активность обучающихся. Для активизации познавательной деятельности обучающихся с ЗПР в процессе обучения создаются специальные условия для обучения и воспитания [26, c. 224]. Сложности учительского труда заключаются в обязательном научении данной категории детей, согласно единым требованиям программы, при одних и тех же средствах, методах, приемах обучения. Решение задачи активизации познавательной деятельности детей с ЗПР предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, выстраивание системы изучения учебного материала, учитывающей индивидуальные особенности развития обучающихся. Учебный процесс в таком классе должен выстраиваться через совместную деятельность учителя и ученика в атмосфере делового сотрудничества. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают. Необходим поиск более эффективных и рациональных способов формирования и усвоения знаний, использование дифференцированного подхода к обучению. Главная задача учителя на уроке - должен создать условия для активного включения обучающихся в познавательную деятельность, продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению на уровне возможностей и способностей каждого ученика.

13.06.2023 16:16


© 2023 120

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!