СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности формирования экологических представлений у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности формирования экологических представлений у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Естина Анна Викторовна

«Период младшего школьного детства является

едва ли не самым решающим с точки зрения

экологического воспитания и формирование

нравственно- эстетического отношения к жизни»

Б.Т. Лихачев

Экологическое воспитание - важное направление развития детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картинку мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы. Младших школьный возраст наиболее благоприятный период в развитии экологического воспитания детей данной категории. Главное, нужно уметь развивать у ребенка с ограниченными возможностями здоровья, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формировать основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребёнка с природой, а также его поведения в природе. Именно благодаря этому в младшем школьном возрасте появляется возможность формирования экологических знаний, норм правил взаимодействия с природой. Успешность экологического воспитания в современной школе на начальном этапе во многом определяется в воспитательной работе природного окружения. Целью экологического воспитания является выработка у детей с ограниченными возможностями здоровья бережного отношения к природе, и предполагает формирование соответствующего мировоззрения, получение элементарных экологических знаний.

Проблема формирования экологических представлений у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья разрабатывалась в трудах педагогов и психологов – Т.В.Егорова, С.К.Сиволапов, Ульенкова У.В., Пускаева Т.Д, А.Штраус, Л.Летинен и др. На сегодняшний день данная проблема разработана неполно. Следствием является ее медленное внедрение в практику работы школы. Формировать экологические представления у младших школьников данной категории необходимо, так как основным средством воспитания и образования является знакомство с элементарной целостной картиной мира. Педагоги в начальной школе не всегда знают, какие методы и формы при организации урока окружающий мир и во внеурочное время нужно использовать в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, чтобы сформировать экологические представления. [4] Поэтому большую роль в формировании экологических представлений у детей данной категории играет работа дефектолога. Специалист консультирует учителя класса по всем вопросам организации специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Помогает в подборе наиболее эффективных средств, методов и приемов обучения. Дефектолог проводит занятия, которые имеют коррекционно-развивающую и предметную направленность. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. [6, с.43]

Большую роль в экологическом образовании и воспитании младших школьников с ограниченными возможностями здоровья играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению, формированию экологических представлений. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы частичному решению проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в рамках экологических проектов. Экологический проект можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность обучающихся данной категории, имеющую общую экологическую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению экологической проблемы, значимой для участников проекта.

Таким образом неотъемлемой частью процесса формирования экологических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья является взаимодействие дефектолога и учителя класса. При работе с детьми данной категории необходимо использовать как можно больше практических и наглядных форм работы, должна присутствовать постоянная смена деятельности. Формирование экологических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья способствует более успешной социализации и адаптации в школе и обществе.

Системная работа по экологическому воспитанию и образованию детей с ограниченными возможностями здоровья обязательно принесет свои плоды. В сознании детей закрепятся знания, правила поведения в природе, понимание природных явлений и закономерностей. Повзрослев, такой человек сможет правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты и вряд ли станет вредить природе. [3]

Список литературы:

1. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990 2. Абдулаев З. Экологическое отношение и экологическое сознание.//Философские науки.-1991,№2, с.186-190.

3.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-4.tekhnologii/2016/07/03/statya-formirovanie-ekologicheskih

5.http://pedrazvitie.ru/raboty_nachalnoe_new/index?n=24788

6. Деятельность учителя-дефектолога при включении детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в образовательное пространство: методическое пособие/сост. Е. А. Бывшева, О. А. Куликова-Орел, 2017.-92с.

26.04.2019 14:08


Рекомендуем курсы ПК и ПП