СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности формирования письма у детей  с расстройством аутистического спектра.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для становления первоначальных навыков письма необходимо сформированность графомоторных умений. У обучающихся с интеллектуальными нарушениями это процесс формируется медленно. На первоначальных этапах в формировании навыка письма отмечается большое напряжение всех сил ребенка при выполнении письменного задания: в работу вовлекается ряд мышц, особенно напряжены мышцы руки, плеча, всей верхней части тела. Ребенок очень переживает первые трудности и неудачи, затрата физических и духовных сил часто не приводит к желаемому результату.

На начальном этапе работы с ребенком главная задача установить контакт, необходимо дать возможность каждому работать в присущем ему темпе. И если какое – то задание не получается, предлагаю еще задание, для предотвращения негативизма.

Каждый урок начинаю с работы, опираясь на визуальную схему, чтобы ребенок получил наглядное представление о том, сколько заданий он уже сделал и сколько еще предстоит выполнить.

(слайд)

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Упражнения на дыхание
  3. Моторика мелкая
  4. Речевой материал, чистоговорки
  5. звукобуквенный анализ
  6. составление предложения
  7. физминутка
  8. письмо буквы
  9. письмо слога
  10. письмо слова

На ручной моторике ребенка сказывается сложность произвольного распределения мышечного тонуса. Необыкновенная ловкость непроизвольных движений, когда он самостоятельно быстро и аккуратно перелистывает страницы книги, легко собирает сложные пазлы или узоры из мозаики исчезает, когда ребенок берет ручку и начинает писать. Следовательно, характерная недостаточность мелкой моторики у ребенка, связанная с нарушением регуляции мышечного тонуса, проявляется, как правило, в ситуации произвольной организации внимания. Использую интересы ребенка, чтобы привлечь его внимание. Например, Никиту интересуют поезда: нарисуй круги - это колеса вагонов. Отрабатывая с ребенком волнистые линии, говорю ему о том, что у него получаются «волны, как на море», мимо которого проезжает поезд, осваивая зигзаги - рисуешь заборчик. Предлагаю рисовать дорожки, линии в определенной последовательности для вагонов поезда, сами вагоны. Затем что эти вагоны перевозят, где проезжают. С этой целью в своей работе применяю игровые технологии.

Работа по развитию мелкой моторики это обязательный вид на уроке. Использую разнообразие материалов, задействуем в работу все анализаторы. Упражнения для пальцев рук, выкладывание различных предметов с использованием вкладышей, досок Сегена; развитие хватания кистью и щепотью (тремя пальцами) и формирование соотносящих действий при этом, удерживание предметов, нанизывание бус, колец пирамидок; завинчивание гаек различного диаметра; массаж шариками «су-джоку», и др.

Графомоторные навыки формируются на базе зрительно – моторной координации, являющиеся составляющей функции письма. Ребенок должен осознать, что можно целенаправленно создавать буквы ручкой в тетради. Для этого игры по развитию зрительного восприятия: (слайд)

«Сравни»

«Что изменилось»

«Что перепутал художник»

«Какая это буква?»

Основная помощь педагога в передаче ему моторного стереотипа действия, движения, это работа «рука в руке». Этот вид помощи является наиболее адекватным и из-за характерных для детей сложностей произвольного сосредоточения, которые в начале занятий делают невозможным выполнение ими задания по образцу, по подражанию. В дальнейшем, по мере того, как прогрессирует произвольное внимание ребенка, и движения становятся более уверенными, физическая поддержка его руки исчезает.

Для закрепления моторных стереотипов письма необходимо большое количество прописанных элементов. В зависимости от степени сформированности графических навыков идет подбор заданий. Кроме того, важно формировать у ребенка привычку доделывать до конца каждое задание, не приступать к новому, пока не завершено предыдущее. Иначе в дальнейшем, на более сложных этапах обучения, такой ребенок будет не дописывать буквы, не доводить до конца строчки и не видеть своих ошибок. Чем больше ребенок тренируется, тем лучше справляется с заданиями.

Если ребенок не видит строку таких из семи человек трое, не может работать в прописи, работаю на листе бумаги А4, разлиновывая ее для каждого ребенка. При использовании заданий на ориентировку на листе бумаги применяю упражнения:

(слайд)

«Нарисуй в середине, слева, справа»

«Что находится между, слева, справа, сверху снизу»

«Посчитай клеточки и напиши буквы»

На этапе ознакомления ребенка с буквами я применяю методику Н.А. Зайцева, каждая буква имеет графический образ, и сопровождается движением. Задействую зрительную и мышечную память ученика. На первых этапах использую трафареты букв. Предлагаю для закрепления дома лепить буквы из пластилина даже выкладывать при этом целые слова.

Изучая с ребенком новую букву, сначала показываю строчную, потом заглавную. Если буква не получается, ее можно сначала прописать по точкам. Работу со слогами начинаю с закрытых, далее открытые слоги и уже потом слова. В процессе письма роль взрослого - помогать ребенку: организовать его, подсказать, что нужно делать. Одна новая буква осваивается на двух-трех занятиях. Осваивая письмо, не следует торопиться - нужно закреплять навыки правильного написания букв и правильного их соединения. Очень часто дети копируют зрительный образ буквы, не соблюдая последовательности написания. В таких случаях не рекомендуется переучивать детей с РАС, так как это вызывает негативные реакции ребенка.

Часто запланированные упражнения и задания приходиться варьировать, в следствии плохого настроения, самочувствия. На уроке несколько раз использую физминутки, применяя нейропсихологические упражнения, но не все аутистичные дети их вывполняют, это зависит от степени выраженности заболевания:

Для рук

«Пальчики здороваются»

«Ребро-кулак-ладонь»

«Коза - корова»

«Собачки-котики»

«Ухо - нос»

Крупномотрные упр.

«Снизу вверх, сверху вниз»

«Рука догоняет руку»

«Прямые и перекрестные шаги»

Ребенка нужно хвалить даже за маленькие успехи и делать акцент на сильных сторонах. Стараюсь эмоционально поощрять ребенка, говорить, что с каждым разом у него получается все лучше, показывать чтобы все полюбовались".

На текущий момент, проводя систематическую работу в данном направлении у обучающихся положительная динамика:

спокойно реагирует на педагога

знает рабочее место, последовательные этапы работы на уроке

значительно улучшилась мелкая моторика и графомоторные навыки

обучающиеся пишут в тетрадях.(слайд)

Процесс укрупнения движений, ритмизация их происходит очень медленно, в течение многих лет, и формирование навыка завершается к 10-11 годам.

Таким образом, формирование графического навыка письма – длительный и сложный процесс. Сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе.

12.04.2021 13:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!