СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Для становления первоначальных навыков письма необходимо сформированность графомоторных умений. У обучающихся с интеллектуальными нарушениями это процесс формируется медленно. На первоначальных этапах в формировании навыка письма отмечается большое напряжение всех сил ребенка при выполнении письменного задания: в работу вовлекается ряд мышц, особенно напряжены мышцы руки, плеча, всей верхней части тела. Ребенок очень переживает первые трудности и неудачи, затрата физических и духовных сил часто не приводит к желаемому результату.
На начальном этапе работы с ребенком главная задача установить контакт, необходимо дать возможность каждому работать в присущем ему темпе. И если какое – то задание не получается, предлагаю еще задание, для предотвращения негативизма.
Каждый урок начинаю с работы, опираясь на визуальную схему, чтобы ребенок получил наглядное представление о том, сколько заданий он уже сделал и сколько еще предстоит выполнить.
(слайд)
На ручной моторике ребенка сказывается сложность произвольного распределения мышечного тонуса. Необыкновенная ловкость непроизвольных движений, когда он самостоятельно быстро и аккуратно перелистывает страницы книги, легко собирает сложные пазлы или узоры из мозаики исчезает, когда ребенок берет ручку и начинает писать. Следовательно, характерная недостаточность мелкой моторики у ребенка, связанная с нарушением регуляции мышечного тонуса, проявляется, как правило, в ситуации произвольной организации внимания. Использую интересы ребенка, чтобы привлечь его внимание. Например, Никиту интересуют поезда: нарисуй круги - это колеса вагонов. Отрабатывая с ребенком волнистые линии, говорю ему о том, что у него получаются «волны, как на море», мимо которого проезжает поезд, осваивая зигзаги - рисуешь заборчик. Предлагаю рисовать дорожки, линии в определенной последовательности для вагонов поезда, сами вагоны. Затем что эти вагоны перевозят, где проезжают. С этой целью в своей работе применяю игровые технологии.
Работа по развитию мелкой моторики это обязательный вид на уроке. Использую разнообразие материалов, задействуем в работу все анализаторы. Упражнения для пальцев рук, выкладывание различных предметов с использованием вкладышей, досок Сегена; развитие хватания кистью и щепотью (тремя пальцами) и формирование соотносящих действий при этом, удерживание предметов, нанизывание бус, колец пирамидок; завинчивание гаек различного диаметра; массаж шариками «су-джоку», и др.
Графомоторные навыки формируются на базе зрительно – моторной координации, являющиеся составляющей функции письма. Ребенок должен осознать, что можно целенаправленно создавать буквы ручкой в тетради. Для этого игры по развитию зрительного восприятия: (слайд)
«Сравни»
«Что изменилось»
«Что перепутал художник»
«Какая это буква?»
Основная помощь педагога в передаче ему моторного стереотипа действия, движения, это работа «рука в руке». Этот вид помощи является наиболее адекватным и из-за характерных для детей сложностей произвольного сосредоточения, которые в начале занятий делают невозможным выполнение ими задания по образцу, по подражанию. В дальнейшем, по мере того, как прогрессирует произвольное внимание ребенка, и движения становятся более уверенными, физическая поддержка его руки исчезает.
Для закрепления моторных стереотипов письма необходимо большое количество прописанных элементов. В зависимости от степени сформированности графических навыков идет подбор заданий. Кроме того, важно формировать у ребенка привычку доделывать до конца каждое задание, не приступать к новому, пока не завершено предыдущее. Иначе в дальнейшем, на более сложных этапах обучения, такой ребенок будет не дописывать буквы, не доводить до конца строчки и не видеть своих ошибок. Чем больше ребенок тренируется, тем лучше справляется с заданиями.
Если ребенок не видит строку таких из семи человек трое, не может работать в прописи, работаю на листе бумаги А4, разлиновывая ее для каждого ребенка. При использовании заданий на ориентировку на листе бумаги применяю упражнения:
(слайд)
«Нарисуй в середине, слева, справа»
«Что находится между, слева, справа, сверху снизу»
«Посчитай клеточки и напиши буквы»
На этапе ознакомления ребенка с буквами я применяю методику Н.А. Зайцева, каждая буква имеет графический образ, и сопровождается движением. Задействую зрительную и мышечную память ученика. На первых этапах использую трафареты букв. Предлагаю для закрепления дома лепить буквы из пластилина даже выкладывать при этом целые слова.
Изучая с ребенком новую букву, сначала показываю строчную, потом заглавную. Если буква не получается, ее можно сначала прописать по точкам. Работу со слогами начинаю с закрытых, далее открытые слоги и уже потом слова. В процессе письма роль взрослого - помогать ребенку: организовать его, подсказать, что нужно делать. Одна новая буква осваивается на двух-трех занятиях. Осваивая письмо, не следует торопиться - нужно закреплять навыки правильного написания букв и правильного их соединения. Очень часто дети копируют зрительный образ буквы, не соблюдая последовательности написания. В таких случаях не рекомендуется переучивать детей с РАС, так как это вызывает негативные реакции ребенка.
Часто запланированные упражнения и задания приходиться варьировать, в следствии плохого настроения, самочувствия. На уроке несколько раз использую физминутки, применяя нейропсихологические упражнения, но не все аутистичные дети их вывполняют, это зависит от степени выраженности заболевания:
Для рук
«Пальчики здороваются»
«Ребро-кулак-ладонь»
«Коза - корова»
«Собачки-котики»
«Ухо - нос»
Крупномотрные упр.
«Снизу вверх, сверху вниз»
«Рука догоняет руку»
«Прямые и перекрестные шаги»
Ребенка нужно хвалить даже за маленькие успехи и делать акцент на сильных сторонах. Стараюсь эмоционально поощрять ребенка, говорить, что с каждым разом у него получается все лучше, показывать чтобы все полюбовались".
На текущий момент, проводя систематическую работу в данном направлении у обучающихся положительная динамика:
спокойно реагирует на педагога
знает рабочее место, последовательные этапы работы на уроке
значительно улучшилась мелкая моторика и графомоторные навыки
обучающиеся пишут в тетрадях.(слайд)
Процесс укрупнения движений, ритмизация их происходит очень медленно, в течение многих лет, и формирование навыка завершается к 10-11 годам.
Таким образом, формирование графического навыка письма – длительный и сложный процесс. Сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе.
© 2021, Пожидаева Наталья Николаевна 267