СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности языковой подготовки студентов неязыкового ссуза в рамках практико-ориентированного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социально-экономические преобразования в обществе определяют необходимость реформирования системы образования, в том числе системы среднего профессионального образования. Одной из задач в условиях модернизации российского образования является его интеграция в единое европейское образовательное пространство.

Профессиональное образование направлено на подготовку специалиста, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности и вступлению в межкультурную профессиональную коммуникацию с целью осуществления деловых контактов, заключения экономических соглашений с зарубежными партнерами, поддержания сотрудничества с предприятиями разных стран. В связи с этим в настоящий период возрастает доля востребованных специалистов со знанием иностранного языка, способных осуществлять эффективную профессиональную деятельность в области международного экономического сотрудничества.

Процесс обучения иностранному языку в системе среднего профессионального образования в основном был ориентирован на формирование навыков чтения и перевода текстов профессиональной направленности, расширение словарного запаса по специальности. В последние годы рост актуальности международных связей способствовал возникновению новой мотивации — приобретению в первую очередь практико-ориентированных умений в области профессионального использования иностранного языка. Возникает потребность в необходимости обучения иностранным языкам в среднем специальном учебном заведении с позиций компетентностного подхода. Под компетентностным подходом в образовании понимается метод обучения, который направлен на развитие у студента способностей решать определенного класса профессиональные задачи в соответствии с требованиями к личностным профессиональным качествам: способность искать, анализировать, отбирать и обрабатывать полученные сведения, передавать необходимую информацию; владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе; владение механизмами планирования, анализа, критической рефлексии, сомооценки собственной деятельности в нестандартных ситуациях или условиях неопределенности; владение приемами решения возникших проблем [4].

Основной целью курса «Иностранный язык» является обучение практическому владению разговорно-бытовой речью и деловым языком специальности для активного применения как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности [5]. Для успешной реализации этой цели в учебном процессе важно конкретизировать компетентностные требования к языковой подготовке студентов, разработать технологии формирования языковых компетенций будущих специалистов и создать такую учебно-методическую среду, в которой можно было бы развить необходимые профессиональные качества, интерес к изучению иностранного языка и к своей будущей профессии.

Дисциплина « Иностранный язык » не относится к специальным предметам, однако имеет четкую межпредметную направленность. Изучая иностранный язык, студенты получают не только набор базовых компетенций ( определенный словарный запас, знание основных грамматических структур, закономерностей и особенностей функционирования изучаемого языка, лингвострановедческие знания и т.д. ), но и знакомятся с совокупностью универсальных стереотипов профессионального поведения будущего специалиста, развивая таким образом профессионально-языковые компетенции. Профессионально-языковые компетеции предполагают использование иностранного языка студентами для решения практических задач, например, для поиска необходимой информации с точки зрения профессиональной направленности своей специальности.

Критерием практического владения иностранным языком является умение достаточно свободно пользоваться относительно простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности : говорении, аудировании, чтении и письме. Практическое владение языком предполагает также умение самостоятельно работать со специальной литературой с целью получения профессиональной информации, оформлять деловую переписку, вести беседу, переговоры [5]. В связи с этим можно определить набор профессионально-языковых компетенций, отражающих основные виды речевой деятельности в профессионально-значимых ситуациях. В частности

  1. умение воспринимать на слух информацию и трансформировать ее,
  2. вести беседу на бытовые и профессиональные темы,
  3. вести деловые переговоры,
  4. участвовать в дискуссиях,
  5. читать деловую корреспонденцию,
  6. составлять деловые письма,
  7. оформлять документы,
  8. письменно оформлять и передавать информацию.

Для успешной реализации компетентностного подхода в обучении иностранным языкам требуется основательная подготовка студентов. Учащиеся должны овладеть определенным набором интеллектуальных, творческих и коммуникативных умений, уметь работать в различных организационных формах — парная, групповая работа с четким распределением ролей, владеть определенным объемом лексического и грамматического материала. Однако здесь возникают некоторые проблемы. Программа обучения иностранному языку в среднем специальном учебном заведении опирается на знания, навыки, умения, приобретенные в базовом курсе средней школы, но практика работы показывает, что студенты имеют разный уровень языковой подготовки. Это требует дифференцированного подхода к учащимся, развития их мотивационной сферы и активизации их познавательной деятельности. В связи с этим по дисциплине «Иностранный язык» разрабатывается вводно-коррективный курс с целью создания прочной языковой базы у студентов.

Насколько успешно применяется компетентностный подход в обучении, можно судить по тому, насколько студенты со своим уровнем владения иностранным языком оказываются способными в будущем выдержать конкуренцию на свободном рынке труда и занять достойное место не только в своей стране, но и в международном сообществе.

Стремительный социально-экономический прогресс определяет высокие требования к уровню преподавания иностранного языка в среднем специальном учебном заведении, так как каждое новое поколение студентов должно подниматься на более высокий уровень владения иностранным языком. Изменения социокультурного контекста иностранного языка, новые запросы учащихся в отношении уровня владения им обуславливают необходимость качественного изменения профессиональной подготовки студентов.

Литература

  1. Дражан Р.В. Профессионально-языковые компетенции в системе языковой подготовки по морским специальностям. Доклад на Всероссийской дистанционной научно-практической конференции «Методология модернизации образования»,2007.
  2. Максимова Э.В. Формирование ключевых компетенций студентов ссуз в процессе изучения иностранных языков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- Казань, 2007.
  3. Матвеева Н.В. Организация усвоения профессиональной лексики на уроках английского языка // Среднее профессиональное образование, 2006, №7.
  4. Морозова И.О. Компетентностный подход в обучении деловому английскому языку. Доклад на фестивале педагогических идей «Открытый урок», 2008.
  5. Примерная программа учебной дисциплины «Иностранный язык» (Английский, немецкий, французский, испанский языки) для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень).-М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2002.
  6. Санникова И.Р. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов педагогического колледжа // Среднее профессиональное образование, 2006, № 6.
31.10.2020 17:31


Рекомендуем курсы ПК и ПП