СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Социально-экономические преобразования в обществе определяют необходимость реформирования системы образования, в том числе системы среднего профессионального образования. Одной из задач в условиях модернизации российского образования является его интеграция в единое европейское образовательное пространство.
Профессиональное образование направлено на подготовку специалиста, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности и вступлению в межкультурную профессиональную коммуникацию с целью осуществления деловых контактов, заключения экономических соглашений с зарубежными партнерами, поддержания сотрудничества с предприятиями разных стран. В связи с этим в настоящий период возрастает доля востребованных специалистов со знанием иностранного языка, способных осуществлять эффективную профессиональную деятельность в области международного экономического сотрудничества.
Процесс обучения иностранному языку в системе среднего профессионального образования в основном был ориентирован на формирование навыков чтения и перевода текстов профессиональной направленности, расширение словарного запаса по специальности. В последние годы рост актуальности международных связей способствовал возникновению новой мотивации — приобретению в первую очередь практико-ориентированных умений в области профессионального использования иностранного языка. Возникает потребность в необходимости обучения иностранным языкам в среднем специальном учебном заведении с позиций компетентностного подхода. Под компетентностным подходом в образовании понимается метод обучения, который направлен на развитие у студента способностей решать определенного класса профессиональные задачи в соответствии с требованиями к личностным профессиональным качествам: способность искать, анализировать, отбирать и обрабатывать полученные сведения, передавать необходимую информацию; владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе; владение механизмами планирования, анализа, критической рефлексии, сомооценки собственной деятельности в нестандартных ситуациях или условиях неопределенности; владение приемами решения возникших проблем [4].
Основной целью курса «Иностранный язык» является обучение практическому владению разговорно-бытовой речью и деловым языком специальности для активного применения как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности [5]. Для успешной реализации этой цели в учебном процессе важно конкретизировать компетентностные требования к языковой подготовке студентов, разработать технологии формирования языковых компетенций будущих специалистов и создать такую учебно-методическую среду, в которой можно было бы развить необходимые профессиональные качества, интерес к изучению иностранного языка и к своей будущей профессии.
Дисциплина « Иностранный язык » не относится к специальным предметам, однако имеет четкую межпредметную направленность. Изучая иностранный язык, студенты получают не только набор базовых компетенций ( определенный словарный запас, знание основных грамматических структур, закономерностей и особенностей функционирования изучаемого языка, лингвострановедческие знания и т.д. ), но и знакомятся с совокупностью универсальных стереотипов профессионального поведения будущего специалиста, развивая таким образом профессионально-языковые компетенции. Профессионально-языковые компетеции предполагают использование иностранного языка студентами для решения практических задач, например, для поиска необходимой информации с точки зрения профессиональной направленности своей специальности.
Критерием практического владения иностранным языком является умение достаточно свободно пользоваться относительно простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности : говорении, аудировании, чтении и письме. Практическое владение языком предполагает также умение самостоятельно работать со специальной литературой с целью получения профессиональной информации, оформлять деловую переписку, вести беседу, переговоры [5]. В связи с этим можно определить набор профессионально-языковых компетенций, отражающих основные виды речевой деятельности в профессионально-значимых ситуациях. В частности
Для успешной реализации компетентностного подхода в обучении иностранным языкам требуется основательная подготовка студентов. Учащиеся должны овладеть определенным набором интеллектуальных, творческих и коммуникативных умений, уметь работать в различных организационных формах — парная, групповая работа с четким распределением ролей, владеть определенным объемом лексического и грамматического материала. Однако здесь возникают некоторые проблемы. Программа обучения иностранному языку в среднем специальном учебном заведении опирается на знания, навыки, умения, приобретенные в базовом курсе средней школы, но практика работы показывает, что студенты имеют разный уровень языковой подготовки. Это требует дифференцированного подхода к учащимся, развития их мотивационной сферы и активизации их познавательной деятельности. В связи с этим по дисциплине «Иностранный язык» разрабатывается вводно-коррективный курс с целью создания прочной языковой базы у студентов.
Насколько успешно применяется компетентностный подход в обучении, можно судить по тому, насколько студенты со своим уровнем владения иностранным языком оказываются способными в будущем выдержать конкуренцию на свободном рынке труда и занять достойное место не только в своей стране, но и в международном сообществе.
Стремительный социально-экономический прогресс определяет высокие требования к уровню преподавания иностранного языка в среднем специальном учебном заведении, так как каждое новое поколение студентов должно подниматься на более высокий уровень владения иностранным языком. Изменения социокультурного контекста иностранного языка, новые запросы учащихся в отношении уровня владения им обуславливают необходимость качественного изменения профессиональной подготовки студентов.
Литература
© 2020, Саблукова Светлана Георгиевна 323