СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Теперь, после детального описания двух тупиковых ситуаций, наша задача беспредельно упрощается. Нам остается только найти в запутанном лабиринте всевозможных способов запоминания МЕТОД, КОТОРЫЙ БЫ ОТЛИЧАЛСЯ ОТСУТСТВИЕМ ПРИВЫЧНОЙ ЛОГИКИ.
Многочисленные эксперименты в области запоминания различной информации позволяют сделать следующие выводы:
Количество информации, запоминаемой за один раз, должно быть строго ограничено. Даже небольшое ее увеличение приводит к частичному или полному забыванию.
После процесса усвоения информации обязательно должна быть пауза, в течении которой необходимо максимально разгрузить мозг от умственной работы.
Необходимо как можно длиннее делать единицу информации. Пословное запоминание - это неэкономное использование нашей памяти. Время паузы происходит неосознанное повторение материала. Если период повторения больше 20 - 30 секунд, т.е. информации слишком много, то через некоторое время часть ее стирается. Именно наличие такого процесса, как неосознанное повторение значительно увеличивает время жизни информации в кратковременной памяти (до 24 - 30 час.). Именно этот процесс и мешает осознать чрезвычайно маленькую мощность этого вида памяти, в результате чего мы безжалостно нагружаем ее сверх нормы.
ПОМНИТЕ! НЕОСОЗНАННОЕ ПОВТОРЕНИЕ ВОЗНИКАЕТ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ ЕСЛИ МОЗГ НЕ НАРУЖАЕТСЯ БОЛЬШЕ НИКАКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ.
Этот процесс нарушается даже в том случае, если вы продолжаете повторять только что выученные слова с якобы благородной целью еще сильнее укрепить их в своей памяти. Никакого дальнейшего закрепления не происходит, т.к. вы не способны при всем вашем желании осознанно повторять в течении некоторого времени 10-18 слов за 20 секунд, т.е. за время существования кратковременной памяти. Своим повторением вы прерываете естественный цикл запоминания. Возникает вопрос : каковы границы паузы, в течении которой нежелательно восприятие какой-либо информации с последующей ее переработкой. При этом нежелательно воспринимать даже выученные слова. Были проведены эксперименты, на которых испытуемым предлагали заучивать ряд из 18 бессмысленных слогов (чтобы исключить влияние предыдущего опыта). Затем исследовали, сколько раз испытуемые должны были повторять эти слова через различные промежутки времени с тем, чтобы восстановить в своей кратковременной памяти забытые слоги. Приводим данные в таблице:
Длительность паузы
0.5 1 2 5 10 20 24 48 мин. мин. мин. мин. мин. мин. часа часов
Число повторений, необходимых для повторного заучивания слов
14 8 7 5 4 4 4 8
Как видим, если начать повторять ряд слогов через 30 секунд после первого запоминания, то приходится 14 раз ( ! ) обращаться к его содержанию, прежде чем он вновь запомниться. Но если повторения возобновить лишь спустя 10 мин. в течении которых вы не будете получать какую-либо информацию, то их число составит всего 4 (Следует уточнить, что это от носится к бессмысленному материалу, аналогу иностранных слов. При заучивании имеющих значение слов число повторений меньше, но пропорции примерно сохраняются).
В отрезке времени от 10 мин до 24 часов процессы стабилизируются, и информация в кратковременной памяти перестает зависеть от внешних факторов. Следовательно, в этот период возможно получение новой информации и повторение старой. Через 24 часа число необходимых повторений начинает возрастать и достигает 8 через 48 часов. Сделаем выводы:
1. После запоминания очередной порции слов необходимо сделать паузу не менее 10 мин, в течении которой ваши мысли не будут отвлечены серьезной умственной работой.
2. Спустя 10 мин слова МОЖНО повторять снова, а через 24 часа НЕОБХОДИМО повторить обязательно.
Теперь давайте разберем еще один феномен кратковременной памяти, прекрасно понимаемый и знаемый всеми, но, тем не менее, игнорируемый с большим упорством. Все отлично знают, что чем больше элементы запоминаемого материала похожи друг на друга, тем труднее они усваиваются.
Что нам приходит в голову, мы вспоминаем перевод какого-либо слова, записанного в списке? Естественно, его местоположение на листе бумаги. Не надо этим гордиться, это нисколько не говорит о положительных особенностях нашей памяти. Просто у нее нет возможности "зацепиться" за что-то более существенное. Список слов слишком однороден. Отсюда следует важный вывод: КАЖДОЕ СЛОВО ДОЛЖНО ИМЕТЬ ЯРКУЮ ОТЛИЧИТЕЛЬНУЮ СОВОКУПНОСТЬ МЕТОК.
© 2018, Дворядкина Лариса Николаевна 384