СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности развития наглядно-действенного мышления дошкольников с нарушениями слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полагаясь на сведения, предоставленные ВОЗ, 4, 2 % населения планеты составляют лица, имеющие расстройства слухового анализатора. Специалисты предсказывают увеличение числа людей, имеющих нарушения слуха, более чем на 30 %. Данная сенсорная проблема способна повлечь за собой и задержку в развитии и других психических функций. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) активно уделяют внимание развитию речи глухих детей, развитию слухового восприятия, формированию элементарных математических представлений. Эти разделы программы обучения и воспитания глухих детей являются очень важными для дальнейшей социализации неслышащих дошкольников. Но только ли эти занятия являются залогом успешной подготовки обучающихся к самостоятельной жизни в социуме?

Мышление так же является психическим процессом, который необходимо развивать у каждого ребенка, посещающего группу для глухих детей. Особое внимание в формировании всесторонне развитой личности глухого дошкольника следует уделить наглядно-действенному мышлению. Данный вид мышления является основой более зрелых форм мыслительной деятельности. Исследования отечественных ученых показывают, что развитие мышления у глухих и слабослышащих детей отстает от уровня их слышащих сверстников, и имеет ряд особенностей: более позднее формирование всех стадий мышления, увеличение разрыва в развитии наглядно-образного и особенно словесно-логического мышления по сравнению со слышащими сверстниками, склонность мыслить по шаблону при решении задач различного вида, отставание в развитии мыслительных операций и др. Соответственно, от того как эффективно специалисты учреждения развивают наглядно-действенное мышление, зависят дальнейшие учебные успехи обучающегося и качество его жизни за пределами образовательных организаций.

Вопросам мышления посветило свои исследования множество авторов, среди которых Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская и другие. Непосредственно наглядно-образным мышлением занимались такие ученые, как Г.Е. Елесина, З.И. Калмыкова, В.С. Мухина, Г.И. Минская, Л.Ф. Обухова, Н.Н. Поддьяков и другие.

Приходящие в группу детского сада неслышащие дети имеют специфические представления об окружающих предметах и явлениях, отличающиеся от слышащих ровестников. Дети с сенсорным нарушением затрудняются при различении предметов, основываясь на их функциях.

Именно ввиду необходимости прививать знания об окружающем дошкольникам, существенная роль образовательного процесса отводится разделу программы обучения и воспитания под соответствующим названием.

Раздел «Ознакомление с окружающим» и развитие наглядно-действенного мыщления тесным образом связаны между собой. Знакомясь с новыми предметами, узнавая их свойства и назначения, ребёнок обучается практическому мышлению, и со временем сможет самостоятельно находить выход из ситуации, используя орудия.

В связи с этим, целесообразно предложить адаптированную рабочую программу по развитию наглядно-действенного мышления неслышащих дошкольников в процессе ознакомления с окружающим.

Для достижения положительных результатов в коррекционно-развивающей работе необходимо выстроить чёткий алгоритм взаимодействия между всеми специалистами дошкольного образовательного учреждения. Реализацией данной программы занимается воспитатель на фронтальных занятиях по ознакомлению с окружающим, а так же в режимных моментах. Полученные знания закрепляются учителем-дефектологом в рамках раздела программы «Развитие речи».

24.11.2020 23:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!