СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенность построения персонифицированной системы воспитания в старших классах основной общеобразовательной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы

Происходящие в последние десятилетия изменения в социально-экономическом укладе общества обусловили преобразования в сфере образования и воспитания. В современной педагогике фокусируется внимание на создании условий для раскрытия личностного потенциала ученика, на учёт его индивидуальных качеств, на формирование и поддержание стремлений ребенка к саморазвитию.

Эффективным средством достижения данной цели является создание воспитательных систем, ориентированных на развитие личности. Одним из направлений научного поиска, непосредственно связанным с данным предметом, является «проектирование и создание персонифицированных систем воспитания (далее - ПСВ) детей». Данное направление реализуется межрегиональным исследовательским коллективом под руководством д.п.н. Е.Н. Степанова.

Под воспитанием авторы данной концепции понимают создание благоприятных условий для становления достойного гражданина России, любящего свою малую родину, ответственного и успешного человека, обладающего развитым интеллектуальным, духовно-нравственным, эстетическим, коммуникативным и физическим потенциалами, способного быть субъектом самосовершенствования и преобразования окружающей действительности, творчески реализующего свои возможности в индивидуальной и совместной деятельности [Концепция воспитания юных жителей Псковской области, 2016 ].

Построение персонифицированной системы воспитания как особого вида воспитательных систем является, в принципе, новым этапом развития теории воспитательных систем, основания которой были заложены в 90-е гг. прошлого века коллективом под руководством Л. И. Новиковой. В этом достаточно широком направлении педагогических исследований тема разработки и реализации воспитательных систем в старших классах основной общеобразовательной школы до сих пор не была предметом специального педагогического исследования.

Разработчики теории ПСВ подчеркивают, что "системообразующая деятельность должна быть интересной, престижной, значимой, необходимой для ученика", при этом "потребности, интересы и ценностно-целевые ориентиры ребенка выступают в качестве системообразующего фактора воспитательного взаимодействия" [Концепция воспитания юных жителей Псковской области, 2016 ]. Сам обучающийся является непосредственным субъектом разработки персонифицированной воспитательной системы – в этом ее принципиальное отличие от других видов воспитательных систем. В связи с этим, очень важна степень сформированности субъектных качеств личности ребенка. Соответственно, это направление воспитательной работы школы приобретает ключевое значение.

К числу факторов, препятствующих достижению желаемого результата воспитания, исследователи относят некорректное планирование воспитательного процесса, которое "осуществляется сверху вниз и крайне редко – снизу вверх, когда первичными являются интересы и потребности детей". Отмечают также, что "организация внеурочной деятельности, которая согласно требованиям новых образовательных стандартов должна быть ориентирована на индивидуальность ребенка, его способности, интересы и потребности, не осуществляется в полном соответствии с замыслом разработчиков стандартов" [Концепция воспитания юных жителей Псковской области, 2016 ].

При решении инновационных задач, связанных с организацией и внедрением ПСВ в практику основной школы, неизбежно выявление особенностей, исследование которых позволит получить научно-экспериментальный материал и педагогические алгоритмы, необходимые для создания благоприятных условий в развитии потенциала обучающихся. У основной школы есть свои особенности в формировании цели образовательной деятельности, организации внеурочной работы и дополнительного образования детей, а также – как правило, в более раннем осуществлении деятельности по профессиональной ориентации, т.к. покидая данное образовательное учреждение, выпускник должен более четко определиться с направлением дальнейшего образования. Актуальность изучения особенностей построения персонифицированной системы воспитания в старших классах основной общеобразовательной школы нам видится в том, что уточнение научного знания в рамках исследуемой проблематики будет способствовать более эффективному использованию практики ПСВ.

Научная проблема данного исследования сформулирована следующим образом: каковы особенности содержания, форм и методов построения персонифицированных систем воспитания в старших классах основной общеобразовательной школы.

Цель исследования: изучение особенностей построения персонифицированных систем воспитания в старших классах основной общеобразовательной школы.

Объект исследования: процесс построения персонифицированных систем воспитания в старших классах основной школы.

Предмет исследования: особенности проектирования и реализации персонифицированных систем воспитания в старших классах основной общеобразовательной школы.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

  1. Исследовать современную теорию и практику организации персонифицированных систем воспитания.
  2. Проанализировать факторы, влияющие на эффективность реализации персонифицированных воспитательных систем в старших классах основной общеобразовательной школы.
  3. Определить и апробировать условия проектирования и реализации персонифицированных систем воспитания в старших классах основной общеобразовательной школы.
  4. Выявить особенности построения персонифицированной воспитательной системы в конкретной образовательной ситуации.
  5. Разработать научно-практические рекомендации по проектированию и эффективной реализации персонифицированных систем воспитания в старших классах основной общеобразовательной школы.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования; анализ педагогического опыта; изучение документов; наблюдение; метод фокус-групп; моделирование; опытная апробация.

Новизна и практическая значимость работы:

Результатом работы станет выявление особенностей построения персонифицированной системы воспитания в старших классах основной общеобразовательной школы, с учетом которых будут разработаны практические рекомендации по организации и эффективному функционированию ПСВ в старших классах основной общеобразовательной школы.

Несмотря на разнообразие научных исследований на тему персонифицированной системы воспитания не рассмотрен аспект, связанный с построением ПСВ в старших классах основной школы.

В этой связи изучение особенностей построения ПСВ представляется важным, так как оказывает влияние на выбор, теоретическое осмысление и апробацию наиболее эффективных ее форм.

Категория: Всем учителям
02.03.2018 13:48


Рекомендуем курсы ПК и ПП