СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ОСОБЕННОСТИ ДИСЛАЛИИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЁНКА. ВЛИЯНИЕ ДИСЛАЛИИ НА ОВЛАДЕНИЕ ГРАМОТОЙ.
Дефекты звукопроизношения во вспомогательной школе встречаются гораздо чаще, чем в массовой школе.
Причины: 1) недоразвитие познавательной деятельности,
2) несформированность речеслуховой диффузии.
3) нарушение речевой моторики,
4) аномалии в строении артикуляционного аппарата / аномалии
зубно – челюстной системы: диастемы между передними зубами,
отсутствие резцов или их аномалия, неправильное положение
резцов или соотношение между в. и н. челюстями / дефекты при-
куса/ из – за травм или как дефект развития, в ряде случаев обус-
ловлены строением твёрдого нёба / высокий свод/.
У УО чаще нарушаются артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, звуки л, л”, р, p”, чаще других – свистящие.
Свистящие близки акустически, недоразвитие речеслухового анализа и синтеза,
Нарушение восприятия устной речи у УО, по – видимому, и определяет большое количество нарушений произношения свистящих звуков.
Наряду с искажением у УО, большое количество замен, трудность использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляторных установок.
В 1 классе – наиболее распространенно полное неумение произносить звук и правильно его использовать в самостоятельной речи.
2 класс – неправильное использование звуков в самостоятельной речи и их смешение увеличивается.
У младших школьников – глубокая степень проявления расстройств звукопроизношения. Наиболее многочисленными являются нарушения произношения 2 –х и 3 –х групп звуков / свистящих, шипящих, р или л /.
Нарушения 4 –х, 5 –ти групп встречаются редко. К 3 – 4 классу – наиболее распространенными становятся недостатки произношения 1 или 2 –х групп звуков.
Замены звуков из – за:
Следующая особенность. Нарушения часто бывают вариативными, т. е.
проявляются по – разному. Один и тот же звук УО в одних случаях произносит правильно, в других – пропускает, искажает. Это зависит от характера звуко – слоговой структуры слова, а также от места звука в слове.
В простом слове и в начале его ребёнок может правильно произнести звук, а в середине сложного со стечением согласных – пропускает или искажает / сон, но костюм /.
Нарушения звукопроизношения, особенно замены звуков у УО чаще, чем у детей с нормальным интеллектом, отражаются и на письме. Это прежде всего относится к заменам звука. Нарушения звукопроизношения у УО характеризуется стойкостью симптоматики. Искажения звуко – слоговой структуры слова у УО:
- 2-
- в нарушениях количества слогов,
- последовательности слогов,
- структуры отдельного слова – искажение.
Более характерным искажением структуры отдельного слога – со стечением согласных. Количество и последовательность слогов в слове оказываются более сохранным, чем структура слога со стечением согласных, кроме слов с большим количеством согласных.
Самыми распространёнными являются пропуски согласных при их стечении как в начале и конце, так и в середине слова.
Умственно отсталые часто заменяют один из согласных стечения фонетически сходным звуком. При воспроизведении стечений согласных заменяются, обычно, первый звук, особенно, если это артикуляторно сложный звук /цветы – светы, артист – алтист, костюм – кохтюм /.
Замены чаще всего осуществляются по признаку артикуляторно – акустического сходства р” - л”, т” - с”, ш – х, т – с, к – п, в – л, к – т. И лишь небольшое количество замен можно объяснить артикуляторным сходством звуков. Это говорит о том, что неточно различают в слове звуки на слух.
Также УО переставляют соседние слоги: кипарис, пикарис – причём переставляются согласные, а гласные – нет.
Пропуски слогов: санитар – сатар, и в основном в середине слова, или в начале слова.
Искажения слоговой структуры проявляются только начиная с 3 – 5 сложных слов, чаще со стечением согласных. Многосложные слова, хорошо знакомые детям и часто употребляющиеся – искажаются реже, чем слова малоупотребляемые.
© 2017, Павлова Елена Владимировна 160