СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи не может протекать так, как в массовой школе. Для того чтобы овладеть первоначальными навыками чтения и письма, они нуждаются в определенном уровне речевой подготовки, которая обеспечивается особой системой занятий по развитию грамматического строя речи, накоплению и уточнению словарного запаса и формированию звукопроизношения.

В свою очередь, обучение грамоте детей с недоразвитием речи нужно рассматривать не только как средство приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также как один из способов формирования речи.

В процессе усвоения грамоты в первую очередь изучается звукобуквенный состав слова. Наблюдения над звуковым составом слова способствуют формированию осознанного чтения и письма.

Для образования навыка звукобуквенного анализа и синтеза необходимо научить ребенка четко различать и выделять звуки речи, что возможно в том случае, если будет сформировано фонематическое представление об изучаемом звуке с опорой на акустико-кинестетическое взаимодействие.

Особо большое значение приобретает работа с разрезной азбукой, составление слов и предложений с предварительным и последующим анализом. Упражнения должны проводиться систематически!

Необходимо, чтобы весь словарный материал, который используется в процессе обучения грамоте, был знаком детям, чтобы они понимали значения слов, умели соотносить их с определенными предметами и явлениями окружающего мира. По мере обучения грамоте у детей развивается лексико-грамматический строй речи.

Обучение грамоте имеет два периода: подготовительный (или добукварный) и букварный.

Подготовительному периоду обучения грамоте должно быть уделено значительное внимание. Чем ниже речевой уровень детей, тем больше времени отводится подготовительному периоду. В этот период дети учатся пользоваться речью, обогащается и уточняется их словарь, они приобретают умение строить простые предложения, формируют элементарные грамматические обобщения. Одновременно ведется работа по формированию фонематического восприятия, коррекции звукопроизношения.

Но этого недостаточно для формирования навыков правильного письма и чтения. Необходимо уделить внимание развитию оптико-пространственных представлений, формированию графо-моторных навыков.

Для начального обучения графическим навыкам важно решить вопрос, чем писать. Большинство детей может начинать письмо толстыми карандашами. Детям с гиперкинезами требуются утяжеленные карандаши и ручки.

При выработке графических навыков необходимо сразу обращать внимание на то, как ребенок удерживает орудие письма. При этом следует стремиться к тому, чтобы в общей моторике не было чрезмерного напряжения, а пишущая рука легко опиралась предплечьем на стол.

Для тренировки движений рук можно использовать следующие упражнения:

1.Разглаживание листа бумаги на столе правой рукой с придерживанием его левой рукой, и наоборот.

2.Поочередное постукивание по столу расслабленной кистью одной и другой руки.

3.Поворот ладони на ребро, сгибание в кулак, выпрямление, прижимание ладони к столу. То же другой рукой.

4.Предплечье рук подняты вверх, локти опираются на стол – поочередное встряхивание кистями рук – «звонок».

5.Предплечья лежат на столе – поочередное сгибание и разгибание ладоней в кулаки. Согнутому положению одной ладони соответствует разогнутое положение другой ладони.

6.Соединение концевых фаланг пальцев правой и левой руки – «домик».

7.Соединение лучезапястных суставов правой и левой руки с отведением кистей и пальцев – «корзиночка». Легкое многократное соединение большого пальца руки с остальными –«покормим птиц».

8.Отведение и приведение пальцев с усилием – «кошка выпускает когти».

9.Поочередное касание пальцами поверхности стола – «игра на пианино».Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи не может протекать так, как в массовой школе. Для того чтобы овладеть первоначальными навыками чтения и письма, они нуждаются в определенном уровне речевой подготовки, которая обеспечивается особой системой занятий по развитию грамматического строя речи, накоплению и уточнению словарного запаса и формированию звукопроизношения.

В свою очередь, обучение грамоте детей с недоразвитием речи нужно рассматривать не только как средство приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также как один из способов формирования речи.

В процессе усвоения грамоты в первую очередь изучается звукобуквенный состав слова. Наблюдения над звуковым составом слова способствуют формированию осознанного чтения и письма.

Для образования навыка звукобуквенного анализа и синтеза необходимо научить ребенка четко различать и выделять звуки речи, что возможно в том случае, если будет сформировано фонематическое представление об изучаемом звуке с опорой на акустико-кинестетическое взаимодействие.

Особо большое значение приобретает работа с разрезной азбукой, составление слов и предложений с предварительным и последующим анализом. Упражнения должны проводиться систематически!

Необходимо, чтобы весь словарный материал, который используется в процессе обучения грамоте, был знаком детям, чтобы они понимали значения слов, умели соотносить их с определенными предметами и явлениями окружающего мира. По мере обучения грамоте у детей развивается лексико-грамматический строй речи.

Обучение грамоте имеет два периода: подготовительный (или добукварный) и букварный.

Подготовительному периоду обучения грамоте должно быть уделено значительное внимание. Чем ниже речевой уровень детей, тем больше времени отводится подготовительному периоду. В этот период дети учатся пользоваться речью, обогащается и уточняется их словарь, они приобретают умение строить простые предложения, формируют элементарные грамматические обобщения. Одновременно ведется работа по формированию фонематического восприятия, коррекции звукопроизношения.

Но этого недостаточно для формирования навыков правильного письма и чтения. Необходимо уделить внимание развитию оптико-пространственных представлений, формированию графо-моторных навыков.

Для начального обучения графическим навыкам важно решить вопрос, чем писать. Большинство детей может начинать письмо толстыми карандашами. Детям с гиперкинезами требуются утяжеленные карандаши и ручки.

При выработке графических навыков необходимо сразу обращать внимание на то, как ребенок удерживает орудие письма. При этом следует стремиться к тому, чтобы в общей моторике не было чрезмерного напряжения, а пишущая рука легко опиралась предплечьем на стол.

Для тренировки движений рук можно использовать следующие упражнения:

1.Разглаживание листа бумаги на столе правой рукой с придерживанием его левой рукой, и наоборот.

2.Поочередное постукивание по столу расслабленной кистью одной и другой руки.

3.Поворот ладони на ребро, сгибание в кулак, выпрямление, прижимание ладони к столу. То же другой рукой.

4.Предплечье рук подняты вверх, локти опираются на стол – поочередное встряхивание кистями рук – «звонок».

5.Предплечья лежат на столе – поочередное сгибание и разгибание ладоней в кулаки. Согнутому положению одной ладони соответствует разогнутое положение другой ладони.

6.Соединение концевых фаланг пальцев правой и левой руки – «домик».

7.Соединение лучезапястных суставов правой и левой руки с отведением кистей и пальцев – «корзиночка». Легкое многократное соединение большого пальца руки с остальными –«покормим птиц».

8.Отведение и приведение пальцев с усилием – «кошка выпускает когти».

9.Поочередное касание пальцами поверхности стола – «игра на пианино».Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи не может протекать так, как в массовой школе. Для того чтобы овладеть первоначальными навыками чтения и письма, они нуждаются в определенном уровне речевой подготовки, которая обеспечивается особой системой занятий по развитию грамматического строя речи, накоплению и уточнению словарного запаса и формированию звукопроизношения.

В свою очередь, обучение грамоте детей с недоразвитием речи нужно рассматривать не только как средство приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также как один из способов формирования речи.

В процессе усвоения грамоты в первую очередь изучается звукобуквенный состав слова. Наблюдения над звуковым составом слова способствуют формированию осознанного чтения и письма.

Для образования навыка звукобуквенного анализа и синтеза необходимо научить ребенка четко различать и выделять звуки речи, что возможно в том случае, если будет сформировано фонематическое представление об изучаемом звуке с опорой на акустико-кинестетическое взаимодействие.

Особо большое значение приобретает работа с разрезной азбукой, составление слов и предложений с предварительным и последующим анализом. Упражнения должны проводиться систематически!

Необходимо, чтобы весь словарный материал, который используется в процессе обучения грамоте, был знаком детям, чтобы они понимали значения слов, умели соотносить их с определенными предметами и явлениями окружающего мира. По мере обучения грамоте у детей развивается лексико-грамматический строй речи.

Обучение грамоте имеет два периода: подготовительный (или добукварный) и букварный.

Подготовительному периоду обучения грамоте должно быть уделено значительное внимание. Чем ниже речевой уровень детей, тем больше времени отводится подготовительному периоду. В этот период дети учатся пользоваться речью, обогащается и уточняется их словарь, они приобретают умение строить простые предложения, формируют элементарные грамматические обобщения. Одновременно ведется работа по формированию фонематического восприятия, коррекции звукопроизношения.

Но этого недостаточно для формирования навыков правильного письма и чтения. Необходимо уделить внимание развитию оптико-пространственных представлений, формированию графо-моторных навыков.

Для начального обучения графическим навыкам важно решить вопрос, чем писать. Большинство детей может начинать письмо толстыми карандашами. Детям с гиперкинезами требуются утяжеленные карандаши и ручки.

При выработке графических навыков необходимо сразу обращать внимание на то, как ребенок удерживает орудие письма. При этом следует стремиться к тому, чтобы в общей моторике не было чрезмерного напряжения, а пишущая рука легко опиралась предплечьем на стол.

Для тренировки движений рук можно использовать следующие упражнения:

1.Разглаживание листа бумаги на столе правой рукой с придерживанием его левой рукой, и наоборот.

2.Поочередное постукивание по столу расслабленной кистью одной и другой руки.

3.Поворот ладони на ребро, сгибание в кулак, выпрямление, прижимание ладони к столу. То же другой рукой.

4.Предплечье рук подняты вверх, локти опираются на стол – поочередное встряхивание кистями рук – «звонок».

5.Предплечья лежат на столе – поочередное сгибание и разгибание ладоней в кулаки. Согнутому положению одной ладони соответствует разогнутое положение другой ладони.

6.Соединение концевых фаланг пальцев правой и левой руки – «домик».

7.Соединение лучезапястных суставов правой и левой руки с отведением кистей и пальцев – «корзиночка». Легкое многократное соединение большого пальца руки с остальными –«покормим птиц».

8.Отведение и приведение пальцев с усилием – «кошка выпускает когти».

9.Поочередное касание пальцами поверхности стола – «игра на пианино».Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи не может протекать так, как в массовой школе. Для того чтобы овладеть первоначальными навыками чтения и письма, они нуждаются в определенном уровне речевой подготовки, которая обеспечивается особой системой занятий по развитию грамматического строя речи, накоплению и уточнению словарного запаса и формированию звукопроизношения.

В свою очередь, обучение грамоте детей с недоразвитием речи нужно рассматривать не только как средство приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также как один из способов формирования речи.

В процессе усвоения грамоты в первую очередь изучается звукобуквенный состав слова. Наблюдения над звуковым составом слова способствуют формированию осознанного чтения и письма.

Для образования навыка звукобуквенного анализа и синтеза необходимо научить ребенка четко различать и выделять звуки речи, что возможно в том случае, если будет сформировано фонематическое представление об изучаемом звуке с опорой на акустико-кинестетическое взаимодействие.

Особо большое значение приобретает работа с разрезной азбукой, составление слов и предложений с предварительным и последующим анализом. Упражнения должны проводиться систематически!

Необходимо, чтобы весь словарный материал, который используется в процессе обучения грамоте, был знаком детям, чтобы они понимали значения слов, умели соотносить их с определенными предметами и явлениями окружающего мира. По мере обучения грамоте у детей развивается лексико-грамматический строй речи.

Обучение грамоте имеет два периода: подготовительный (или добукварный) и букварный.

Подготовительному периоду обучения грамоте должно быть уделено значительное внимание. Чем ниже речевой уровень детей, тем больше времени отводится подготовительному периоду. В этот период дети учатся пользоваться речью, обогащается и уточняется их словарь, они приобретают умение строить простые предложения, формируют элементарные грамматические обобщения. Одновременно ведется работа по формированию фонематического восприятия, коррекции звукопроизношения.

Но этого недостаточно для формирования навыков правильного письма и чтения. Необходимо уделить внимание развитию оптико-пространственных представлений, формированию графо-моторных навыков.

Для начального обучения графическим навыкам важно решить вопрос, чем писать. Большинство детей может начинать письмо толстыми карандашами. Детям с гиперкинезами требуются утяжеленные карандаши и ручки.

При выработке графических навыков необходимо сразу обращать внимание на то, как ребенок удерживает орудие письма. При этом следует стремиться к тому, чтобы в общей моторике не было чрезмерного напряжения, а пишущая рука легко опиралась предплечьем на стол.

Для тренировки движений рук можно использовать следующие упражнения:

1.Разглаживание листа бумаги на столе правой рукой с придерживанием его левой рукой, и наоборот.

2.Поочередное постукивание по столу расслабленной кистью одной и другой руки.

3.Поворот ладони на ребро, сгибание в кулак, выпрямление, прижимание ладони к столу. То же другой рукой.

4.Предплечье рук подняты вверх, локти опираются на стол – поочередное встряхивание кистями рук – «звонок».

5.Предплечья лежат на столе – поочередное сгибание и разгибание ладоней в кулаки. Согнутому положению одной ладони соответствует разогнутое положение другой ладони.

6.Соединение концевых фаланг пальцев правой и левой руки – «домик».

7.Соединение лучезапястных суставов правой и левой руки с отведением кистей и пальцев – «корзиночка». Легкое многократное соединение большого пальца руки с остальными –«покормим птиц».

8.Отведение и приведение пальцев с усилием – «кошка выпускает когти».

9.Поочередное касание пальцами поверхности стола – «игра на пианино».Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи не может протекать так, как в массовой школе. Для того чтобы овладеть первоначальными навыками чтения и письма, они нуждаются в определенном уровне речевой подготовки, которая обеспечивается особой системой занятий по развитию грамматического строя речи, накоплению и уточнению словарного запаса и формированию звукопроизношения.

В свою очередь, обучение грамоте детей с недоразвитием речи нужно рассматривать не только как средство приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также как один из способов формирования речи.

В процессе усвоения грамоты в первую очередь изучается звукобуквенный состав слова. Наблюдения над звуковым составом слова способствуют формированию осознанного чтения и письма.

Для образования навыка звукобуквенного анализа и синтеза необходимо научить ребенка четко различать и выделять звуки речи, что возможно в том случае, если будет сформировано фонематическое представление об изучаемом звуке с опорой на акустико-кинестетическое взаимодействие.

Особо большое значение приобретает работа с разрезной азбукой, составление слов и предложений с предварительным и последующим анализом. Упражнения должны проводиться систематически!

Необходимо, чтобы весь словарный материал, который используется в процессе обучения грамоте, был знаком детям, чтобы они понимали значения слов, умели соотносить их с определенными предметами и явлениями окружающего мира. По мере обучения грамоте у детей развивается лексико-грамматический строй речи.

Обучение грамоте имеет два периода: подготовительный (или добукварный) и букварный.

Подготовительному периоду обучения грамоте должно быть уделено значительное внимание. Чем ниже речевой уровень детей, тем больше времени отводится подготовительному периоду. В этот период дети учатся пользоваться речью, обогащается и уточняется их словарь, они приобретают умение строить простые предложения, формируют элементарные грамматические обобщения. Одновременно ведется работа по формированию фонематического восприятия, коррекции звукопроизношения.

Но этого недостаточно для формирования навыков правильного письма и чтения. Необходимо уделить внимание развитию оптико-пространственных представлений, формированию графо-моторных навыков.

Для начального обучения графическим навыкам важно решить вопрос, чем писать. Большинство детей может начинать письмо толстыми карандашами. Детям с гиперкинезами требуются утяжеленные карандаши и ручки.

При выработке графических навыков необходимо сразу обращать внимание на то, как ребенок удерживает орудие письма. При этом следует стремиться к тому, чтобы в общей моторике не было чрезмерного напряжения, а пишущая рука легко опиралась предплечьем на стол.

Для тренировки движений рук можно использовать следующие упражнения:

1.Разглаживание листа бумаги на столе правой рукой с придерживанием его левой рукой, и наоборот.

2.Поочередное постукивание по столу расслабленной кистью одной и другой руки.

3.Поворот ладони на ребро, сгибание в кулак, выпрямление, прижимание ладони к столу. То же другой рукой.

4.Предплечье рук подняты вверх, локти опираются на стол – поочередное встряхивание кистями рук – «звонок».

5.Предплечья лежат на столе – поочередное сгибание и разгибание ладоней в кулаки. Согнутому положению одной ладони соответствует разогнутое положение другой ладони.

6.Соединение концевых фаланг пальцев правой и левой руки – «домик».

7.Соединение лучезапястных суставов правой и левой руки с отведением кистей и пальцев – «корзиночка». Легкое многократное соединение большого пальца руки с остальными –«покормим птиц».

8.Отведение и приведение пальцев с усилием – «кошка выпускает когти».

9.Поочередное касание пальцами поверхности стола – «игра на пианино».

Категория: Логопедия
18.05.2015 14:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!