СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности организации работы с учебной информацией на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧЕБНОЙ

ИНФОРМАЦИЕЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Формирование у школьников навыков самостоятельной работы с разными учебными источниками – одно из приоритетных направлений в педагогической деятельности учителя, так как этот навык влияет на уровень качества знаний учащихся. Работая в течение нескольких лет над этой темой, я накопила огромный опыт по организации самостоятельной работы на уроках, выстроила систему работы, направленную на формирование у школьников умения работать с учебником и дополнительной литературой как основным источником знаний. Анализируя свой опыт, я пришла к выводу, что для того, чтобы у школьников сформировалось умение работать с учебником, необходимо научить их работать с материалом параграфа, который состоит из текста, заданий, вопросов к тексту, иллюстративного материала.

Работа с учебником проходит следующим образом. До чтения текста используется заголовок и вопросы после текста – так происходит этап постановки и принятия цели работы с этим текстом. В ходе чтения происходит процесс понимания текста, делаются заметки, выписки, записи в тетради главной мысли каждого абзаца. После чтения организуется работа с рубриками и иллюстративным материалам на выявление соотношения их с текстом. Особое внимание на уроке уделяется краткому и выборочному пересказу, систематизации знаний в форме таблицы и построению схем.

В своей педагогической практике использую 3 типа работ с учебной книгой и дополнительной литературой на уроке биологии: репродуктивно-иллюстрационный, частично-поисковый (эвристический), исследовательский.

Репродуктивно-иллюстрационный тип работы организую, когда идёт усвоение основных понятий биологии, осмысление материала, закрепление изученного, идёт работа с иллюстрациями учебника. Для организации самостоятельной работы репродуктивно-иллюстративного типа на уроке предлагаю выполнить следующие виды заданий для учащихся: ответить на вопросы по тексту, составить таблицу для понимания и запоминания текста, пересказать текст, составить рассказ по рисунку учебника и т.д. На начальном этапе изучения каждой темы, для усвоения основных понятий биологии и сущности вопроса, учащиеся под моим руководством выполняют работы репродуктивного характера, которые обеспечивают основу для последующего выполнения заданий частично-поискового и исследовательского характера. Репродуктивные задания помогают учащимся уложить знания в долговременную память, лучше осмыслить и закрепить изученный материал. Большое значение для усвоения учащимися содержания курса биологии имеют задания по составлению схем на основе работы с текстом. Такая работа помогает приводить в систему знания, обучает учащихся умению выделять главное и существенное в содержании учебного материала.

Частично-поисковый (эвристический) тип самостоятельной работы на уроках биологии организую тогда, когда учу школьников устанавливать взаимосвязи между объектами. Для этого на уроке предлагаю выполнить следующие виды заданий: постройте схему взаимосвязи между объектами, сделайте вывод по параграфу учебника, составьте таблицу по нескольким параграфам и установите связи между объектами, выделите узловые вопросы темы (факты, доказывающие данное явление), выясните закономерности по схеме, таблице, найдите отличительные признаки рассматриваемых объектов и другие. При выполнении подобных заданий учащиеся, помимо усвоения нового, учатся составлять таблицы, схемы взаимосвязей, используя текст учебника. В дальнейшем такие задания служат основой для выработки умения составлять таблицы с целью обобщения фактов, установления связи между ними, выявления закономерностей, систематизации полученных результатов, самостоятельных исследований.

Исследовательский тип самостоятельной работы на уроках биологии организую тогда, когда учу школьников делать обобщения на основе сравнения нескольких объектов, устанавливать изменения в процессах и явлениях природы. Для этого на уроке предлагаю выполнить следующие виды заданий: сравни несколько биологических объектов, проведи наблюдение и эксперимент, выполни практическую работу на пришкольном участке или в теплице, проведи лабораторную работу, подготовь сообщение (выступление) на заданную тему, напиши реферат.

В результате организации самостоятельной работы на уроках биологии у детей формируется умение учиться: работать с различной учебной информацией, умение обмениваться информацией, вступать в диалог и дискуссию, формируются учебно-исследовательские умения (выполнять наблюдения и простые эксперименты)

29.12.2017 00:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!