СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Являясь одной из основных педагогических технологий XXI века, метод проектов занял особое место в программе обра­зовательной области «Технология». Эта технология, «включая в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблем­ных методов, творческих по самой своей сути», позволяет эф­фективно организовать учебно-воспитательный процесс в учеб­ных заведениях.

Проектная деятельность основывается на деятельностном, развивающем, личностно ориентированном подходах в обучении. Я. С. Быховским, Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, Е. Н. Ястребцовой выделены основные составляющие и наибо­лее существенные характерные особенности учебного проекта:

  • наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы;
  • целенаправленная, самостоятельная деятельность учащихся;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов и другие.

Однако, основываясь на исследованиях А. А. Карачева, В. В. Колотилова, О. А. Кожиной, Н. В. Матяш, М. Б. Павловой, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцева, можно сказать, что учебные проекты в рамках образовательной области «Технология» и ме­тодика их применения имеют свои отличительные особенности. Учебный проект по технологии предусматривает «определение потребностей людей, разработку идеи изготовления изделия или услуги по удовлетворению этой потребности, проектирование и создание изделия или оказание услуги, оценку их качества, определение реального спроса на рынке товаров».

В процессе изучения технологии большинство учащихся выполняют прикладные (практико-ориентированные) проекты. В рамках данных проектов школьники могут выбрать различные направления для проведения исследований. В ходе этих иссле­дований учащиеся получают:

  • сведения об изделии из других областей знаний;
  • сведения о наличии материалов и инструментов, их свой­ствах и доступности; сведения о способах производства (где и как может быть изготовлено изделие);
  • сведения о потребностях конкретного человека; сведения о материальных затратах и др.

Результаты исследований оформляются различными спосо­бами, комментируются, анализируются и обязательно включают выводы. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный результат, поэтому такой проект требует тща­тельно продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников.

При выполнении проектов по технологии учителю необхо­димо учитывать общие существенные характерные особенности учебного проекта и особенности данного предмета. Следует бо­лее обоснованно разрабатывать критерии оценки учебного про­екта и методику обучения проектно-исследовательской деятель­ности.

ПРОЕКТ КАК ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Учебный проект - это итоговая самостоятельная работа уча­щихся интеллектуально-практического характера из различных областей деятельности, выполненная под руководством педаго­га. Учебные проекты выполняются учащимися с 1 по 11 классы.

Главной целью выполнения учащимися творческого проекта, которую преследует для себя учитель, является контроль знаний и умений учащихся, а также содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудо­вых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.

Тема творческого проекта может быть выбрана учащимся по любому разделу технологии, но целесообразно выбирать проект, связанный с конструированием различного рода учебно-наглядных пособий, инструментов и приспособлений, которые могут быть использованы на занятиях в учебных мастерских, предметов домашнего обихода, игрушек, инструментов и при­способлений для работы на садовом участке и т. д. Таким обра­зом, проект должен иметь практическую значимость. Проекты учащихся 10 и 11 классов должны соответствовать профилю обучения.

Проекты могут быть индивидуальные, групповые и коллек­тивные. При выполнении групповых и коллективных проектов учитель распределяет обязанности между учащимися и опреде­ляет ответственность каждого за выполнение проекта в целом. Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе оценок вклада каждого из исполнителей. Учащиеся выполняют не менее одного проекта в год.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ

Выполнение проектов осуществляется в четыре этапа.

  1. Подготовительный этап:
    • выбор учащимися темы проекта, его обоснование и форми­рование мотивов выполнения;
    • определение совместно с учителем необходимого объема знаний, умений и навыков для осуществления проекта;
    • составление учащимся с помощью учителя плана работы по реализации проектов;
    • определение необходимых материальных и финансовых за­трат для изготовления проекта.
  2. Конструкторский этап:
    • рассмотрение нескольких возможных вариантов выполне­ния проекта, выбор из них оптимального;
    • сбор и обработка требуемой информации по литературным источникам;
    • разработка конструкции, изучение технологии изготовле­ния задуманного объекта труда;
    • разработка соответствующей технико-технологической до­кументации, подготовка необходимых материалов, оборудова­ния, инструментов;
    • распределение обязанностей (для группового и коллектив­ного проектов).
  3. Технологический этап:
    • выполнение учащимся проекта с учетом требований техно­логии и дизайна, текущий контроль и корректировка его дея­тельности учителем;
    • соблюдение правил техники безопасности.
  4. Заключительный этап:
    • самооценка качества выполненной работы.

Выполненные проекты оцениваются по четырехбалльной сис­теме: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Проекты, получившие хорошие и отличные оценки, рекомендуются для внедрения, демонстрируются на выставке детского творчества, продаются на школьных ярмарках.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА

  1. Оригинальность темы и идеи проекта.
  2. Конструктивные параметры: соответствие конструкции назначению изделия; прочность, надежность, оригинальность, удобство пользования.
  3. Технологические критерии: соответствие документации, оригинальность применения и сочетания материалов, соблюде­ние правил техники безопасности.
  4. Эстетические критерии: композиционная завершенность, дизайн изделия, использование традиций народной культуры.
  5. Экономические критерии: потребность в изделии, эконо­мическое обоснование, возможность массового производства.

Готовые изделия должны быть снабжены этикеткой с назва­нием проекта и указанием его исполнителей; пояснительной за­пиской и конструкторско-технологической документацией.

17.12.2015 01:03


Рекомендуем курсы ПК и ПП