СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Являясь одной из основных педагогических технологий XXI века, метод проектов занял особое место в программе образовательной области «Технология». Эта технология, «включая в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути», позволяет эффективно организовать учебно-воспитательный процесс в учебных заведениях.
Проектная деятельность основывается на деятельностном, развивающем, личностно ориентированном подходах в обучении. Я. С. Быховским, Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, Е. Н. Ястребцовой выделены основные составляющие и наиболее существенные характерные особенности учебного проекта:
Однако, основываясь на исследованиях А. А. Карачева, В. В. Колотилова, О. А. Кожиной, Н. В. Матяш, М. Б. Павловой, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцева, можно сказать, что учебные проекты в рамках образовательной области «Технология» и методика их применения имеют свои отличительные особенности. Учебный проект по технологии предусматривает «определение потребностей людей, разработку идеи изготовления изделия или услуги по удовлетворению этой потребности, проектирование и создание изделия или оказание услуги, оценку их качества, определение реального спроса на рынке товаров».
В процессе изучения технологии большинство учащихся выполняют прикладные (практико-ориентированные) проекты. В рамках данных проектов школьники могут выбрать различные направления для проведения исследований. В ходе этих исследований учащиеся получают:
Результаты исследований оформляются различными способами, комментируются, анализируются и обязательно включают выводы. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный результат, поэтому такой проект требует тщательно продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников.
При выполнении проектов по технологии учителю необходимо учитывать общие существенные характерные особенности учебного проекта и особенности данного предмета. Следует более обоснованно разрабатывать критерии оценки учебного проекта и методику обучения проектно-исследовательской деятельности.
ПРОЕКТ КАК ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Учебный проект - это итоговая самостоятельная работа учащихся интеллектуально-практического характера из различных областей деятельности, выполненная под руководством педагога. Учебные проекты выполняются учащимися с 1 по 11 классы.
Главной целью выполнения учащимися творческого проекта, которую преследует для себя учитель, является контроль знаний и умений учащихся, а также содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.
Тема творческого проекта может быть выбрана учащимся по любому разделу технологии, но целесообразно выбирать проект, связанный с конструированием различного рода учебно-наглядных пособий, инструментов и приспособлений, которые могут быть использованы на занятиях в учебных мастерских, предметов домашнего обихода, игрушек, инструментов и приспособлений для работы на садовом участке и т. д. Таким образом, проект должен иметь практическую значимость. Проекты учащихся 10 и 11 классов должны соответствовать профилю обучения.
Проекты могут быть индивидуальные, групповые и коллективные. При выполнении групповых и коллективных проектов учитель распределяет обязанности между учащимися и определяет ответственность каждого за выполнение проекта в целом. Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе оценок вклада каждого из исполнителей. Учащиеся выполняют не менее одного проекта в год.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ
Выполнение проектов осуществляется в четыре этапа.
Выполненные проекты оцениваются по четырехбалльной системе: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Проекты, получившие хорошие и отличные оценки, рекомендуются для внедрения, демонстрируются на выставке детского творчества, продаются на школьных ярмарках.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА
Готовые изделия должны быть снабжены этикеткой с названием проекта и указанием его исполнителей; пояснительной запиской и конструкторско-технологической документацией.
© 2015, Шамратова Эльвира Эмирусеиновна 934