СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
УДК 37.013.74:368.08
Коваленко Эмма Вадимовна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 5»
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ХОДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Актуальность исследования. В зависимости от целей, которые возникают в процессе управленческой деятельности, имеющихся ресурсов, форма педагогических исследований весьма разнообразна. Все педагогические исследования проводятся по заранее разработанной программе, от тщательности обоснования которой, разработки её отдельных положений и разделов будет зависеть успех исследования в целом.
Цель исследования: рассмотреть особенности проведения эксперимента в педагогической практике.
Проблема организации и планирования педагогического эксперимента рассматривается в трудах многих известных педагогов: С.И. Архангельского, В.И. Михеева, Ю.К. Бабанского, В.И. Журавлева, В.И. Загвязинского, А.И. Пискунова и др. [2, c. 94].
Любое научное исследование представляет собой вид познавательной деятельности, который направлен на получение новых знаний, информации, изучение научных и практических проблем с помощью специальных методов (эксперимент, наблюдение, тестирование, анкетирование и т.п.).
Важным методом эмпирического исследования является эксперимент (от лат. – проба, опыт). Под педагогическим экспериментом современная педагогика высшей школы понимает метод эмпирического исследования, основанный на активном и целенаправленном вмешательстве субъекта в процесс научного познания явлений и предметов реальной действительности путем создания контролируемых и управляемых условий [1, с. 74].
Целью педагогического эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями [3, c. 183].
Организация и проведение эксперимента в высшем педагогическом учебном заведении включает в себя три этапа. Первый – констатирующий, направленный на установление существующих, на момент эксперимента, характеристик и свойств изучаемого явления.
Второй этап проведения эксперимента – формирующий. Он реализуется с помощью специально построенной исследователем экспериментальной модели развивающих и формирующих воздействий на предмет исследования.
На третьем этапе – контрольном, организуется проверка результативности исследования, в котором участвуют обе группы участников (основная и контрольная). Целью исследования на данном этапе является «снятие» эмпирических показателей предмета познания после проведенной процедуры формирующих воздействий. [2, c. 84].
Таким образом, педагогический эксперимент – это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического исследования, направленная на открытие нового педагогического знания, проверку и обоснование заранее разработанных научных предположений, гипотез.
Подводя итоги, считаем необходимым отметить наиболее важные условия эффективного проведения педагогического эксперимента:
Список использованных источников
© 2016, Коваленко Эмма Вадимовна 455