СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ХОДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

УДК 37.013.74:368.08

Коваленко Эмма Вадимовна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 5»

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ХОДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Актуальность исследования. В зависимости от целей, которые возникают в процессе управленческой деятельности, имеющихся ресурсов, форма педагогических исследований весьма разнообразна. Все педагогические исследования проводятся по заранее разработанной программе, от тщательности обоснования которой, разработки её отдельных положений и разделов будет зависеть успех исследования в целом.

Цель исследования: рассмотреть особенности проведения эксперимента в педагогической практике.

Проблема организации и планирования педагогического эксперимента рассматривается в трудах многих известных педагогов: С.И. Архангельского, В.И. Михеева, Ю.К. Бабанского, В.И. Журавлева, В.И. Загвязинского, А.И. Пискунова и др. [2, c. 94].

Любое научное исследование представляет собой вид познавательной деятельности, который направлен на получение новых знаний, информации, изучение научных и практических проблем с помощью специальных методов (эксперимент, наблюдение, тестирование, анкетирование и т.п.).

Важным методом эмпирического исследования является эксперимент (от лат. – проба, опыт). Под педагогическим экспериментом современная педагогика высшей школы понимает метод эмпирического исследования, основанный на активном и целенаправленном вмешательстве субъекта в процесс научного познания явлений и предметов реальной действительности путем создания контролируемых и управляемых условий [1, с. 74].

Целью педагогического эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями [3, c. 183].

Организация и проведение эксперимента в высшем педагогическом учебном заведении включает в себя три этапа. Первый – констатирующий, направленный на установление существующих, на момент эксперимента, характеристик и свойств изучаемого явления.

Второй этап проведения эксперимента – формирующий. Он реализуется с помощью специально построенной исследователем экспериментальной модели развивающих и формирующих воздействий на предмет исследования.

На третьем этапе – контрольном, организуется проверка результативности исследования, в котором участвуют обе группы участников (основная и контрольная). Целью исследования на данном этапе является «снятие» эмпирических показателей предмета познания после проведенной процедуры формирующих воздействий. [2, c. 84].

Таким образом, педагогический эксперимент – это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического исследования, направленная на открытие нового педагогического знания, проверку и обоснование заранее разработанных научных предположений, гипотез.

Подводя итоги, считаем необходимым отметить наиболее важные условия эффективного проведения педагогического эксперимента:

  • предварительный теоретический и ретроспективный анализ предмета или явления;
  • конкретизация гипотезы, выделение в ней новизны, необычности;
  • четкая формулировка задач эксперимента, определение признаков;
  • длительность проведения эксперимента, определение которой должно основываться на анализе предшествующего опыта исследований в той или иной области [5, c. 201].

Список использованных источников

  1. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С.И. Архангельский. – М.: Просвещение, 2006. – 286 с.
  2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект) / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 2002. – 475 с.
  3. Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 2008. – 409 с.
  4. Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / П.И. Образцов. – Орел, 2000. – 545 с.
  5. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований / В.М. Полонский. – М.: Педагогика, 2007. – 244 с.
08.04.2016 18:40


Рекомендуем курсы ПК и ПП