СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности работы с детьми «группы риска»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Особенности работы с детьми «группы риска»

(выступление на совещании при директоре)

«Все мы родом из детства…» Неважно, кем сказаны эти слова, важно, что сказаны для многих из нас, забывших, откуда мы родом. Именно в детстве может произойти такое событие, которое повлияет на будущую жизнь ребенка. Поэтому чаще мы должны вглядываться в глаза детей, чтобы остановить зло, которое к ним подкрадывается. На каждом возрастном этапе ребенок требует особого похода к нему.

Выделяют 3 этапа в развитии подростка.

1-6 кл. – докритический;

7 класс – критический;

8-9 классы - посткритический

Каков из этих этапов наиболее сложен в воспитании?

Учителя одной школы ответили так:

5 кл. – 18%

6 кл. – 18%

7 кл. – 22%

8-9 кл. – 41%

Трудности нарастают из года в год. Осложнения в работе с учащимися 1-6-классов не выходят за пределы школьных проблем. Эти дети не умеют себя вести, не приспособлены к длительному труду, не воспитано у них чувство дружбы.

В 7 классе они становятся «неуправляемыми», наблюдаются отклонения в поведении, пассивны к учебе, слова и убеждения на них не действуют, ведут себя вольно.

Сложнее всего с учащимися 8-9-х классов. Подростки в этом возрасте очень самолюбивы, появляются новые интересы вне школы, контакт с родителями теряется.

Если с 1 по 6 класс учащимся интересно узнавать новое, интересны школьные предметы, то учащиеся 7-9 кл. приходят в школу, чтобы общаться с одноклассниками.

Таким образом, старший подростковый возраст 8-9 классы оказывается сегодня самым трудным для взрослых.

В нашей школе есть классы, в которых высок уровень тревожности:

7А,8А, 8Б,8В,9Б классы. На учете состоят: 7А – Сагариев Р., 8А – Горохов В., 8Б – Зайченко К., 8В – Смирнов Д., Титоренко А., Романенко Б., 9А – Шаповалов С., 9Б – Кутузов Ю., Коновалова А.

Неудивительно, что подростки с девиантным поведением вступают в неформальные молодёжные группировки (тусовки) и организации. Чувство одиночества, непонимания старшими, желание выделится в среде подростков, толкает их к этому.

Почему подростки становятся «трудными»? Причиной этого является социальная дезадаптация. Многие из них потеряли веру в школу, добро и справедливость. На первое место вышел культ физической силы. Проявлять свой интерес непрестижно и опасно: сверстники назовут «ботаником, заучкой». Такие подростки чаще всего совершают правонарушения, чтобы доказать свою значимость себе и окружающим.

«Трудные» ученики – это, как правило, дети из семей с нездоровой нравственной атмосферой, педагогически запущенные, склонные к конфликту с взрослыми и сверстниками, отличаются неуспеваемостью, недисциплинированностью, упрямством.

Одной из основных проблем при работе с учащимися девиантного поведения является недисциплинированность этих учащихся. Недисциплинированность может быть вызвана конфликтами из-за невозможности завоевать определённую позицию в коллективе; следующей причиной является неусвоение учащимися правил поведения и их импульсивный и двигательно – подвижный характер.

Следующей проблемой при работе с учащимися девиантного поведения классные руководители определили неуспеваемость. Основными причинами неуспеваемости являются: отставание в умственном развитии учащихся, связанное с длительными пропусками в учении или пассивностью учащихся; педагогическая запущенность (нарушение различных видов деятельность, отсутствие возможностей для реализации собственных способностей, неправильное взаимодействие с учителем).

И ещё одной проблемой, которую выявили классные руководители, является приступ упрямства (приступ протеста) учащихся.

Приступы протеста чаще всего наблюдаются в двух случаях: либо учащегося принуждают делать то, что он делать не хочет, либо, напротив, ему запрещают делать то, что доставляет ему удовольствие. Приступ протеста направлен против взрослого (в школе – против учителя). Учащийся противится не потому, что это доставляет ему удовольствие, а потому, что он попал в сложную ситуацию, справится с которой не сможет самостоятельно. Приступы протеста или упрямства возникают внезапно, без всякой подготовки и раздумий. Эти приступы не рассчитаны на внешний эффект, учащийся вовсе не ставит перед собой цель любой ценой добиться желаемого, но не исключено, что если мы будем неправильно реагировать не его поведение, приступы превратятся со временем в привычку и средство давления.

Как же работать с подобными учащимися? Прежде всего, необходимо научится предотвращать приступы протеста у учащегося. Корни упрямства кроются в душевном напряжении, поэтому прежде необходимо снять это напряжение. Первым условием душевного равновесия учащегося является спокойная, доброжелательная обстановка дома, ровные отношения между родителями (если это домашние дети ), доброжелательные отношения воспитателей к своим подопечным (если это воспитанники детского дома).

Но если всё-таки у учащегося случился приступ упрямства, не следует подавлять его насилием. Это может вызвать враждебное отношение учащегося к учителю. Желательно быстро и решительно переключить внимание учащегося на что-то другое, что разрядит его напряжение. Не следует читать ему наставлений, призывать его к благоразумию. Не следует после того, как учащийся успокоился, дополнительно наказывать его или лишать его ласки. Наоборот, именно доброжелательность создаёт оптимальные условия для того, чтобы учащийся мог вернуться в нормальную колею.

Система профилактической работы с учащимися девиантного поведения.

  1. Выявление «трудновоспитуемых» детей.
  2. Изучение психологических особенностей педагогически запущенных детей, интересов и склонностей.
  3. Проведение индивидуальных бесед, консультаций для учащихся, их родителей и воспитателей.
  4. Организация совместной работы с Берсеневским детским домом.
  5. Проведение дней профилактики с приглашением инспекторов ИДН.
  6. Ежедневный контроль за пропусками занятий учащихся.
  7. Изучение склонностей и интересов «трудновоспитуемых» учащихся и привлечение их к деятельности по интересам.
  8. Выявление семей, в которых неблагоприятные условия для жизни и учёбы ученика.
  9. Посещение неблагополучных семей на дому.
  10. Психологическая коррекция взаимоотношений «трудновоспитуемых» учащихся.

Я считаю «трудные» - это дети, которые совершают разные дурные поступки, у них проблемы в семье, они сильно отличаются от примерных детей. Трудные дети – это дети, которых трудно исправить. Они плохо учатся, редко, небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. За время работы в школе мне тоже встречались и встречаются дети, которых очень тяжело заинтересовать чем-то, особенно на уроках. Но наша задача - в каждом ученике видеть уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё. Конечно, любить и уважать трудных детей сложнее, чем хороших, но любовь и забота нужны им больше, так как они, как правило, обделены этими эмоциями.

Нет! Не рождаются трудные дети! Просто им вовремя не помогли. С.Давидович

Категория: Завучу
19.07.2015 22:42


Рекомендуем курсы ПК и ПП