СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особые детки

Нажмите, чтобы узнать подробности

С каждым годом процент детей с интеллектуальной недостаточностью и сложной структурой дефекта, к сожалению, увеличивается. Часто в начале школьного пути это совершенно беспомощные дети: многие из них не умеют говорить, играть со своими сверстниками, не владеют навыками самообслуживания. Всему, чему обычный ребенок учится в семье, ученика нашей школы приходится долго и упорно обучать.

Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания. Социализация - важнейшая и первостепенная задача такого обучения. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Социализация происходит в микросоциуме (семья) и в макросоциуме (обществе).

Педагоги, которые работают с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, сталкиваются с целым рядом трудностей. Нарушение связи с миром, ограниченная мобильность, бедность контактов со сверстниками и взрослыми, ограничение общения с природой, недоступность ряда культурных ценностей все это является главными проблемами детей с ограниченными способностями. Они являются следствием не только психофизического состояния ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.

В последние годы, в условиях происходящих изменений в политической, экономической и социальной жизни, а также постоянного увеличения притока детей с интеллектуальной недостаточностью, встает важнейшая задача: признать безусловную ценность любой личности, в том числе и аномальной, обеспечить ее право быть защищенной государством и всеми его институтами; уделить особое внимание проблемам гуманного отношения государства и общества к ребенку с интеллектуальным дефектом, исключающие какие бы то ни было формы его социальной изоляции.

Так как у данной категории детей снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта, следовательно процесс социализации умственно отсталого ребенка затруднен. Одним из важнейших средств, способствующих социальной адаптации детей, является процесс формирования целой совокупности принципов, убеждений, взглядов, определяющих отношение личности к действительности. Учитывая особенности интеллектуального развития воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида, следует отметить, что именно формирование сознания умственно отсталого ребёнка наиболее затруднено и наименее поддаётся коррекции. Ребенку трудно освоить сложный окружающий мир во всей его полноте, многообразии и сложности отношений в мире природы и человеческом обществе.

Осложняется процесс социализации детей с интеллектуальными нарушениями и трудностями в общении. Общение-это фундаментальная основа человеческой жизни. Оно является существования и жизнедеятельности. Умственно отсталый ребенок, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются непродуктивными. Слабо формируется умение пользоваться средствами речевого этикета, принятого в обществе. Обучающиеся испытывают затруднения при оформлении речевого высказывания, допуская ошибки в его правильности, точности, логичности, чистоте и уместности высказывания.

Все вышеперчисленные проблемы умственно отсталого ребенка, препятствующие успешной социализации, очевидны, но работу в этом направлении необходимо продолжать, чтобы помочь ребенку с проблемами в интеллектуальном развитии приспособиться к окружающему миру.

Конечно же правильно организованная учебно-воспитательная работа будет способствовать максимально возможной социальной адаптации ребенка с умственной отсталостью.Мы понимаем, что некоторые наши дети возможно никогда не станут настолько самостоятельными во всем, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Но это очень важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться.

Так одним из многих возможных путей по социализации можно предложить участие нашим ребятам во всевозможных мероприятиях, как интеллектуальных, так и творческих. Детей, с которыми работаю и в школе и на дому, стараюсь максимально приобщить к такой деятельности, кого-то нужно выманивать из его раковины, кто-то с огромным желанием бросается в новый мир. у нас есть результаты, но о них в другой раз..

06.03.2015 15:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!