СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Человеческий голос – это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры. Золтан Кодай. Музыка родилась из двух источников – слова и движения. Рождение музыки из этих двух источников естественно определило появление двух исконных видов музыкальной деятельности: пения и танца. Пение – любимый всеми детьми вид музицирования. В сравнении с инструментальной музыкой пение обладает большей силой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение следует также рассматривать как средство оздоровления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие, и, по мнению врачей, является лучшим видом дыхательной гимнастики. Пение способствует усвоению звуковой системы родного языка. Благоприятствует становлению правильного грамматического строя речи. В теории дошкольной педагогики детское пение рассматривается с разных сторон: охарактеризованы все разновидности певческой деятельности - исполнение песен, распевание, пение сопровождаемое движением или игрой на инструментах. Показаны интересные приемы привлечения детей к сочинению песен. Разработана система индивидуально-дифференцированного подхода к пению детей на занятиях. Отмечена плодотворность накопления музыкального опыта, формирования слуха и общей культуры посредством исполнения произведений народного творчества. Педагоги-музыканты накопили большой опыт по формированию личности ребенка в процессе обучению пению. В то же время, остаются актуальными вопросы выработки навыка чистого интонирования и постановки певческого голоса. Названные проблемы являются предметом моих педагогических исследований. Голоса дошкольников делятся на три природных типа: высокие, средние и низкие. Каждый из типов голосов характеризуется присущими ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазонами.Некоторые дети имеют в диапазоне альтовые звуки – соль, ля, си малой октавы,и вместе с тем, есть отдельные дети,имеющие в диапазоне ре, ми, фа, соль второй октавы.В удобной, соответствующей голосу тесситуре,ребенок поет значительно чище интонационно и при этом непринуждённо, гораздо свободнее и красивее.Диагностику вокальных возможностей желательно проводить систематически и формировать репертуар группы учитывая голосок каждого “соловушки”.Развитие вокальных способностей детей должно идти по пути рационального развития этих возможностей с соблюдением разумных пределов силы и продолжительности пения. У детей 2-3 лет начинается переход от агуканья и гуления к пению. В этот период огромное значение имеют пальчиковые игры. Формированию певческой интонации способствуют подвижные игры с пением, равноправными участниками которых являются любимые игрушки детей – зайчик,киска,собачка и.т.п. В игре"Мишка" дети, увлеченные сюжетом, несколько раз без нажима повторяют одну и ту же интонацию. С каждым разом пение становится более точным и выразительным. В этой возрастной категории полезен еще один ресурс – подпевание маме. Появление сознательной речи у малыша знаменует переход к словесному типу интонирования. В песенном репертуаре преобладают песенки - картинки, песенки - диалоги, песенки - считалки с короткими фразами, и небольшим диапазоном. Детям даются первые вокальные глиссандо: "ветер шумит"; "волна нахлынула на берег и отступила". Озвучиваются музыкально -ритмические движения: "цокает"копытцами (языком) лошадка, Мурка, глядя на детей, сначала мурлычет, а потом, "выпустив коготочки", шипит. Ещё одна немаловажная составляющая в формировании юного вокалиста-встреча с благодарным слушателем в лице педагога-музыканта, радостно приветствующего детские песенные сочинения. Малыши много и легко поют "свои песни". По структуре эти импровизированные попевки и мелодии уже приобретают упорядоченную форму и стройность музыкального изложения. Пение a capella позволяет малышу услышать себя. В результате систематической работы к концу пребывания в младшей группе у детей развиваются простейшие певческие умения. Вместе с тем, они ещё не умеют свободно пользоваться своим дыханием и речью, многие слова произносятся ими не верно и не полно. Поэтому, наряду с пальчиковой гимнастикой, мы вводим ежедневные упражнения фонематической ритмики. Эти упражнения являются обязательной частью утренней гимнастики Освоение их начинается с гласного "у". Из согласных звуков первыми вводятся сонорные. Каждое новое упражнение разучивается после освоения предыдущего. Упражнения фонематической ритмики способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания продолжительности выдоха, его силе, постепенности. Они также формируют умение изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы. При помощи этих упражнений дети учатся выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами. Песенный репертуар средней группы постепенно пополняется не сложными напевными песнями. С удовольствием разучиваются фольклорные хороводы и игры. Не все дети могут петь протяжно, и не стоит акцентировать внимание на недостатках. Стимулировать поиск правильного звучания целесообразно звуковым эталоном: выразительным пением взрослых, и "поющих" детей. В словесных замечаниях желательно избегать динамических терминов громко и тихо. Эффективней оказываются образные сравнения. С этого возраста можно "приохотить" любого ребенка к пению. На помощь приходят песенки - диалоги, где каждый ребенок может, и, как правило, хочет солировать. Правильное чередование солистов может улучшить качество пения всей группы. После нескольких повторений песни "Жук" музыка Е. Попляновой на стихи Ю. Мориц дети дают характеристику по образу, нарисованному голосом: "Жук веселый, любит путешествовать", "он в дороге попал под дождик, промок и охрип". После такого анализа дети безошибочно находят правильную интонацию. В самом начале работы в детском саду меня удивило то, что старшие дошкольники, (среди них преобладали мальчики), непринужденно поющие во время свободных игр, не любили петь на музыкальных занятиях. Со временем стала понятна причина этого противоречия. Пение – самая статичная часть занятия. Дети старшего возраста, до музыкальной деятельности находятся в ограниченном пространстве группы и испытывают огромную потребность в движении. Мы попробовали расширить двигательную сферу музыкального занятия и разрешить детям произвольно двигаться во время исполнения быстрых песен, действуя при этом в их интересах, но не рассчитывая на улучшение качества пения, скорей ожидая негативный результат. Первой песней, подвергшейся такому "негуманному отношению" был популярный детский хит - французская народная песня " Танец маленьких утят". Однако, песня от занятия к занятию звучала лучше и чище: на подскоке легко преодолевался даже октавный скачок в припеве. Не случайно в песенных традициях многих народов певцы действуют в песне. Движение, жест, непосредственно вытекающие из настроения, ритма, внутренней эмоции песни, естественно передаются исполнителям и слушателям. Народные песни таят в себе немалые богатства – смысловые, звуковые, интонационные. Пение в фольклорном коллективе благоприятно влияет на развитие индивидуальных вокальных способностей каждого ребенка. Почти тридцать лет я занимаюсь с малышами. Дети вырастают и некоторые из них продолжают петь, радуя слушателей и педагогов своим прекрасным пением.
© 2018, Неверова Елена Васильевна 134