СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Работая учителем музыки в системе образования 44 года с общим педагогическим стажем 44 года, я всегда была уверенна, что уроки музыки – это в большой степени уроки жизни. Практически нет урока, на котором не было бы самого важного и самого трудного, что мы привыкли называть «воспитательными моментами». К сожалению, часто в практике приходиться наблюдать именно «моменты», да к тому же еще изобилующие скучными нравоучениями, прописной моралью. На уроках му
Всем известно, что основа основ любой программы по музыке – ее тематическое строение, это стержень содержания программ всех классов – с 1 по 8. Многие из педагогов ведут уроки по программе Д.Б.Кабалевского именно потому, что только этим педагогом, композитором, музыкантом была написана такая программа с поурочными планами и соответствующей фонотекой. Но время идет, меняется отношение к многому, что раньше запрещалось и отвергалось. Было время, когда учителям давали право вносить свои коррективы в программы, утвержденные министерством образования, менять песенный репертуар, добавлять разработки уроков по региональному национальному компоненту, т.е. приобщать учащихся к любви своей малой Родины посредством музыки.
И вот я получила в библиотеке новые учебники, авторами которых являются Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Именно эта программа по предмету «Музыка» для 5-8 классов составлена в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования, новые педагогические технологии. Музыкальное искусство открывается перед ребенком как процесс становления художественного образа через разные формы художественного воплощения (литературные, музыкальные, изобразительные). Идет опора на выявление жизненных связей музыки. В данной программе урок музыки не просто урок развития сенсорных музыкальных способностей, а урок искусства, когда развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание и, в том числе, музыкальные способности: тембровый слух, чувство ритма, музыкальное мышление и т.д.
Изучив и ознакомившись с новой программой и новыми стандартами общего образования по искусству, я пришла к выводу, что это именно то, чего все педагоги так давно ждали.
Не секрет, что дети, посетив один раз в неделю урок музыки, забывают о чем шла речь на предыдущем уроке, особенно в начальных классах, так как начиная с 5 класса мы вводим тетради, в которых записываем темы уроков и музыкальные термины. И вот, благодаря учебникам, которые я раздаю детям на уроках, эта проблема отпала. Ведь намного легче воспринимается материал визуально, где каждый может прочитать, увидеть и вспомнить о чем шла речь.
Содержание уроков базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
В соответствии с требованиями новых стандартов в программе заложены основные методические принципы:
-увлеченности;
-триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя;
-тождества и контраста, сходства и различия;
-интонационности;
-диалога культур.
Использование методов художественной педагогики:
-художественное, нравственно-эстетическое познание музыки;
-интонационно-стилевое постижение музыки;
-эмоциональная драматургия;
-концентричность музыкального материала;
-забегание вперед и возвращение к пройденному;
-создание «композиций»;
-художественного контекста.
В учебниках размещается достаточно большое количество разнообразной информации. Присутствует литературный, изобразительный компонент, современность материала.
Фонохрестоматии музыкального материала изданы на аудиокассетах, в них включены записи выдающихся исполнителей и исполнительских коллективов. При составлении фонохрестоматий использованы достаточно крупные фрагменты сочинений, которые можно использовать и во внеурочное время, на мероприятиях.
В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото и видеокамерами. Практически в каждой школе есть компьютер или компьютерный класс. Человечество использует новые технологии себе во благо, в том числе, и для обучения.
И в своей работе я имею возможность ввести в изучение тем компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.
Многие считают, что использование компьютера возможно на «технических» предметах, например, на физике, математике, химии и т. д. На мой взгляд, использование компьютера возможно на любом уроке, а особенно на музыке. Музыка и компьютер – совершенно совместимые вещи. Хотите, чтобы учащиеся ходили к вам на уроки без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные технологии и результат не заставит вас ждать.
В своей работе я использую несколько программ для работы с музыкой на компьютере. Их можно разделить на следующие группы:
Таким образом, использование учебников, видеомагнитофона, компьютера очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.
Исходя из требований новых стандартов, при анализе тем уроков данной программы я отметила, что во всех классах прослеживаются основы музыкальной культуры: «Музыка как вид искусства», «Народное музыкальное творчество», «Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа 19-20 веков», «Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа 19-20 веков», «Отечественное и зарубежное музыкальное искусство 20 века», «Представления о музыкальной жизни России и других стран».
Выразительно и ярко проходят уроки по теме «Природа в музыке нашего края» (изобразительность музыки). При анализе музыкальных произведений дается характеристика музыкальных произведений в соответствии с видами природы малой Родины. Для этого использую слайд-шоу «Мое Заполярье», в просмотре на компьютере.
Огромную помощь на уроках дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Прослеживаем историю развития той или иной группы, узнаем о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушиваем запись или просматриваем видеоклип.
Пройдя весь цикл уроков музыки, учащиеся несомненно приобретут опыт музыкально-творческой деятельности. Ведь слушание музыки дает возможность увидеть музыку в своем воображении. Музыка рисует живые картины, именно живые, потому что нарисованная картина неподвижна, а музыка – сама живая, она движется. Из своего опыта я практикую дать название произведению. Это заставляет учащихся сосредоточиться, осознать самое главное, показать суть музыкального образа, как они его услышали. Такое задание предлагается, как правило, перед прослушиванием незнакомого произведения. Ответы ребят дают представление о степени развития их музыкального восприятия.
Самым главным в своей педагогической работе считаю вокальную работу. Сама очень люблю петь. Уроки, особенно в младших классах, начинаю с вокальных приветствий. Благодаря этому, дети плавно переходят от всех предметов, которые были до меня, в мой урок. Я убеждена, что в программе заложено самое главное, что касается вокально-хоровой работы, как любой исполнительской деятельности - это необходимость развивать умение вслушиваться в чужое и собственное исполнение. Для этого использую микрофон и компьютерную программу VocalJam. Эта программа построена по принципу – проигрывается «минус», а на экране выводятся слова песни.
Детям интересно послушать произведение в исполнении преподавателя и самому самостоятельно попробовать исполнить произведение разными тембрами или просто поиграть понравившимся тембром в игре на синтезаторе.
Применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием будут ходить на уроки, повысится результативность и, главное, интерес детей к нашим урокам.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не «подменить» его общением с компьютером, не «засушить» урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлеченный новой методикой, учитель должен использовать только те ее открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребенка.
Есть еще одна опасность, о которой следует сказать в данной работе. Новая методика не должна противоречить здоровьесберегающим технологиям. Учитель обязан помнить не только о богатейших возможностях видео-метода, но и о большой зрительной нагрузке во время урока.
Для того чтобы изменить деятельность на уроке музыки, в своей работе использую музыкально-пластические движения. Считаю, что ритмика должна являться составной частью урока.
В последние годы движение под музыку стало неотъемлемой частью урока музыки в школе. Давайте же вникнем в смысл слова "ритмика" и ее значение в жизни ребенка.
Итак, ритмика – это система упражнений для развития чувства ритма, состоит из физических упражнений, строящихся на основе музыки, предназначенных для ритмического воспитания.
Все мы знаем, что, придя из детского сада в школу, ребенок забывает о танцевальных движениях, о музыкально-дидактических играх, о проявлении своих творческих способностей в этой области развития. Вот почему на методических объединениях учителей музыки сейчас отводится особое внимание на неразрывность работы детских садов и школы, о дальнейшем развитии способностей детей.
Не зная специфики работы в детском саду, учителя музыки очень точно охарактеризовали ситуацию: "Нам трудно, а детям - скучно". Вот потому особенно важно включать различные виды движений под музыку в начальной школе. Детям этого возраста свойственна подвижность, и они с удовольствием выполняют различные движения под музыку, включаются в музыкальные игры, связанные с движением.
Движение под музыку является дидактически важной частью процесса музыкального воспитания, так как позволяет достаточно эффективно влиять на развитие музыкальных способностей метро - ритмического чувства.
Движение под музыку развивает творческую фантазию, воображение ребенка. Различные творческие задания позволяют активно влиять на личность ребенка, давая выход детскому стремлению к самовыражению. Красота музыки и красота движений, рождаемых ею, создают на уроке особую эмоционально насыщенную атмосферу погружения в мир музыкального искусства.
В процессе работы большое внимание уделяется разнообразным заданиям, связанным с метро – ритмом: различные виды ходьбы, связанные с передачей метрической пульсации; элементы танцевальных движений, в первую очередь различные виды танцевального шага: притопы, шаг польки, выставление ноги на пятку или на носок, хороводный шаг, переменный шаг, шаг с подскоком и так далее.
Встречаясь со всем классом на уроке музыки один раз в неделю, невозможно узнать индивидуальные черты характера, способности, интересы каждого ребенка. При разучивании песенного материала мы занимаемся в классе, а для его обыгрывания отправляемся в зал. Вот здесь и раскрывается талант ребят, непринужденность, естественность действий во всех видах музыкальной деятельности, точность певческих и музыкально – ритмических навыков.
На уроках ребята много поют, играют музыкальные игры, тут же учатся их инсценировать, используя для этого атрибуты костюмов, танцуют пляски. Ребенок приобщается к музыке, исполняя произведения не только по заданному образцу, а и вкладывая свое отношение путем создания новых образцов и действий.
Песенное творчество представляет собой импровизацию детьми попевок, несложных мотивов, которые сопровождают их игры, выражают удивление, радость, сожаление.
Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности.
Взаимосвязь музыки и ритмики помогает правильно понять художественное произведение. Например, после прослушивания программной пьесы у детей возникает интересный замысел игры. Они распределяют роли, предлагают свой план развития сюжета, инсценируя народную песню, стараются по - своему изобразить действие.
В структуре урока музыки ритмические движения являются его частью, длящейся три – пять минут, выполняющие роль двигательной разрядки.
Занимаясь в зале, дети чувствуют себя более раскрепощено на праздничных мероприятиях, ведь не секрет, что они обычно боятся выступать, боятся сцены, микрофона, боятся показать свои знания и умения.
Кроме всех перечисленных выше видов музыкальной деятельности, в то же время я не только не "прячу" от ребят развлекательную легкую музыку, но, напротив, знакомлю с ней в самых лучших записях, в исполнении лучших музыкантов. И на этих образцах я хочу так сформировать их музыкальный вкус, воспитать в них такую музыкальную культуру, которая поможет им самим отличить хорошее от плохого в "легкой" музыке так же, как и в музыке "серьезной". Если это удастся – я буду считать, что труды мои не пропали даром.
На уроках использую такие песенные музыкально – ритмические движения, как: "Антошка", В.Шаиньского, "Научи нас веселиться", японская народная песня, "Танцуйте, сидя", Б.Савельева, "Хлопай, не зевай", р.н.м., "Топ, топ, хлоп, хлоп", "Буги – Вуги", англ.п., "Золотой ключик", В.Плешака (танец "Летка - Енька"), "Казачок" р.н.м., "Плетень" р.н.и. и другие. Использую "Музыкальную карусель", "Музыкальное лото", музыкальные инструменты.
Итак, применение данных технологий отличается высокой результативностью и способствует:
Не боясь показаться высокопарной, в заключение скажу: для чего мы стали учителями музыки? Для музыкального преображения мира (это слова Пришвина). И программа начинает действовать только тогда, когда мы, во-первых, поверим в себя, а во вторых, проявим профессионализм учителя, который беспокоится прежде всего о том, чтобы развивать человеческую личность средствами музыки, и в этом направлении развивает свое профессиональное мастерство.
© 2023, Абдулгапурова Гулишат Зиявдиновна 140