СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие студии «Керамика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое занятие студии «Керамика»

Тема урока: Лепка глиняного рельефа «Цветы»

.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Форма урока: Практическая работа

Цель:

  1. Формирование у детей практических умений и навыков лепки рельефа комбинированным способом.
  2. Воспитание чувства прекрасного.
  3. Развитие мелкой моторики.

Задачи :

  1. Познакомить с историей развития керамики.
  2. Раскрыть учащимся с понятие «рельеф».
  3. Активизировать у учащихся творческое воображение.

Оборудование и материалы:

- для учителя:

1.Таблицы с приёмами и этапами выполнения работ (лепки)

2. Рисунки цветов.

3. Глина, доска, стеки разной формы, кисти.

- для учащихся:

Глина, доска, стеки разной формы, кисти.

План урока

  1. Организационный момент. Организация рабочего места.
  2. Целеполагание.
  3. Ориентировка в задании (беседа о керамике, истор. справка, анализ репродукций,разбор этапов работы )
  4. Практическая работа (инструктаж по технике безопасности, лепка по шаблону).
  5. Рефлексивный анализ работ :

а) Что вам понравилось в сегодняшней работе ?

б) Что вы узнали нового?

в) Какие чувства испытали при выполнении работы ?

г) С какими трудностями столкнулись?

д) Кто из вас хотел бы продолжить занятие керамикой ?

  1. Домашнее задание.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель входит в класс,приветствует учеников.

Учитель: Прошу приготовиться к уроку. У вас на партах находятся глина, инструменты (стеки, доска для лепки ). Это все понадобится нам сегодня для занятия.

Тема у нас очень интересная - изготовление рельефа из глины

« Цветы »

Вопрос: Кто мне скажет, что за материал глина ?

А что такое керамика ?

Глина, обожженная в костре - первый искусственный материал, полученный человеком. Свойства этого материала раскрывались человеку постепенно. До сих пор треть человечества живет в глинобитных жилищах. И это, не считая домов из обожженных кирпичей. Из глины делают не только стены, но и полы с крышами. Впервые появившиеся в Месопотамии клинописные письмена выдавливали на тонких глиняных табличках. Да и в сложный состав современной бумаги обязательно входит белая глина.

Есть старая русская загадка: «Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был. то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал». До недавнего времени любой деревенский житель быстро разгадал бы ее. Это ведь обыкновенный печной горшок. А сама загадка подробно рассказывает его «жизненный путь».

«Копанцами» в русских деревнях называли ямы, где добывали глину. Гончары почтительно говорили о ней: «живая». Естественно, если находят залежи ценных видов глины, то около них быстро вырастают гончарные производства. Так, например, случилось в Гжели под Москвой, где была найдена белая глина.

Найти подходящую глину дело непростое. Не всякая глина подходит для любого вида керамики. У каждого гончара были свои заветные «копанцы», которые он тщательно скрывал и оберегал от посторонних глаз. В каждом таком «копанце» скрывались разные глины. Цвет «живой глины» обманчив. Высохшая на воздухе, она. как правило, лишь немного светлеет. Но при обжиге большинство глин резко меняют свой цвет: зеленая становится розовой, бурая - красной, синяя и черная - белой. Например, мастера из села Филимоново под Тулой лепят свои знаменитые игрушки из черно-синей глины, которая после обжига приобретает белый, чуть кремоватый цвет. В печи при обжиге выгорают все органические частицы, которые придавали ей «живую» черную окраску. Только белая глина и после обжига остается белой.

Добыв глину, гончар складывал ее в «глинник» - специальную яму, стены которой делали из бревен или толстых досок. Яму заливали водой и выдерживали в ней глину, чем дольше вылеживалась глина, тем качественнее она становилась.

Потом приходила очередь побывать глине на «топанце». Здесь хорошо вылежавшуюся глину разминали. Делали это на полу, предварительно посыпав его песком. Проминкой глины («топанием») занималась вся семья, в том числе и дети. Глину топтали ногами до тех пор, пока она не превращалась в тонкий лист. Его скатывали в рулон, складывали пополам и опять топтали. Потом опять и опять, пока глина не превращалась в однородную массу - «глиняное тесто».

Иногда для облегчения изделия добавляли опилки. Мастера же Средней Азии до сих пор добавляют пух тополя, рогоза или измельченную шерсть животных. И уже перед самой лепкой гончар «перебивал» глину. Для этого он катал из глиняного теста колобок, который с силой бросал на стол. И только потом, тщательно подготовленная однородная глиняная масса, попадала на гончарный круг - «кружало».

Но гончарный круг появился не сразу. Сначала долго время гончары формовали свои изделия вручную.

Однако массовое производство керамики все же удобнее было организовывать с помощью гончарного круга. Потому и в русской загадке горшок не слеплен вручную, а изготовлен на «кружале». Первые гончарные круги были ручными. Левой рукой гончар постоянно вращал круг, а правой формовал сосуд. Позже появился ножной круг, который приводился в движение ногами. Такой круг позволяет изготавливать очень изящные тонкостенные сосуды. С давних времен из глины делали не только сложные сосуды или прихотливые скульптуры, но и простые детские игрушки. До сих пор заслуженной славой пользуются «дымковские» игрушки из Вятской области, «филимоновские» из Тульской, «абашевсхие» из Пензенской. Для них характерен обобщенный облик персонажа и яркая раскраска. Лепили такую игрушку, конечно, вручную. Игрушечник выбирал самые выразительные детали и просто прилеплял их друг к другу. Затем вся фигура промазывалась сверху «глиняным молочком», скреплявшим ее.Часто такие фигурки еще и звучали - их делали в виде свистков.

«Пожар», о котором говориться в русской загадке, - это обжиг, один из самых важных моментов в изготовлении глиняной посуды. При обжиге из глины удаляется влага, распадаются одни вещества, образуются другие. Только после обжига глина превращается в новое, искусственное вещество - керамику. Для обжига хорошо просушенное изделие помещали в костер, русскую печь, горн. Сегодня для этого используют электрические муфельные печи.

Превращение глины в керамику происходит при температуре 500 - 900° С. И чем ниже температура обжига, тем дольше идет процесс. До сих пор в Средней Азии, Африке, Америке народные мастера ведут обжиг на кострах. Изделия ставятся в несколько ярусов на кирпичи прямо на землю и обкладываются со всех сторон дровами. Такой обжиг длится от 8 часов до нескольких суток. В специальном же гончарном горне, где удается довести температуру до 900° С, обжиг идет значительно быстрее. В Средине века горн был непременной принадлежностью всех ремесленных гончарных слобод. Да и сама профессия гончара получила свое название от слова «горн» после выпадения неудобной в произношении буквы «р».

Последней стадией обработки, теперь уже керамики, русская загадка называет «обвар». При обваре посуда становится еще прочнее и меньше пропускает влагу. Для этого еще горячую керамику щипцами вынимали из печи и погружали в ржаной или овсяный кисель, квасную гущу или молочную сыворотку. Эти клейкие жидкости, глубоко проникая в стенки посуды, надежно закупоривали ее поры. Изменялся при этом и внешний вид изделия: оно покрывалось своеобразными темными пятнами, предохраняющими сосуд, по убеждению гончаров, от дурного глаза.

Со временем, такой древний способ обвара применялся все реже и реже. Все больше гончары предпочитали покрывать изделия тончайшим слоем стекла - глазурью, или поливой.

Каким образом обычный печной горшок «людей кормил» объяснять не надо. А вот почему его в «старости пеленали»? Дело в том, что горшок был так ценен в русском быту, что даже треснувшие горшки не выбрасывали. Их обвивали узкими распаренными лентами бересты. Береста, высыхая, плотно облегала стенки и такие спеленутые горшки могли служить еще долги

Керамика является частью скульптуры Искусство керамики — изготовление различных предметов из глины — древний вид народного ремесла. С незапамятных времен керамические изделия служили человеку. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары создавали разнообразные по форме и декору горшки, миски, кувшины, блюда, фляги и многие другие предметы, необходимые в быту. Пластичность материала, его тональность, колористическое многообразие глазурей, придающих изделиям пеструю и сочную окраску, способствовали тому, что керамические изделия выполняли не только сугубо утилитарную функцию, они становились произведениями искусства.

Изобразительная деятельность, в частности лепка обладает огромной познавательной силой, развиваются зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность. Для развития моторики человека большое значение имеет занятия пластическими видами искусства. Особенно важным для развития ребенка является овладение движениями рук. Сегодня ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. А это значит что занятия лепкой способствуют развитию не только мелкой моторики, но и участвует в формировании у детей активной мозговой деятельности, а значит являются предпосылкой эффективного усвоения ими новых знаний, способствуют саморазвитию личности, росту творческого потенциала ребенка, т. е. в значительной степени определяют эффективность учебно-воспитательной деятельности

А теперь попробуем на практике, ЧТО ТАКОЕ ГЛИНА !

Давайте вылепим простую плакетку.

Практическая часть

Этапы работы (показаны на доске):

Индивидуальная работа

Учитель:

- Каждый ученик определяется самостоятельно в выборе формы основания, используемого для изготовления рельефа цветка, который он должен выполнить.

Учитель следит за выбором материала, помогает, направляет работу учеников.

Работу начинаем с заполнения основания (фона) нашего рельефа.

Лепка основания рельефа:

Сначала из целого куска глины лепится плоское основание ( плакетка ).

Листики формируют выпуклый фон, состоящий из отдельных элементов.

Лепка листочков :

  1. Лепятся шарики и овальные диски, а затем нужно заострить оба конца заготовки и расплющить ее.
  2. На каждый листик при помощи стеков наносятся длинные гладкие штрихи имитирующие прожилки.
  3. Присоединить лист к основанию рельефа с помощью жидкой глины и кисти.

Затем нанести фактуру на основание (также используем стеки).

Лепка цветка :

Цветок формируется в виде кругов разного диаметра, состоящих из отдельных лепестков. Работу начинаем с круга самого большего диаметра.

1. Скатать круглый шарик,а затем,раскатывая его на ладони,придать ему сужающуюся форму.

2. Сформировать маленькую каплю сплющить ее. Прикрепить заготовки на основание так, чтобы сужающийся конец был направлен к центру круга. Расплющить узкий конец и закрепить лепестки по кругу,(примазав) заготовки к основанию ( от большого диаметра к меньшему).

4. Прикрепить сердцевину цветка, которая изготавливается из такого же шарика,что и лепестки.

Заключительный этап.

Рефлексивный анализ:

1. Что вам понравилось в сегодняшней работе?

2. Что вы узнали нового?

3. Какие чувства испытали при выполнении работы ?

4. С какими трудностями столкнулись?

- По результатам рефлексивного анализа учащимся понравилось работать в коллективе, свобода выбора задания, самостоятельность, без принуждения, без страха быть непонятыми.

- При самостоятельной работе были спокойны, не переживали, если что не получалось. Помогали друг другу. Было ощущение радости, праздника сотрудничества.

- Столкнулись с небольшими трудностями при выборе цвета, компоновки изображения,

Но вся работа, в целом, оставила приятные эмоциональные впечатления. Все работали, творили, мечтали. Фантазировали.

Учитель:

Большое спасибо за урок!

Использованная литература :

«Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей» авт. В.Б. Косминская,Н.В.Халезова. «Научитесь лепить» авт. Кэтрин Дьюи.

Категория: ИЗО
11.01.2016 15:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!