СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Открытый урок химии в 8 классе по теме
«Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества»
Практическая работа выполняется по инструкции и содержит несколько вариантов.
Цели. Уметь готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, используя следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворение; производить необходимые расчеты; знать расчетную формулу для определения массовой доли растворенного вещества, правила пользования химической посудой и реактивами.
Задачи урока |
Универсальные учебные действия |
|
Образовательные: выявить и закрепить основные понятия по теме, изучить практическую значимость процесса растворения и его зависимость от различных факторов,повторить и использовать правила ТБ, формированать навыков решения задач на нахождение массовой доли растворенного вещества |
Познавательные: знать определение основных понятий, уметь систематизировать и структурировать результаты,практически применить знания о растворах и массовой доле растворённого вещества, |
|
Развивающие: формировать и совершенствовать умения практической работы с реактивами и оборудовании в химическом кабинете, формировать навыки работы в группе, развить общенаучные и метапредметные умения, формировать экспериментальных умений готовить растворы заданной концентрации. |
Личностно -регулятивные: уметь прогнозировать и оценивать результаты практической деятельности, развивать навык познавательной деятельности, самооценки и саморегуляции. |
|
Воспитательные: воспитывать культуру обучения в сотворчестве с преподавателем, классом в целом и малой группой, формировать навыки учебно-познавательного процесса. |
Коммуникативные: уметь организовывать работу в сотрудничестве, участвовать в обсуждении, аргументировать позицию. |
Методы и методологические приемы:
Данный урок предполагает работу в малых группах с использованием технологии обучения в сотрудничестве и компетентностного подхода, методов активного обучения, которые обеспечивают включение обучающихся в активное взаимодействие и общение.
В ходе урока применяется беседа, с помощью которой повторяются основные понятия темы как: растворы, растворимость.
Воспроизведение полученных знаний контролируется через самостоятельную работу, а правила по технике безопасности – тест. В целях самостоятельного решения предусмотрена
Оборудование для учителя и обучающихся:
Инструкция по технике безопасности при работе в химическом кабинете (презентация).
Оборудование. Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, колба под приготовленный раствор.
Реактивы. Кристаллическое вещество (соль), вода.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.(1мин)
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Я рада вас видеть.
Урок я хочу начать словами М.В. Ломоносова:
«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».
2.Постановка темы и цели урока.(5мин)
Я прошу обратить ваше внимание на различные предметы (различные растворы йодной настойки, капли в нос - «називин», перекись
-Назовите то, что Вы видите? Как можно назвать одним словом? (Растворы)
-Ребята, вспомним, что такое растворы? (Однородные системы, состоящие из частиц растворителя и частиц растворённого вещества.)
-И чего состоит раствор?(из растворенного вещества и растворителя(воды))
Пример: растворим сахар в чае (по 1,2,3 кусочка в разные стаканы )
Какой чай будет более сладким? Почему? (разная масса растворённого вещества, а масса воды одинакова)
-Как называется отношение массы растворённого вещества к массе раствора?(массовая доля)
Наши ключевые слова раствор, доля
-А надо ли обычному человеку уметь готовить раствор? Приведите примеры.
-Как вы думаете какая тема урока сегодня?
- Тема нашего урока посвящена выработке практического умения приготовления растворов с определённой массовой долей растворённого вещества.
-Чему можно научиться при изучении данной темы?
В письменном отчете записываются название темы, цели, оборудование, реактивы (4–5 мин). Предлагается несколько вариантов расчетных задач для приготовления растворов и пример решения задачи.
- Химик-органик Н.Н. Семенов писал: «Химия – это наука экспериментальная, а не волшебная, и лучше в этой науке быть в безопасности, чем потом сожалеть».
При проведении любой практической работы мы с вами должны соблюдать правила техники безопасности.
тест по правилам техники безопасности (1мин)
1. Вещества на вкус:
А) можно пробовать
Б) нельзя пробовать
В) надо спросить у учителя.
2. Твердые вещества берут:
А) рукой
Б) ложечкой
В) как придется
Г) не знаю.
3. Посуду при работе надо использовать:
А) чистую
Б) грязную
В) с трещинами
4. К работе в лаборатории можно приступать:
А) когда захочешь
Б) с разрешения учителя
В) когда будешь готов.
5. Объем воды измеряют:
А) на весах
Б) в мерном цилиндре
В) примерно
Проверка теста и выставление оценок
Актуализация теоретических знаний. (5мин)
Для того чтобы приготовить необходимый раствор, мы должны вспомнить расчетные формулы.(незабываем про ключевые слова: раствор и доля)
- Какими формулами мы будем пользоваться при проведении расчетов?
(w= mв-ва : mр-ра * 100%; mр-ра = mв-ва + mводы, mводы= v*ρ).
(Два ученика, в роли химиков, объясняют всему классу правила ТБ при проведении практической работы).
1 Ученик:
Помни каждый ученик, Знай, любая кроха, Безопасность – хорошо, А халатность – плохо!
2 Ученик:
Не спеши хватать пробирку, А инструкцию читай, Убедись, что ты все понял, Вот тогда и начинай
Выполнение практической работы. (15-20 мин) по группам
На столах у учащихся находятся инструктивные карточки с заданием.
Получив задание от учителя, произведи расчет для выполнения практической работы.
1группа Приготовить 80 г 5% раствора соли (4 г. соли 76 мл воды) |
2 группа Приготовить 50 г 4% раствора соли (2г соли 48мл воды) |
3 группа Приготовить 60 г 5% раствора соли (3г соли 57мл воды) |
Итог урока. Рефлексия (5мин)
- Чему вы сегодня учились на уроке? (Приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества).
И чего состоит раствор?
- Какие действия для этого следует выполнить? ( Провести расчёт масс растворённого вещества и воды, необходимых для приготовления раствора, взвесить нужную массу твёрдого вещества, отмерить объём воды, эту смесь перемешать до полного растворения твёрдого вещества.)
- Где можно воспользоваться умением готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества? (При приготовлении сахарных сиропов, маринадов.)
- Что вы сегодня получили? (Однородную бесцветную жидкость, которая является раствором данной соли с определённой массовой долей растворённого вещества)
- Ребята, приведите в порядок рабочее место (Разобрать весы, вымыть и поставить на место химическую посуду) и вымойте руки с мылом.
VI. Домашнее задание – (1 мин.)
На следующем уроке мы сделаем лотерею из Ваших задач. Вы будете решать задачи друг друга и ставить друг другу оценки.
© 2017, Осинцева Евгения Анатольевна 342